Цели:
- Учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия.
- Учить писать имена собственные, обозначающие географические названия, с большой буквы.
- Повторить написание имён собственных, обозначающих имена людей.
- Развивать умение оценивать свою работу.
- Развивать концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие орфограммы.
- Развивать умение каллиграфически правильно писать буквы д, я, б, О, о.
- Развивать интерес к малой родине.
- Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину, аккуратность при выполнении работы.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
- Подготовительная работа перед изучением нового материала.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление полученных знаний.
- Проверка уровня первичного усвоения нового материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Хорошее настроение поможет нам сегодня на уроке преодолеть все трудности.
2. Минутка чистописания.
- Я утром пришла в класс и увидела у себя на столе три конверта. Они адресованы ребятам второго класса. Вам интересно узнать, что в этих конвертах? (Да.)
- (Читаю письмо из первого конверта.) Что это? (Загадки.)
- Попробуем отгадать? Запишите первую букву из отгадки.
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина……..(орла).
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, да не лисица. (белка)
Она, как змейка, в траве мелькнёт,
Хвостом виляет.
Хвост оборвёт – другой наживёт. (ящерица)
Мужское имя Коля превратите в женское. (Оля)
- Открываем второй конверт. (В нём на двойном альбомном листе каллиграфически правильно написаны буквы о, д, б, я, О) Что это? (Буквы.)
- Назовите их.
- Чем похожи? (Одинаковый элемент – овал.)
- Какая буква лишняя? Почему? (О, так как заглавная.)
- Напишите, пожалуйста, остальные буквы.
- (Самооценка.) Посмотрите, красиво буквы написаны, которые мы увидели в письме? А теперь посмотрите на свою работу. Выберите самую красивую букву, которая у вас получилась. Обведите её красным карандашом в овал.
- О-о-о! Как красиво! Похвалите себя.
3. Подготовительная работа перед изучением новой темы.
- Ой, ветерок подул. Что это? (Облачко.)
(Открываем облачко, которое нарисовано на доске.)
- На нём что-то написано. Давайте прочитаем орфографически.
Бабушка Оля, мама Яна и папа Олег уехали в Ольховку.
- Запишите это предложение у себя в тетради.
- Взаимопроверка.
- Кто написал без ошибок и очень красиво? Кто написал с одной ошибкой?...
- Назовите имена собственные.
- Как вы их написали? Почему?
- Какое ещё слово написано с большой буквы?
- Как вы думаете, почему?
- Вывод: сегодня на уроке мы будем продолжать работать над правописанием имён собственных.
4. Изучение новой темы.
- Послушайте сказку.
Однажды Коля Веснушкин, маленькая Маша, Алёша и Наташа собрались во дворе и решали, во что бы поиграть. Ничего не придумали и загрустили. И вдруг, кружась и плавно покачиваясь, к ним спустился большой оранжевый кленовый лист, а на нём стоял маленький человечек.
- Меня зовут Чижик-Пыжик, - быстро сказал он. – Что же мы теряем время? Скорее, быстрее, сейчас же, немедленно давайте играть в города!
Чижик-Пыжик начертил прутиком на земле большой круг.
- Все, все в круг! Каждый пусть выберет себе название города.
- Я буду Москва, - объявил Коля.
- А я – Петербург! – крикнул Алёша.
- Я – Звенигород, - сказала маленькая Маша. – Мы там жили на даче.
- Я – Уфа, - подумав, назвалась Наташа.
- А я буду город Владивосток, - с важностью произнёс Чижик-Пыжик. – Я сейчас подкину мячик и назову какой-нибудь город. Игрок, чей город я назвал, должен поймять мячик и назвать любой город. А если он не поймал мячик, мы все разбегаемся в разные стороны. Когда игрок схватит мяч, он кричит: “Стоп!” И тут все “города” замирают на месте. Начали!
- Вам понравилась сказка?
- Какие имена собственные нам встретились? У вас есть подсказки на столе (у каждого ребёнка на парте лежит кленовый листочек, вырезанный из цветной бумаги, с напечатанным названием одного имени собственного (имена ребят написаны на жёлтых листочках, а названия городов – на оранжевых):
Коля, Веснушкин, Маша, Алёша, Наташа, Харьков, Брест, Анапа, Рязань, Тюмень, Москва, Петербург, Звенигород, Уфа, Вологда, Житомир, Калуга, Новосибирск, Зеленоград, Ярославль.)
- Посмотрите на подсказки. Будьте внимательны, имена собственные нужно называть только те, которые прозвучали в сказке. ( Назвали слово – встаёт тот ученик, у которого на кленовом листочке написано это слово. Он прикрепляет его к доске. Листочки со словами прикрепляются на доску в хаотичном порядке.)
- Попробуйте распределить эти слова в две группы. (Ребята на доске переставляют слова в два столбика.)
- В какой столбик добавим оставшиеся слова? Почему? (К оранжевым листочкам, потому что оставшиеся слова написаны на оранжевых листочках).
- Почему так разделили? (Имена и названия городов.)
- Как написаны эти слова? (С большой буквы).
- Какой вывод можем сделать? (Названия городов пишутся с большой буквы.)
*Работа с учебником.
- Открываем учебник на странице 56, упр. 97.
- Читаем слова.
- Как можно назвать одним словом?
- Читаем задание. Кто желает выполнить это задание на доске?
- Как будем писать названия городов? (Задание выполняется фиксированное время).
- Проверяем. Как написали названия городов?
*Работа с напечатанным на листочке текстом на каждого ученика.
Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море. На самом Дальнем Востоке граница идёт по водам Тихого океана. Величайшие реки России – Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.
- Прочитайте текст.
- Найдите и прочитайте слова из середины предложений, написанные с большой буквы. (Ребята называют, а я показываю на карте.)
- Как можно вместе назвать эти слова? (Географические названия.)
- Как написаны эти слова? (С большой буквы.)
- Какие же ещё имена собственные пишутся с большой буквы? (Названия морей, океанов, рек, озёр.)
5. Физкультминутка.
Мы плывём по тёплой речке,
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
Наконец, она садится
На корягу над водой.Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
- Какое географическое понятие нам встретилось в физкультминутке? (Река.)
- Кто сможет привести пример названия реки?
- Как будем писать названия рек? (С большой буквы.)
6. Закрепление знаний.
- Итак, какие слова пишутся с большой буквы?
- Давайте проверим, верен ли наш вывод. Прочитаем правило на с. 55.
- Мы оказались правы? (Да.)
- (Подготовка к самостоятельной работе.) Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.
Море _ёрное. Поле _ёрное.
Платье _елое. Море _елое.
7. Проверка уровня усвоения нового материала.
- А сейчас давайте посмотрим, на сколько вы самостоятельно сможете правильно написать имена собственные. На парте у вас у каждого есть маленький кленовый листочек. На нём написаны предложения с пропущенными буквами. Нужно вставить буквы: заглавную или маленькую.
Улетел _рёл за город _рёл.
Наш _арик поймал воздушный _арик.
Не бойся _орозов, Серёжа _орозов.
Хороши _руши в корзине у _руши.
8. Итог урока.
- Что нового сегодня узнали на уроке?
- В каком городе мы живём? (Москва.) Как напишем название нашего города?
- Как называется наш район? (Бибирево.) С какой буквы будем писать название нашего района?
- На какой улице находится наша школа? С какой буквы будем писать название улицы?
- Какая река протекает в Бибирево? (Чермянка). С какой буквы будем писать её название?
9. Домашнее задание.
- Правило на стр. 55, упр. 98.