Цели урока.
Формирование результативного естественнонаучного мышления через активизацию представлений о взаимосвязи строения веществ с их химическими и физическими свойствами и обусловленности применения веществ их свойствами.
Задачи урока.
- Актуализировать такие основополагающие понятия курса химии, как “вещество”, “химическая реакция”, “химическое строение”, а также применение химических веществ в жизни человека.
- Способствовать развитию мобильности мышления через применение в конкретных ситуациях знаний из различных разделов курса химии средней школы.
- Развить умение участвовать в проблемном диалоге.
- Содействовать развитию общей эрудиции учащихся и познавательного интереса.
Методы и приемы. Практически-эвристический диалог, разбор проблемных ситуаций, защита мини-проектов.
Оборудование: этиловый спирт, глицерин, изоамиловый спирт, пробирки, бихромат калия, сульфат меди (II), гидроксид натрия, металлический натрий, вода.
Вид урока. Конкурс мини-проектов.
Ход урока
Класс разбивается на три группы. Каждой группе дается индивидуальное задание, которое они должны выполнить за 20 минут, составить и защитить свой мини-проект. В конце урока подводятся итоги урока и выставляются оценки.
Первая группа
План работы
- Структурная и молекулярная формула этанола.
- Физические свойства этанола: цвет, запах, растворимость в воде, плотность.
- Химические свойства: взаимодействие с металлами, горение, качественная реакция на этанол.
- Действие этанола на организм человека.
- Практическое применение.
Задание
1. Пользуясь учебником составьте молекулярную и структурную формулу этанола.
2. Определите опытным путем физические свойства этанола: цветзапах и растворимость в воде. Пользуясь справочником определите плотность этанола.
3. Опытным путем определите химические свойства этанола:
A) взаимодействие с натрием и цинком: в
пробирку налейте 2 мл этанола и добавьте натрий, а
в другую цинк и этанол; запишите свои наблюдения,
составьте уравнения реакций, сформулируйте
вывод,
Б) налейте немного этанола в фарфоровую чашечку и
аккуратно подожгите его, запишите свои
наблюдения, составьте уравнения реакций,
сформулируйте вывод.
B) качественная реакция на этанол: в пробирку
налить 1 мл этанола, добавить несколько капель
йодной настойки, а затем водный раствор щелочи;
выпадение желтого осадка свидетельствует о том,
что это этиловый спирт; запишите свои наблюдения,
сформулируйте вывод.
4. Пользуясь дополнительной литературой охарактеризуйте действие этанола на организм человека.
5. Пользуясь схемой 7, страница 152, охарактеризуйте применение этанола.
Вторая группа
План работы
- Структурная и молекулярная формула глицерина.
- Физические свойства глицерина: цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде, плотность.
- Химические свойства: взаимодействие с металлами, горение, качественная реакция на глицерин.
- Действие глицерина на организм человека.
- Практическое применение глицерина.
Задание
1. Пользуясь учебником составьте молекулярную и структурную формулу глицерина.
2. Опытным путем определите физические свойства глицерина: цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде: в пробирку налейте немного воды и добавьте несколько капель глицерина.
3. Химические свойства:
A) раствор глицерина разделите на две пробирки:
в одну добавьте натрий, а в другую – цинк;
запишите свои наблюдения, составьте уравнения
реакций, сформулируйте вывод.
Б) налейте немного глицерина в фарфоровую
чашечку, подожгите, запишите свои наблюдения,
составьте уравнения реакций, сформулируйте
вывод.
B) качественная реакция на глицерин: в пробирку
налейте 1 мл воды и растворите в ней сульфат меди
(II), добавьте немного гидроксида натрия до
образования голубого осадка гидроксида меди (II);
к полученному осадку добавьте по каплям
глицерин; взболтайте смесь, отметьте превращения
голубого осадка в раствор темно-синего цвета;
составьте уравнения реакций, запишите свои
наблюдения и сформулируйте выводы.
4. Опишите как действует глицерин на организм человека.
5. Пользуясь дополнительной литературой охарактеризуйте практическое применение глицерина.
Третья группа
План работы
- Структурная и молекулярная формула изоамилового (пентилового) спирта.
- Физические свойства: цвет, запах, растворимость в воде, плотность.
- Химические свойства: взаимодействие с металлами, горение.
- Действие изоамилового спирта на организм человека.
- Практическое применение изоамилового спирта.
Задание
1. Составьте структурные и молекулярную формулу пентилового спирта.
2. Опытным путем определите физические свойства пентилового спирта: запах, цвет, растворимость в воде: в пробирку налейте немного воды и несколько капель пентилового спирта; запишите свои наблюдения.
3. Определите опытным путем химические свойства изоамилового спирта:
А) к раствору спирта добавьте немного натрия, а
в другую пробирку цинка, запишите свои
наблюдения, сформулируйте вывод.
Б) немного спирта налейте в фарфоровую чашечку и
аккуратно подожгите, опишите свои наблюдения ,
составьте уравнения реакций и сформулируйте
вывод.
4. Охарактеризуйте действие спирта на организм человека.
5. Пользуясь дополнительной литературой опишите применение пентилового спирта.
Рефлексия урока
Каждому ученику в классе выдается незаконченный рисунок – мордашка человечка. Необходимо дорисовать недостающую деталь – рот, выразив при этом свое отношение к прошедшему уроку и своей роли в нем: улыбка – я узнал много интересной и полезной информации сегодня на уроке; гримаса презрения – было неинтересно, ничего нового и полезного я не узнал; рот – прямая линия – мне безразлично, чем вы здесь сегодня занимались.
Заключительное слово учителя
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но... к концу подошел наш урок.
Прошу – уберите рабочее место.
Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно,
Что будут они “хорошо” и “отлично”.
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!