Урок русского языка во 2-м классе по теме "Большая буква в названиях улиц, сел, рек, городов, морей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия.
  2. Учить писать имена собственные, обозначающие географические названия, с большой буквы.
  3. Повторить написание имён собственных, обозначающих имена людей.
  4. Развивать умение оценивать свою работу.
  5. Развивать концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие орфограммы.
  6. Развивать умение каллиграфически правильно писать буквы д, я, б, О, о.
  7. Развивать интерес к малой родине.
  8. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину, аккуратность при выполнении работы.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Подготовительная работа перед изучением нового материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление полученных знаний.
  7. Проверка уровня первичного усвоения нового материала.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Хорошее настроение поможет нам сегодня на уроке преодолеть все трудности.

2. Минутка чистописания.

- Я утром пришла в класс и увидела у себя на столе три конверта. Они адресованы ребятам второго класса. Вам интересно узнать, что в этих конвертах? (Да.)

- (Читаю письмо из первого конверта.) Что это? (Загадки.)

- Попробуем отгадать? Запишите первую букву из отгадки.

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина……..(орла).

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)

По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, да не лисица. (белка)

Она, как змейка, в траве мелькнёт,
Хвостом виляет.
Хвост оборвёт – другой наживёт. (ящерица)

Мужское имя Коля превратите в женское. (Оля)

- Открываем второй конверт. (В нём на двойном альбомном листе каллиграфически правильно написаны буквы о, д, б, я, О) Что это? (Буквы.)

- Назовите их.

- Чем похожи? (Одинаковый элемент – овал.)

- Какая буква лишняя? Почему? (О, так как заглавная.)

- Напишите, пожалуйста, остальные буквы.

- (Самооценка.) Посмотрите, красиво буквы написаны, которые мы увидели в письме? А теперь посмотрите на свою работу. Выберите самую красивую букву, которая у вас получилась. Обведите её красным карандашом в овал.

- О-о-о! Как красиво! Похвалите себя.

3. Подготовительная работа перед изучением новой темы.

- Ой, ветерок подул. Что это? (Облачко.)

(Открываем облачко, которое нарисовано на доске.)

- На нём что-то написано. Давайте прочитаем орфографически.

Бабушка Оля, мама Яна и папа Олег уехали в Ольховку.

- Запишите это предложение у себя в тетради.

- Взаимопроверка.

- Кто написал без ошибок и очень красиво? Кто написал с одной ошибкой?...

- Назовите имена собственные.

- Как вы их написали? Почему?

- Какое ещё слово написано с большой буквы?

- Как вы думаете, почему?

- Вывод: сегодня на уроке мы будем продолжать работать над правописанием имён собственных.

4. Изучение новой темы.

- Послушайте сказку.

Однажды Коля Веснушкин, маленькая Маша, Алёша и Наташа собрались во дворе и решали, во что бы поиграть. Ничего не придумали и загрустили. И вдруг, кружась и плавно покачиваясь, к ним спустился большой оранжевый кленовый лист, а на нём стоял маленький человечек.

- Меня зовут Чижик-Пыжик, - быстро сказал он. – Что же мы теряем время? Скорее, быстрее, сейчас же, немедленно давайте играть в города!

Чижик-Пыжик начертил прутиком на земле большой круг.

- Все, все в круг! Каждый пусть выберет себе название города.

- Я буду Москва, - объявил Коля.

- А я – Петербург! – крикнул Алёша.

- Я – Звенигород, - сказала маленькая Маша. – Мы там жили на даче.

- Я – Уфа, - подумав, назвалась Наташа.

- А я буду город Владивосток, - с важностью произнёс Чижик-Пыжик. – Я сейчас подкину мячик и назову какой-нибудь город. Игрок, чей город я назвал, должен поймять мячик и назвать любой город. А если он не поймал мячик, мы все разбегаемся в разные стороны. Когда игрок схватит мяч, он кричит: “Стоп!” И тут все “города” замирают на месте. Начали!

