Цели урока:
- закрепить полученные знания по данной теме;
- подтвердить на практике свойства данных веществ, используя теоретические данные;
- углубить знания по применению веществ, используя их свойства;
- закрепить и проверить приобретенные навыки в проведении химического эксперимента и написании химических уравнений.
Основная задача: коллективный метод деятельности на уроке и при подготовке к нему через опережающие задания (индивидуальные и групповые).
Порядок работы: работа осуществляется по группам (4 – 5 человек). Работу в группах осуществляют консультанты. Оценивают деятельность групп на уроке эксперты – учащиеся старших классов (10 – 11).
Оборудование:
Учитель: мультимедийный проектор, компьютер.
Ученик: чистый лист бумаги, сигнальные карточки разного цвета и формы, пробирки, спиртовка, держатель, реактивы: NaOH, H2SO4, CuSO4, Fe – гвоздь.
Ход урока:
План:
- Проверка творческого д ?з.
- Разминка.
- Химический диктант.
- Практическое задание.
- Демонстрация мультимедийной презентации (Power Point).
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов.
I. Организационный момент (2 мин.)
Натуралист Винсон Браун сказал: “Накопление знаний подобно росту дерева. Вначале это небольшое растение с несколькими листочками. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола”.
Так и нам на сегодняшнем уроке предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить ваши знания по изучаемой теме.
- Знакомство учащихся с планом урока.
- Представление экспертов – учащихся 10 – 11 кл. (2 чел.)
II. Основная часть урока (35 мин.)
1. Творческое домашнее задание (2 мин.)
(Кроссворды, головоломки, доклады, сочинения, загадки, пословицы, поговорки, сказки, рисунки по теме “Металлы”)
Учащиеся сдают консультантам, а они экспертам.
2. Разминка (5 мин.)
Игра “Чудо – дерево”
А у наших у ворот
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное. (К.Чуковский)
Не листочки на нем,
Не цветочки на нём –
Апельсинчики, лимоны,
Чудо – яблоки. (Е. П. Ким)
Перед вами, ребята, чудо – дерево (рисунок на доске), на котором растут необычные “фрукты”. На обороте “апельсинов” помещены задания на “5”, на “яблоках” - “4” и на “лимонах” - “3”.
Учащимся предлагается самим выбрать вопросы разной сложности.
“5”
1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты, еда и питьё были у них одинаковые, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Ag)
2. Считали, что в древности и в средние века были известны только семь металлов по числу известных тогда планет. Алхимики считали, что эти металлы рождаются в недрах Земли под влиянием лучей планет. Перечислите эти металлы. (Au, Cu, Ag, Fe, Sn, Pb, Hg.)
“4”
1. В 1885 году на Парижской выставке демонстрировался большой слиток “серебра из глины”. Что в действительности представляло собой это “серебро”? (Al)
2. Как называется сплав меди и цинка? (Латунь)
“3”
1. Единственный жидкий металл. (Hg)
2. Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (Fe)
3. Химический диктант “Металлы” (5 мин.) (работа в паре)
Выпишите номера правильных утверждений (I вариант – медь, II вариант – калий).
1. Это активный щелочной металл.
2. Этот металл занимает второе место по электропроводности.
3. Это самый мягкий металл.
4. Этот металл входит в состав бронзы.
5. На внешнем электронном слое этого металла два электрона.
6.Металл не взаимодействует с водой.
7. При хранении на открытом воздухе металл окисляется.
8. Раствор соли этого металла используется для борьбы с вредителями сада.
9. Этот металл можно резать ножом.
10. Соли этого металла используют как удобрения.
Тоже задание проделывают два учащихся у доски.
Время ограничено 3 мин.
Контроль: взаимопроверка.
Каждый правильный ответ + 1 балл, неправильный – 1 балл.
4. Практическое задание (10 мин.) (задание выполняется на отдельных листочках)
Опыт. Осуществите превращение:
CuSO4 —> Cu(OH)2 —> CuO —> CuSO4 —> Cu
Если реакция не происходит, содержимое пробирки слегка нагрейте.
Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения химических реакций.
В ходе выполнения задания можно совещаться с товарищами (группа 4 – 5 чел.), получать помощь консультанта (в разумных пределах).
Не забывайте о правилах Т ?б. На всем можно сэкономить время урока, но не на соблюдении правил т ?б, от этого зависит ваше здоровье и жизнь! Консультант следит.
Задание сдать экспертам на проверку.
5. Демонстрация мультимедийной презентации (5 мин.) (Приложение 1, 2).
Предварительная работа групп над своей презентацией по темам:
- Значение металлов для организма человека.
- Роль металлов в развитии человеческой цивилизации.
- История одного металла.
- Значение металлов и сплавов в современной технике.
- Использование металлов в искусстве.
(Защиту презентаций продолжить на последующих уроках или во внеурочной деятельности).
6. Самостоятельная работа (5 мин.)
Индивидуальное выполнение одного из трех заданий своего варианта (по выбору).
Выбирайте только то задание с которым вы справитесь.
Закончите уравнение реакции. Напишите его в полном и сокращенном ионном виде:
Na + HCl —> … (вариант I);
К + H2SO4 —> … (вариант II).
Напишите уравнение реакций в соответствии со схемой:
Al —> Al2O3 —> Al(NO3)3 (вариант I);
Al —> AlCl3 —> Al(OH)3 (вариант II).
Найдите неизвестное вещество напишите уравнения реакций в соответствии со схемой:
Zn —> … —> Zn(OH)2 (вариант I);
Mg —> … —> MgCl2 (вариант II).
Проверка учителем к следующему уроку.
На уроке: тест- контроль на выбор задания (сигнал карточкой разного цвета и формы ?, ?, о).
7. Подведение итогов (3 мин.)
а) Оценки выставляются экспертами
Группы |
Творческое д/ з |
Разминка |
Практическое задание |
Общая оценка |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
б) Объявление результатов экспертами.
(Учитель оставляет за собой право скорректировать отметку, с учетом самостоятельной работы).
III. Рефлексия (3 мин)
- Какие задания урока вам больше понравились?
- Как вы оцениваете работу консультантов?
- Как вы оцениваете свою работу?