Открытый урок по русскому языку по теме "Текст и признаки текста"

Разделы: Начальная школа


Тема: Текст и предложение.

Цели:

  • формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
  • развивать речь, словесно-логическое, наглядно-образное мышления;
  • воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг другу и аккуратность в работе.

Оборудование:

  1. Строки из стих. А.С.Пушкина на плакате.
  2. Магнитофон. Музыка П.И.Чайковского.
  3. Иллюстрация-цветок “Яркие признаки текста”.
  4. Алфавит с нумерацией букв.
  5. Раздаточный материал (тесты).
  6. Толковые словари В.И.Даля С.И.Ожегов.
  7. Набор слов “Логическая цепочка”.
  8. Тренинг для глаз.
  9. Выставка книг о почте.

I. Вхождение в тему урока.

У. – Начнем урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше приветствие “Я желаю тебе сегодня добра”.

Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра
Мы желаем друг другу сегодня добра
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

(Дети приветствуют друг друга соприкасаясь пальцами, ладонями).

У. – Закройте, дети глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского)

У. – Откройте глазки. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина. (На доске портрет поэта).

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.

У. – Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

Д. – Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия.

Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.

Я думаю, что мы будем исследовать предложения и т.д..

У. – Да вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.

- Будьте, пожалуйста, друг другу доброжелательными, терпеливыми, не забудьте взять теплую, светлую улыбку. Итак, в путь!

Девиз урока. Ученье - свет, а неученье - тьма

У. – Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.

Д. – (Чу –пиши с буквой у. Ши – пиши с гласной и. Разделительный ь знак пишется после согласных, перед гласными е, е, ю, я. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы.)

II. Словарная работа.

У. – Значение каких слов вам не понятны?

Просвещенья, парадоксов, гений – на карточках.

У. – Обратимся к “Толковому словарю” В.И.Даля. и разберем значения этих слов.

Просвещенья - распространения знаний, образование.

Парадокс странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, а также мнение противоречащее здравому смыслу.

Гений человек, обладающий высшей степенью одаренности.

Д. – Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности и чудеса на уроке.

У. – Да, не только открытия, но и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудесный.

(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски ).

Чудный, чудо, чудак, чудить.

У. – Что такое синонимы? ( Слова близкие по значению слова)

- Что такое антонимы? ( Противоположные по значению слова)

- Подберите антонимы к слову красивый.

красивый

некрасивый

прекрасный

безобразный

пригожий

уродливый

очаровательный

непривлекательный

прелестный

неприглядный

У. –Передайте нарастание качества – красоты.

очаровательный

уродливый

прелестный

непривлекательный

прекрасный

безобразный

пригожий

неприглядный

У. – Опишите своего друга (подругу), используя слова синонимы.

У. – Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (учитель дает набор слов: предложение, слоги, звуки, слова ).

Д. – Звуки, слоги, слова, предложения…

У. – В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами ( 20, 6, 12, 9, 20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.

Д. – Текст.

У. – Почему слово текст выделено красным цветом?

Д. – Я думаю – это наша тема урока.

III. Раскрытие темы урока.

1. Главный вопрос урока.

У. – Прочитайте главный вопрос урока.( Текст – что это такое).

У. – На этот вопрос мы постараемся ответить вместе.

- Как вы думаете, можно ли назвать текстом стих А.С. Пушкина.

Д. – Да. Я тоже думаю, что это стих. можно назвать текстом.

У. – Стихотворение на конкретную тему.

У. – Приведите доказательства. Можно выделить основную мысль( О просвещенье, опыте, гении).

2. Работа со схемой – рисунком. “ Яркие признаки текста”. Этот цветок расскажет о признаках текста.

(Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема – рисунок).

- Что такое основная мысль?

Основная мысль – самое важное, главное о чем говорится в тексте.

а) Восстановление последовательности абзацев, подбор заголовков.

Упр.1 стр.60. – Прочитайте текст.

У. – Можно ли назвать это текстом? Докажите.

Д. – Нет. Нельзя понять основную мысль.

У. – Почему?

Д. – Перепутана последовательность абзацев.

У. – Значит, текст имеет абзацы и каждый абзац пишется с красной строчки.

Текст “Красная строка”.

Почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей.

А вот почему. Раньше книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов – черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.

Красная строка – значило красивая строка. Цвет словом красный стали обозначать позже.

У. – Еще почему нельзя назвать текстом?

Д. – Нет заголовка.

У. – Что еще не хватает?

Заголовок – название, заглавие.

IV. Озаглавливание текстов.

(Работа по вариантам).

( У каждого на парте текст. Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст).

Памятка.

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
  3. Прочитай текст еще раз.
  4. Подбери короткий и понятный заголовок.
  5. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

I вариант.“Добрый мальчик” (“Петя”, “ В саду”, “Щенок”).

Текст.

