Спирты. Одноатомные и многоатомные. Их свойства и применение

Разделы: Химия


Цели урока.

Формирование результативного естественнонаучного мышления через активизацию представлений о взаимосвязи строения веществ с их химическими и физическими свойствами и обусловленности применения веществ их свойствами.

Задачи урока.

  1. Актуализировать такие основополагающие понятия курса химии, как “вещество”, “химическая реакция”, “химическое строение”, а также применение химических веществ в жизни человека.
  2. Способствовать развитию мобильности мышления через применение в конкретных ситуациях знаний из различных разделов курса химии средней школы.
  3. Развить умение участвовать в проблемном диалоге.
  4. Содействовать развитию общей эрудиции учащихся и познавательного интереса.

Методы и приемы. Практически-эвристический диалог, разбор проблемных ситуаций, защита мини-проектов.

Оборудование: этиловый спирт, глицерин, изоамиловый спирт, пробирки, бихромат калия, сульфат меди (II), гидроксид натрия, металлический натрий, вода.

Вид урока. Конкурс мини-проектов.

Ход урока

Класс разбивается на три группы. Каждой группе дается индивидуальное задание, которое они должны выполнить за 20 минут, составить и защитить свой мини-проект. В конце урока подводятся итоги урока и выставляются оценки.

Первая группа

План работы

  1. Структурная и молекулярная формула этанола.
  2. Физические свойства этанола: цвет, запах, растворимость в воде, плотность.
  3. Химические свойства: взаимодействие с металлами, горение, качественная реакция на этанол.
  4. Действие этанола на организм человека.
  5. Практическое применение.

Задание

1. Пользуясь учебником составьте молекулярную и структурную формулу этанола.

2. Определите опытным путем физические свойства этанола: цветзапах и растворимость в воде. Пользуясь справочником определите плотность этанола.

3. Опытным путем определите химические свойства этанола:

A) взаимодействие с натрием и цинком: в пробирку налейте 2 мл этанола и добавьте натрий, а в другую цинк и этанол; запишите свои наблюдения, составьте уравнения реакций, сформулируйте вывод,
Б) налейте немного этанола в фарфоровую чашечку и аккуратно подожгите его, запишите свои наблюдения, составьте уравнения реакций, сформулируйте вывод.
B) качественная реакция на этанол: в пробирку налить 1 мл этанола, добавить несколько капель йодной настойки, а затем водный раствор щелочи; выпадение желтого осадка свидетельствует о том, что это этиловый спирт; запишите свои наблюдения, сформулируйте вывод.

4. Пользуясь дополнительной литературой охарактеризуйте действие этанола на организм человека.

5. Пользуясь схемой 7, страница 152, охарактеризуйте применение этанола.

Вторая группа

План работы

  1. Структурная и молекулярная формула глицерина.
  2. Физические свойства глицерина: цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде, плотность.
  3. Химические свойства: взаимодействие с металлами, горение, качественная реакция на глицерин.
  4. Действие глицерина на организм человека.
  5. Практическое применение глицерина.

Задание

1. Пользуясь учебником составьте молекулярную и структурную формулу глицерина.

2. Опытным путем определите физические свойства глицерина: цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде: в пробирку налейте немного воды и добавьте несколько капель глицерина.

3. Химические свойства:

A) раствор глицерина разделите на две пробирки: в одну добавьте натрий, а в другую – цинк; запишите свои наблюдения, составьте уравнения реакций, сформулируйте вывод.
Б) налейте немного глицерина в фарфоровую чашечку, подожгите, запишите свои наблюдения, составьте уравнения реакций, сформулируйте вывод.
B) качественная реакция на глицерин: в пробирку налейте 1 мл воды и растворите в ней сульфат меди (II), добавьте немного гидроксида натрия до образования голубого осадка гидроксида меди (II); к полученному осадку добавьте по каплям глицерин; взболтайте смесь, отметьте превращения голубого осадка в раствор темно-синего цвета; составьте уравнения реакций, запишите свои наблюдения и сформулируйте выводы.

4. Опишите как действует глицерин на организм человека.

5. Пользуясь дополнительной литературой охарактеризуйте практическое применение глицерина.

Третья группа

План работы

  1. Структурная и молекулярная формула изоамилового (пентилового) спирта.
  2. Физические свойства: цвет, запах, растворимость в воде, плотность.
  3. Химические свойства: взаимодействие с металлами, горение.
  4. Действие изоамилового спирта на организм человека.
  5. Практическое применение изоамилового спирта.

Задание

1. Составьте структурные и молекулярную формулу пентилового спирта.

2. Опытным путем определите физические свойства пентилового спирта: запах, цвет, растворимость в воде: в пробирку налейте немного воды и несколько капель пентилового спирта; запишите свои наблюдения.

3. Определите опытным путем химические свойства изоамилового спирта:

А) к раствору спирта добавьте немного натрия, а в другую пробирку цинка, запишите свои наблюдения, сформулируйте вывод.
Б) немного спирта налейте в фарфоровую чашечку и аккуратно подожгите, опишите свои наблюдения , составьте уравнения реакций и сформулируйте вывод.

4. Охарактеризуйте действие спирта на организм человека.

5. Пользуясь дополнительной литературой опишите применение пентилового спирта.

Рефлексия урока

Каждому ученику в классе выдается незаконченный рисунок – мордашка человечка. Необходимо дорисовать недостающую деталь – рот, выразив при этом свое отношение к прошедшему уроку и своей роли в нем: улыбка – я узнал много интересной и полезной информации сегодня на уроке; гримаса презрения – было неинтересно, ничего нового и полезного я не узнал; рот – прямая линия – мне безразлично, чем вы здесь сегодня занимались.

Заключительное слово учителя

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но... к концу подошел наш урок.
Прошу – уберите рабочее место.
Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно,
Что будут они “хорошо” и “отлично”.
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!