Тема: Текст и предложение.
Цели:
- формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
- развивать речь, словесно-логическое, наглядно-образное мышления;
- воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг другу и аккуратность в работе.
Оборудование:
- Строки из стих. А.С.Пушкина на плакате.
- Магнитофон. Музыка П.И.Чайковского.
- Иллюстрация-цветок “Яркие признаки текста”.
- Алфавит с нумерацией букв.
- Раздаточный материал (тесты).
- Толковые словари В.И.Даля С.И.Ожегов.
- Набор слов “Логическая цепочка”.
- Тренинг для глаз.
- Выставка книг о почте.
I. Вхождение в тему урока.
У. – Начнем урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше приветствие “Я желаю тебе сегодня добра”.
Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра
Мы желаем друг другу сегодня добра
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
(Дети приветствуют друг друга соприкасаясь пальцами, ладонями).
У. – Закройте, дети глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П.И. Чайковского)
У. – Откройте глазки. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина. (На доске портрет поэта).
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
У. – Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
Д. – Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия.
Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.
Я думаю, что мы будем исследовать предложения и т.д..
У. – Да вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
- Будьте, пожалуйста, друг другу доброжелательными, терпеливыми, не забудьте взять теплую, светлую улыбку. Итак, в путь!
Девиз урока. Ученье - свет, а неученье - тьма
У. – Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.
Д. – (Чу –пиши с буквой у. Ши – пиши с гласной и. Разделительный ь знак пишется после согласных, перед гласными е, е, ю, я. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы.)
II. Словарная работа.
У. – Значение каких слов вам не понятны?
Просвещенья, парадоксов, гений – на карточках.
У. – Обратимся к “Толковому словарю” В.И.Даля. и разберем значения этих слов.
Просвещенья - распространения знаний, образование.
Парадокс – странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, а также мнение противоречащее здравому смыслу.
Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности.
Д. – Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности и чудеса на уроке.
У. – Да, не только открытия, но и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудесный.
(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски ).
Чудный, чудо, чудак, чудить.
У. – Что такое синонимы? ( Слова близкие по значению слова)
- Что такое антонимы? ( Противоположные по значению слова)
- Подберите антонимы к слову красивый.
красивый |
некрасивый |
прекрасный |
безобразный |
пригожий |
уродливый |
очаровательный |
непривлекательный |
прелестный |
неприглядный |
У. –Передайте нарастание качества – красоты.
очаровательный |
уродливый |
прелестный |
непривлекательный |
прекрасный |
безобразный |
пригожий |
неприглядный |
У. – Опишите своего друга (подругу), используя слова синонимы.
У. – Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (учитель дает набор слов: предложение, слоги, звуки, слова ).
Д. – Звуки, слоги, слова, предложения…
У. – В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами ( 20, 6, 12, 9, 20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.
Д. – Текст.
У. – Почему слово текст выделено красным цветом?
Д. – Я думаю – это наша тема урока.
III. Раскрытие темы урока.
1. Главный вопрос урока.
У. – Прочитайте главный вопрос урока.( Текст – что это такое).
У. – На этот вопрос мы постараемся ответить вместе.
- Как вы думаете, можно ли назвать текстом стих А.С. Пушкина.
Д. – Да. Я тоже думаю, что это стих. можно назвать текстом.
У. – Стихотворение на конкретную тему.
У. – Приведите доказательства. Можно выделить основную мысль( О просвещенье, опыте, гении).
2. Работа со схемой – рисунком. “ Яркие признаки текста”. Этот цветок расскажет о признаках текста.
(Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема – рисунок).
- Что такое основная мысль?
Основная мысль – самое важное, главное о чем говорится в тексте.
а) Восстановление последовательности абзацев, подбор заголовков.
Упр.1 стр.60. – Прочитайте текст.
У. – Можно ли назвать это текстом? Докажите.
Д. – Нет. Нельзя понять основную мысль.
У. – Почему?
Д. – Перепутана последовательность абзацев.
У. – Значит, текст имеет абзацы и каждый абзац пишется с красной строчки.
Текст “Красная строка”.
Почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей.
А вот почему. Раньше книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов – черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.
Красная строка – значило красивая строка. Цвет словом красный стали обозначать позже.
У. – Еще почему нельзя назвать текстом?
Д. – Нет заголовка.
У. – Что еще не хватает?
Заголовок – название, заглавие.
IV. Озаглавливание текстов.
(Работа по вариантам).
( У каждого на парте текст. Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст).
Памятка.
- Прочитай внимательно текст.
- Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
- Прочитай текст еще раз.
- Подбери короткий и понятный заголовок.
- Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.
I вариант.“Добрый мальчик” (“Петя”, “ В саду”, “Щенок”).
Текст.
В саду Петя нашел маленького щенка. Щенок замерз и поэтому жалобно скулил. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом и принес домой. Петя налил щенку молока. Мама мальчика ткнула щенка мордочкой в блюдечко, и тот начал лакать молоко. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его любовью и заботой. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.
