Использование информационных технологий на уроках математики

Разделы: Математика


Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка, и самое главное для учащихся понять, зачем она им нужна. Понять, что именно математика позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающей действительности. По сути она изучает природу, но в отличие от других наук изучающих природу, осуществляет это с помощью своих абстрактных конструкций, формул, выражений.

Цель учителя донести до ученика, что без математики изучение других предметов было бы просто невозможно. Однако, потребность других предметов в математике не является столь очевидной, она скрыта за строгим математическим языком: в определениях, аксиомах, теоремах, доказательствах и т д.

В первую очередь качество образования зависит от доступности в восприятии материала. Математика является тем предметом, в котором наиболее заметны разные способности учащихся в классе и к 10-11 классам они наиболее выражены. В связи с этим задача учебных пособий обеспечить комфортное восприятие материала, соответствовать запросам самых разных контингентов обучаемых.

Используя информационные технологии, стал возможен творческий подход к изложению некоторых разделов математики через виртуально моделирующую среду “Живая математика” и “Живая геометрия”.

Что раньше представляло из себя объяснение темы “Функция”: много теории, труднодоступные для учеников пояснения: почему же графики строят плавными линиями, почему для построения достаточно всего несколько точек… С использованием современных технологий эта тема стала одной из самых любимых и доступных для восприятия учащихся: красочное, понятное изложение материала на большом экране не оставляет равнодушным не одного ребенка во время таких уроков. Причем стал доступен гораздо больший спектр заданий на уроке. Например, современные учебники очень мало включают в себя работ с готовыми чертежами, а с использованием компьютера количество таких заданий и их многообразие стало возможным увеличить. Особенно эта потребность возникает при изучении темы “Преобразование графиков”, “Сечения многогранников”, “Графическое решение уравнений и неравенств” и тд.

Мною очень любима тема “Преобразования геометрии”. Раньше, без использования компьютера, ребята всегда с нежеланием работали на этих уроках, теперь же, учащиеся младших классов, с интересом спрашивают, а когда они будут проходить данные темы. Если центральную и осевую симметрии, параллельный перенос, поворот, гомотетию рассмотреть не на доске белым мелом, а на большом экране для привычных треугольника, параллелограмма, трапеции, акцентируя внимание на цвете, добавив анимации, то изучение темы не становится скучным и ученик не остается равнодушным. А если предложить ребятам самим определить какие свойства остаются неизменными при преобразованиях, то это не только игровой момент на уроке, но и развитие логики учащихся. В настоящее время у каждого ученика есть дома компьютер, а это значит можно предложить ребятам в качестве домашнего задания разработать свой оригинальный пример. Работа с компьютером для каждого учащегося привычна и интересна, поэтому, как правило, выполнение домашних заданий начинается именно с этого; тем более, что есть заинтересованность в его качественном выполнении: твоя работа через мультимедийный проектор будет выведена на экран перед всем классом. Именно в таких заданиях рождается интерес к изучаемой теме, и проявляются задатки исследовательской работы.

Даже такие незначительные темы как, например, “Относительная погрешность” и “Абсолютная погрешность” с помощью использования современных средств приобретают совсем другой смысл. Как правило, учитель в школе очень мало времени отводит на эти темы, а между тем значение их в физике, химии, да и в жизни велико. Предложим ребятам изучить эту тему в виде презентации и получим массу интересных идей и примеров.

Технологическая составляющая данного подхода имеет важное значение при определении учителем форм и способов организации процесса обучения на конкретном учебном занятии. Это позволяет использовать разнообразные приемы личностно – ориентированного взаимодействия учителя с различными группами учащихся:

  • Актуализация опыта учащихся
  • Диалог
  • Ситуации коллективного и индивидуального выбора
  • Урок игра
  • Диагностика и самодиагностика и тд

Важно, чтобы при их применении учитель оценивает индивидуальность каждого ребенка и подготовленность класса в целом. И тогда через личную заинтересованность в обучении, через создание ситуации успешности и доступности у различных групп школьников достигается более высокое качество в усвоении математических дисциплин.

Моя любовь к предмету, любовь к науке заставляют искать новые формы обучения, проверяя их эффективность на практике. Работая в школе, я поняла, что профессию учителя выбрала по зову сердца.

Получать в жизни удовольствие можно от разных вещей, но получать удовольствие от работы - это дорогого стоит. Мое профессиональное счастье складывается из побед моих учеников. Порой эти победы небольшие: самостоятельно решенное уравнение, самостоятельно построенное сечение. Для кого-то решение простой задачи дает возможность поверить в себя, приобрести интерес к предмету. Очень приятно видеть результаты своей работы в победах на математических конкурсах, олимпиадах, в успешно сданных экзаменах в вузы и тогда я еще раз убеждаюсь, что мой труд востребован.

Урок алгебры в 9 классе

Тема урока: Функция вида у = a(x-m)2+n

Эпиграф к уроку: “Чтобы переваривать знания, их надо поглощать с аппетитом” Анатоль Франсу

Цели:

Образовательные:

  1. Расширить класс функций;
  2. Выработать умение выполнять несложные преобразования графика.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Развить интерес к предмету.

Воспитательные:

  • умение слушать друг друга;
  • уважать мнение других;
  • помогать друг другу.

Виды учебной деятельности:

  • мыслительный анализ;
  • индивидуальная работа;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • РС,
  • учебник,
  • шаблоны у=х2, у=2х2, у = 0,5х2,
  • маркерная доска.

Особенностью урока является то, что он базируется на функционально - графическом подходе с использованием РС программная среда “Живая математика”.

Ход урока

1. этап

Вводная часть (5 мин)

  1. Приветствие
  2. Постанова задач урока
  3. Проверка домашнего задания.

2.этап Основная часть

1. Объяснение нового материала. (5 мин)

Задачи учителя, опираясь на знания, умения и навыки ребенка, способствовать самостоятельному формированию правила у учащихся для построения графика функции вида у = a(x-m)2+n.

Для этого на экран последовательно выводятся примеры преобразований.

Учащиеся наблюдают и, взаимодействуя с учителем, формируют вывод.

Продолжение статьи находится в приложении (Приложение 1)