- Вам понравилась сказка?

- Какие имена собственные нам встретились? У вас есть подсказки на столе (у каждого ребёнка на парте лежит кленовый листочек, вырезанный из цветной бумаги, с напечатанным названием одного имени собственного (имена ребят написаны на жёлтых листочках, а названия городов – на оранжевых):

Коля, Веснушкин, Маша, Алёша, Наташа, Харьков, Брест, Анапа, Рязань, Тюмень, Москва, Петербург, Звенигород, Уфа, Вологда, Житомир, Калуга, Новосибирск, Зеленоград, Ярославль.)

- Посмотрите на подсказки. Будьте внимательны, имена собственные нужно называть только те, которые прозвучали в сказке. ( Назвали слово – встаёт тот ученик, у которого на кленовом листочке написано это слово. Он прикрепляет его к доске. Листочки со словами прикрепляются на доску в хаотичном порядке.)

- Попробуйте распределить эти слова в две группы. (Ребята на доске переставляют слова в два столбика.)

- В какой столбик добавим оставшиеся слова? Почему? (К оранжевым листочкам, потому что оставшиеся слова написаны на оранжевых листочках).

- Почему так разделили? (Имена и названия городов.)

- Как написаны эти слова? (С большой буквы).

- Какой вывод можем сделать? (Названия городов пишутся с большой буквы.)

*Работа с учебником.

  • Открываем учебник на странице 56, упр. 97.
  • Читаем слова.
  • Как можно назвать одним словом?
  • Читаем задание. Кто желает выполнить это задание на доске?
  • Как будем писать названия городов? (Задание выполняется фиксированное время).
  • Проверяем. Как написали названия городов?

*Работа с напечатанным на листочке текстом на каждого ученика.

Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море. На самом Дальнем Востоке граница идёт по водам Тихого океана. Величайшие реки России – Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

  • Прочитайте текст.
  • Найдите и прочитайте слова из середины предложений, написанные с большой буквы. (Ребята называют, а я показываю на карте.)
  • Как можно вместе назвать эти слова? (Географические названия.)
  • Как написаны эти слова? (С большой буквы.)
  • Какие же ещё имена собственные пишутся с большой буквы? (Названия морей, океанов, рек, озёр.)

5. Физкультминутка.

Мы плывём по тёплой речке,
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.

Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
Наконец, она садится
На корягу над водой.

Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.

- Какое географическое понятие нам встретилось в физкультминутке? (Река.)

- Кто сможет привести пример названия реки?

- Как будем писать названия рек? (С большой буквы.)

6. Закрепление знаний.

- Итак, какие слова пишутся с большой буквы?

- Давайте проверим, верен ли наш вывод. Прочитаем правило на с. 55.

- Мы оказались правы? (Да.)

- (Подготовка к самостоятельной работе.) Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.

Море _ёрное. Поле _ёрное.

Платье _елое. Море _елое.

7. Проверка уровня усвоения нового материала.

- А сейчас давайте посмотрим, на сколько вы самостоятельно сможете правильно написать имена собственные. На парте у вас у каждого есть маленький кленовый листочек. На нём написаны предложения с пропущенными буквами. Нужно вставить буквы: заглавную или маленькую.

Улетел _рёл за город _рёл.

Наш _арик поймал воздушный _арик.

Не бойся _орозов, Серёжа _орозов.

Хороши _руши в корзине у _руши.

8. Итог урока.

  • Что нового сегодня узнали на уроке?
  • В каком городе мы живём? (Москва.) Как напишем название нашего города?
  • Как называется наш район? (Бибирево.) С какой буквы будем писать название нашего района?
  • На какой улице находится наша школа? С какой буквы будем писать название улицы?
  • Какая река протекает в Бибирево? (Чермянка). С какой буквы будем писать её название?

9. Домашнее задание.

- Правило на стр. 55, упр. 98.