Обобщение темы "Металлы"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • закрепить полученные знания по данной теме;
  • подтвердить на практике свойства данных веществ, используя теоретические данные;
  • углубить знания по применению веществ, используя их свойства;
  • закрепить и проверить приобретенные навыки в проведении химического эксперимента и написании химических уравнений.

Основная задача: коллективный метод деятельности на уроке и при подготовке к нему через опережающие задания (индивидуальные и групповые).

Порядок работы: работа осуществляется по группам (4 – 5 человек). Работу в группах осуществляют консультанты. Оценивают деятельность групп на уроке эксперты – учащиеся старших классов (10 – 11).

Оборудование:

Учитель: мультимедийный проектор, компьютер.

Ученик: чистый лист бумаги, сигнальные карточки разного цвета и формы, пробирки, спиртовка, держатель, реактивы: NaOH, H2SO4, CuSO4, Fe – гвоздь.

Ход урока:

План:

  1. Проверка творческого д ?з.
  2. Разминка.
  3. Химический диктант.
  4. Практическое задание.
  5. Демонстрация мультимедийной презентации (Power Point).
  6. Самостоятельная работа.
  7. Подведение итогов.

I. Организационный момент (2 мин.)

Натуралист Винсон Браун сказал: “Накопление знаний подобно росту дерева. Вначале это небольшое растение с несколькими листочками. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола”.

Так и нам на сегодняшнем уроке предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить ваши знания по изучаемой теме.

  • Знакомство учащихся с планом урока.
  • Представление экспертов – учащихся 10 – 11 кл. (2 чел.)

II. Основная часть урока (35 мин.)

1. Творческое домашнее задание (2 мин.)

(Кроссворды, головоломки, доклады, сочинения, загадки, пословицы, поговорки, сказки, рисунки по теме “Металлы”)

Учащиеся сдают консультантам, а они экспертам.

2. Разминка (5 мин.)

Игра “Чудо – дерево”

А у наших у ворот
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное. (К.Чуковский)

Не листочки на нем,
Не цветочки на нём –
Апельсинчики, лимоны,
Чудо – яблоки. (Е. П. Ким)

Перед вами, ребята, чудо – дерево (рисунок на доске), на котором растут необычные “фрукты”. На обороте “апельсинов” помещены задания на “5”, на “яблоках” - “4” и на “лимонах” - “3”.

Учащимся предлагается самим выбрать вопросы разной сложности.

“5”

1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты, еда и питьё были у них одинаковые, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Ag)

2. Считали, что в древности и в средние века были известны только семь металлов по числу известных тогда планет. Алхимики считали, что эти металлы рождаются в недрах Земли под влиянием лучей планет. Перечислите эти металлы. (Au, Cu, Ag, Fe, Sn, Pb, Hg.)

“4”

1. В 1885 году на Парижской выставке демонстрировался большой слиток “серебра из глины”. Что в действительности представляло собой это “серебро”? (Al)

2. Как называется сплав меди и цинка? (Латунь)

“3”

1. Единственный жидкий металл. (Hg)

2. Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (Fe)

3. Химический диктант “Металлы” (5 мин.) (работа в паре)

Выпишите номера правильных утверждений (I вариант – медь, II вариант – калий).

1. Это активный щелочной металл.

2. Этот металл занимает второе место по электропроводности.

3. Это самый мягкий металл.

4. Этот металл входит в состав бронзы.

5. На внешнем электронном слое этого металла два электрона.

6.Металл не взаимодействует с водой.

7. При хранении на открытом воздухе металл окисляется.

8. Раствор соли этого металла используется для борьбы с вредителями сада.

9. Этот металл можно резать ножом.

10. Соли этого металла используют как удобрения.

Тоже задание проделывают два учащихся у доски.

Время ограничено 3 мин.

Контроль: взаимопроверка.

Каждый правильный ответ + 1 балл, неправильный – 1 балл.

4. Практическое задание (10 мин.) (задание выполняется на отдельных листочках)

Опыт. Осуществите превращение:

CuSO4 —> Cu(OH)2 —> CuO —> CuSO4 —> Cu

Если реакция не происходит, содержимое пробирки слегка нагрейте.

Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения химических реакций.

В ходе выполнения задания можно совещаться с товарищами (группа 4 – 5 чел.), получать помощь консультанта (в разумных пределах).

Не забывайте о правилах Т ?б. На всем можно сэкономить время урока, но не на соблюдении правил т ?б, от этого зависит ваше здоровье и жизнь! Консультант следит.

Задание сдать экспертам на проверку.

5. Демонстрация мультимедийной презентации (5 мин.) (Приложение 1, 2).

Предварительная работа групп над своей презентацией по темам:

  • Значение металлов для организма человека.
  • Роль металлов в развитии человеческой цивилизации.
  • История одного металла.
  • Значение металлов и сплавов в современной технике.
  • Использование металлов в искусстве.

(Защиту презентаций продолжить на последующих уроках или во внеурочной деятельности).

6. Самостоятельная работа (5 мин.)

Индивидуальное выполнение одного из трех заданий своего варианта (по выбору).

Выбирайте только то задание с которым вы справитесь.

Закончите уравнение реакции. Напишите его в полном и сокращенном ионном виде:

Na + HCl —> … (вариант I);

К + H2SO4 —> … (вариант II).

Напишите уравнение реакций в соответствии со схемой:

Al —> Al2O3 —> Al(NO3)3 (вариант I);

Al —> AlCl3 —> Al(OH)3 (вариант II).

Найдите неизвестное вещество напишите уравнения реакций в соответствии со схемой:

Zn —>—> Zn(OH)2 (вариант I);

Mg —>—> MgCl2 (вариант II).

Проверка учителем к следующему уроку.

На уроке: тест- контроль на выбор задания (сигнал карточкой разного цвета и формы ?, ?, о).

7. Подведение итогов (3 мин.)

а) Оценки выставляются экспертами

Группы

Творческое д/ з

Разминка

Практическое задание

Общая оценка

1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

б) Объявление результатов экспертами.

(Учитель оставляет за собой право скорректировать отметку, с учетом самостоятельной работы).

III. Рефлексия (3 мин)

  • Какие задания урока вам больше понравились?
  • Как вы оцениваете работу консультантов?
  • Как вы оцениваете свою работу?