Формирование положительной мотивации на основе физиологических, социальных и личностных особенностей учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Младший школьный возраст характеризуется социальной ситуацией развития, вводящей ребёнка в строго нормированный мир отношений (мир взрослых). Ребёнок переходит от свободного проявления своих потребностей к обязательной, общественно значимой деятельности, обретая новые права.

Приоритетом начального общего образования является поддержание, развитие и формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения учащегося к самому себе, к учебной деятельности и к окружающему миру на основе художественного, правового, экономического, исторического, социального, экологического опыта региона.

Развитие младших школьников обеспечивается приобретением ими опыта организованной учебной деятельности, которая позволяет продолжить развитие индивидуальности ребёнка в её различных аспектах.

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и её формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны её ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

Успехи обучения и психологическое здоровье учащихся во многом зависит от психологического климата в классе и школе, от отношений с учителями и, главное, наличие (отсутствие) познавательных интересов. Все это определяет учебную мотивацию.

Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

  • социальный;
  • психологический;
  • эмоционально-волевой.

Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Учёба школьника, как самостоятельный вид деятельности, требует от него систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению здоровья ребёнка.

Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребёнок учиться без затруднений? Ребёнок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. Проблема готовности становится всё более значимой, ибо от её решения, без преувеличения, зависят человеческие судьбы.

Готовность к школе сегодня рассматривается как комплексная характеристика, включающая в себя следующие компоненты:

  • психофизиологический (созревание организма);
  • педагогический (всё, чему научили ребёнка);
  • психологический (особенности развития и формирования).

Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной зрелости? Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

  • зрелость психических процессов (определённый уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.);
  • эмоционально – волевая готовность (снижение импульсивности, эмоциональная устойчивость);
  • сформированность навыков общения (умение строить новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) и др.

Обсуждая проблему готовности к школе Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребёнка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

При поступлении детей в 1 класс (2003-2004 уч.год) было выявлено, что только у 20% учащихся высокий уровень познавательных процессов, у 62% уч. – средний уровень, а низкий уровень – у 18% уч.. От психологической готовности детей к обучению зависит успешность последующего обучения в школе.

По результатам исследования школьной мотивации у учащихся 1 класса выяснилось, что высокая мотивация сформирована у 27 % детей, хорошая, учебная – у 42 % уч., положительное отношение к школе и учителю – у 27 % уч., низкая – у 4 % уч.

Передо мной встала задача: создать такие условия для развития личности ребёнка, используя систему методов, приемов, форм работы и учитывая психологические и индивидуальные особенности ребенка, чтобы формировалась положительная учебная мотивация.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ:

  • Работа по развивающим программам (Школа 2100).

Курс в целом ориентирован на личностное развитие ребёнка. Поэтому знания в нём рассматриваю не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Цель развития детей реализуется посредством практического внедрения результатов психолого-педагогических исследований и методических материалов, разработанных на их основе.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребёнка, а значит, и качество нашей работы с детьми.

Считаю, что эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей. Например: на уроках математики ребята придумывают примеры на изученный вычислительный приём, составляют задачи по данному выражению, рисуют (вырезают) узоры или геометрические фигуры заданного свойства, шифруют названия городов, книг, любимого героя с помощью вычислительных примеров.

  • Индивидуальная и групповая работа, где каждый ученик становится активным участником в познавательной деятельности на уроке, происходит совместное открытие новых знаний, повторение предыдущего материала, а значит, повышается качество знаний. Ребята с удовольствием работают в паре, (группе) на уроках и математики (само- и взаимопроверка), и на уроках русского языка, и природоведения. Работаем над индивидуальными и коллективными научно – исследовательскими проектами. Требования к организации работы в паре, группе:
  • чёткий инструктаж учителя;
  • начало и конец работы по определённому сигналу;
  • подведение итога самостоятельной работы;
  • учить разговаривать (общаться) вполголоса.

На таких уроках не бывает хаотичных движений учеников, всё обосновано и оправдано. Изучение и формирование мотивации учащихся достигается тем, что я опираюсь не на оценки и субъективные мнения, а на факты. Факты получаю с помощью специальных психологических методов и методических приемов.

  • Внеклассная работа. С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. В своей работе стараюсь, чтобы все мероприятия были направлены на развитие детской инициативы, вдохновения, позитивного мышления. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, избегаю проводить параллель между успеваемостью и его личностными качествами. В нашем классе создан и работает драматический театр, где вместе с детьми участвуют и родители. Ведем летопись класса, выпускаем классную еженедельную газету, где и взрослый и ребёнок может почувствовать себя в роли автора, фотокорреспондента, оформителя.
  • Работа с родителями. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, я убеждена, что они должны участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в классе. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе. В лучшем случае предлагают материальную помощь.

Поэтому в первом классе учителю важно составить план воспитательной работы совместно с родителями.

Уже на первой встрече с родителями предлагаю ответить на вопросы анкеты:

  1. Какие темы будущих классных часов вы хотите предложить.
  2. Какие экскурсии необходимо организовать в классе.
  3. Какие праздники совместно с родителями класса необходимо организовать.
  4. Какие нравственные темы необходимо обсудить с детьми.
  5. Какие традиции необходимо развивать в детском коллективе.
  6. В каких мероприятиях класса вы хотели бы принять активное участие.

Важно заинтересовать родителей, видеть в них своих помощников, тогда они с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнёрству.

Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

В результате у учащихся 4 класса выявлено, что высокая мотивация у 35 % детей, (повысилась); хорошая, учебная – у 50 % уч. (повысилась); положительное отношение к школе и учителю– у 5 % уч.; низкая – отсутствует.

Однако с переходом в пятый класс уровень школьной мотивации у учащихся стал падать. Высокая мотивация у 12 % детей, (снизилась) хорошая, учебная – у 35 % уч. (снизилась), положительное отношение к школе и учителю– у 38 % уч., низкая –15%.С чем это может быть связано? Большая нагрузка или потерян успех в работе или…

Над этим вопросом задумываются учителя средней школы, и мы совместно работаем над этой проблемой.

Важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником.

Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребёнка как хорошего или плохого ученика зависит в этот период развитие его личности.

Как правило, учебная деятельность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов.

Мотивационная сфера – ядро личности

Активная работа психики, понимание целесообразности своих действий, получение знаний в результате собственного труда, осознание своего продвижения вперёд, необходимость усилий в достижении цели в сочетании со спокойной и доброжелательной атмосферой в классе, переживание своего успеха и успеха товарищей, вариативность знаний, возможность собственного выбора в сочетании с возможностью реализовать своё творческое начало – всё это не только способствует развитию ребёнка, но и формирует у него познавательный интерес.

Поступивший в первый класс ребёнок как бы выражает себя в формуле: “Я хочу учиться”. С помощью гуманных учителей в начальной школе он трансформирует представление о себе таким образом, что в подростковом возрасте, в средних классах, проявляет себя в формуле: “Я могу и хочу учиться”. Далее, в старшей школе, в сотрудничестве с педагогами и сверстниками укрепляется убеждение, с которым он покидает школу: “Я могу учиться и хочу учиться всю жизнь”. 

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. “Психология личности” М.1990 г.
  2. Божович Л.И. “ Личность и её формирование в детском возрасте” М.:Педагогика,1968 г.
  3. Государственный образовательный стандарт дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области
  4. Дудина М.Н. “Педагогика: долгий путь к гуманистической этике” “Наука” Екатеринбург 1998 г.
  5. Закон РФ “Об образовании” от 23.01.1996 г.
  6. Маркова А.К. др. “Формирование мотивации учения” Книга для учителя М.:Просвещение,1990 г.

Приложение