II вариант: “Доброе дело” (“Миша”, “На улице”, “Скука”).
Текст.
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
У. –Как озаглавили текст?
- Какими критериями вы руководствовались, выбирая название?
- Поменяйтесь листочками с соседом. Правильно ли подобрали название?
- Как бы озаглавили вы этот текст? Почему? Докажите.
- Чем похожи эти тексты?
- Как поступили дети?
- Как бы поступили вы?
У. – Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов:
1. Добрый человек добро сеет.
2. Доброе дело радость приносит.
3. Совет хорош, а дело лучше.
4. Лихо помнится, добро вовек не забудется.
5. Доброе слово, что ясный день.
6. Доброе слово и кошке приятно.
- Запишите пословицы в тетрадь, сделайте синтаксический разбор предложения.
3. Физкультминутка.Релаксация.
- Закройте глаза, расслабились, кладем голову на парту и внимательно слушаем музыку. Вместе с музыкой настройтесь на волну удачи.( Звучит музыка).
- Доверяйте своей интуиции и смело смотрите в будущее. Вы всегда на правильном пути, которая ведет вас в счастливое настоящее и будущее и с каждым днем крепнет ваше здоровье.
А сейчас вы откроете глаза бодрые, отдохнувшие получите новые полезные знания легко и свободно.
Учитесь, стремитесь к лучшему, идите вслед за радостью и удача станет вашей постоянной и приятной спутницей.
4. Редактирование деформированного текста.
У. – Посмотрите, как грустны перепутал все части текста, и горожане никак не могут восстановить маленькие жители города Текстов.Что случилось? Оказывается, злой волшебник, который очень любит беспорядок, деформированный текст. Поработаем в группах.
(Каждый ребенок имеет роль, которую он будет выполнять в группах).
- оценивающий работу (получает критерии оценки, которые объявляет всем в группе:
1) активность,
2) умение слушать других,
3) доказательность договоров,
4) грамотное построение высказываний,
5) взаимопомощь).
- редактор, помощники редактора (восстанавливают текст),
- научный советник (проверяет работу),
- докладчик.
Текст первой группы:
Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. У грачонка отросли крылья, и он улетел.
Текст второй группы:
Кате подарили красивое ведерко и лопатку. Она вышла во двор поиграть в песочнице. Во дворе Катя увидела маленького мальчика, который громко плакал. Девочка подошла к ребенку и постаралась его успокоить. Когда малыш перестал плакать, он рассказал Кате, что потерял свою любимую игрушку – лопатку. Катя подарила малышу свою лопатку. Мальчик очень обрадовался.
У. – Какие части перепутаны в тексте?
Д. – Начало (вводная, вступительная часть).
Середина (основная, ключевая, главная часть) раскрывает основную мысль.
Концовка (заключительная часть) содержит выводы.
(Ученики восстанавливают тексты в группах).
У. – Как поступили ребята?
- Как поступили бы вы?
- Докладчик предлагает вариант восстановленного текста.
- Оценивающий работу группы учеников выставляет оценки членам группы.
У. – Можно ли назвать это текстом?
(Да, есть все признаки текста).
У. – Что же такое текст?
Текст – группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу.
5. Тест.
1.Текст – это:
а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;
б) отдельные предложения;
в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
2. Текст имеет:
а) только заглавие;
б) заглавие и части;
в) только части.
3. По заглавию можно определить:
а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;
б) сколько предложений в тексте;
в) кто автор текста.
4. Части текста должны располагаться в таком порядке:
а) основная, концовка, вводная;
б) вводная, основная, концовка;
в) концовка, вводная, основная.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
а) да;
б) нет.
6. (Стук в дверь. Входит почтальон).
- В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? (“Почта” С.Маршака, “Письмо Неумейке” Я.Акима, “Дядя Федор, пес и кот” Э.Успенского).
- П.П. – Ребята, вы любите писать письма? Какие же бывают письма? (Письма-поздравления, письма-информации, письма-пожелания).
- П.П. – Являются ли письма текстом? Докажите. (на доске появляется схема письма)
Схема текста письма.
1. Начало (зачин) письма:
- обращение;
- начальная фраза о состоянии переписки.
2. Основная часть письма:
- сообщение о новостях.
3. Концовка письма:
- вопросы адресату;
- просьбы;
- приветы;
-прощание;
- подпись;
- дата и место написания (можно указать в начале
письма в правом верхнем углу).
IV. Итог урока.
У. – Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
Д. – Мы работали над восстановлением деформированного текста. Этот урок помог нам лучше узнать своих товарищей, учил нас быть доброжелательными и чуткими по отношению друг другу.
У. – Я благодарю вас за то, что вы были добрыми, помогали своим одноклассникам, преодолевать трудности.
-Д/з написать письмо своим родным и близким.