В саду Петя нашел маленького щенка. Щенок замерз и поэтому жалобно скулил. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом и принес домой. Петя налил щенку молока. Мама мальчика ткнула щенка мордочкой в блюдечко, и тот начал лакать молоко. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его любовью и заботой. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.

II вариант: “Доброе дело” (“Миша”, “На улице”, “Скука”).

Текст.

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

У. –Как озаглавили текст?

- Какими критериями вы руководствовались, выбирая название?

- Поменяйтесь листочками с соседом. Правильно ли подобрали название?

- Как бы озаглавили вы этот текст? Почему? Докажите.

- Чем похожи эти тексты?

- Как поступили дети?

- Как бы поступили вы?

У. – Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов:

1. Добрый человек добро сеет.

2. Доброе дело радость приносит.

3. Совет хорош, а дело лучше.

4. Лихо помнится, добро вовек не забудется.

5. Доброе слово, что ясный день.

6. Доброе слово и кошке приятно.

- Запишите пословицы в тетрадь, сделайте синтаксический разбор предложения.

3. Физкультминутка.Релаксация.

- Закройте глаза, расслабились, кладем голову на парту и внимательно слушаем музыку. Вместе с музыкой настройтесь на волну удачи.( Звучит музыка).

- Доверяйте своей интуиции и смело смотрите в будущее. Вы всегда на правильном пути, которая ведет вас в счастливое настоящее и будущее и с каждым днем крепнет ваше здоровье.

А сейчас вы откроете глаза бодрые, отдохнувшие получите новые полезные знания легко и свободно.

Учитесь, стремитесь к лучшему, идите вслед за радостью и удача станет вашей постоянной и приятной спутницей.

4. Редактирование деформированного текста.

У. – Посмотрите, как грустны перепутал все части текста, и горожане никак не могут восстановить маленькие жители города Текстов.Что случилось? Оказывается, злой волшебник, который очень любит беспорядок, деформированный текст. Поработаем в группах.

(Каждый ребенок имеет роль, которую он будет выполнять в группах).

- оценивающий работу (получает критерии оценки, которые объявляет всем в группе:

1) активность,

2) умение слушать других,

3) доказательность договоров,

4) грамотное построение высказываний,

5) взаимопомощь).

- редактор, помощники редактора (восстанавливают текст),

- научный советник (проверяет работу),

- докладчик.

Текст первой группы:

Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

Текст второй группы:

Кате подарили красивое ведерко и лопатку. Она вышла во двор поиграть в песочнице. Во дворе Катя увидела маленького мальчика, который громко плакал. Девочка подошла к ребенку и постаралась его успокоить. Когда малыш перестал плакать, он рассказал Кате, что потерял свою любимую игрушку – лопатку. Катя подарила малышу свою лопатку. Мальчик очень обрадовался.

У. – Какие части перепутаны в тексте?

Д.Начало (вводная, вступительная часть).

Середина (основная, ключевая, главная часть) раскрывает основную мысль.

Концовка (заключительная часть) содержит выводы.

(Ученики восстанавливают тексты в группах).

У. – Как поступили ребята?

- Как поступили бы вы?

- Докладчик предлагает вариант восстановленного текста.

- Оценивающий работу группы учеников выставляет оценки членам группы.

У. – Можно ли назвать это текстом?

(Да, есть все признаки текста).

У.Что же такое текст?

Текст – группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу.

5. Тест.

1.Текст – это:

а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;

б) отдельные предложения;

в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

2. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) заглавие и части;

в) только части.

3. По заглавию можно определить:

а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;

б) сколько предложений в тексте;

в) кто автор текста.

4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

а) основная, концовка, вводная;

б) вводная, основная, концовка;

в) концовка, вводная, основная.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

а) да;

б) нет.

6. (Стук в дверь. Входит почтальон).

- В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? (“Почта” С.Маршака, “Письмо Неумейке” Я.Акима, “Дядя Федор, пес и кот” Э.Успенского).

- П.П. – Ребята, вы любите писать письма? Какие же бывают письма? (Письма-поздравления, письма-информации, письма-пожелания).

- П.П. – Являются ли письма текстом? Докажите. (на доске появляется схема письма)

Схема текста письма.

1. Начало (зачин) письма:
- обращение;
- начальная фраза о состоянии переписки.

2. Основная часть письма:
- сообщение о новостях.

3. Концовка письма:
- вопросы адресату;
- просьбы;
- приветы;
-прощание;
- подпись;
- дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

IV. Итог урока.

У. – Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

Д. – Мы работали над восстановлением деформированного текста. Этот урок помог нам лучше узнать своих товарищей, учил нас быть доброжелательными и чуткими по отношению друг другу.

У. – Я благодарю вас за то, что вы были добрыми, помогали своим одноклассникам, преодолевать трудности.

-Д/з написать письмо своим родным и близким.

Презентация