Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка "Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост" с русской народной сказкой "Заяц-хваста"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- учить детей находить отличие русской народной сказки и литературной;
- прослеживать характер главного героя;
- развивать речь, обогащать словарный запас, память, мышление.

Оборудование. Макет сцены с занавесом, рисунки детей к каждому эпизоду, изображение зайца к сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Какую сказку вы прочитали вчера?

Д. Сказку Д. Н. Мамина – Сибиряка “Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”.

У. Сегодня мы продолжим работу с этим произведением и попытаемся сравнить с похожей сказкой.

II. Проверка домашнего задания

У. А сейчас мы побываем в необычном театре, где вы будете и актерами, и зрителями. Задание – по эпизодам пересказать сказку. Занавес открывается, представление начинается.

(На доске установлен “театр”. Рисунки детей к каждому эпизоду меняются учителем по мере того, как ребята пересказывают сказку.) Ученики пересказывают сказку (16 человек).

У. Аплодисменты. Молодцы, хорошо подготовили дома пересказ текста. (Оценивание ответов детей).

III. Повторение

У. Я вам предлагаю вспомнить знакомую сказку. Откроем с. 15 учебника (О. В. Джежелей “Чтение и литература”, 2 класс). Открывает доску.

На доске:

Русская народная сказка “Заяц – хваста”

Дети читают сказку.

Работа со словами, которые вызвали непонимание детей: “гумно”.

У. На что вы обратили внимание?

Д. Сказки похожи.

Д. Главный герой – заяц.

Д. В обоих текстах зайцы хвастаются.

Д. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы.

У. Хорошо. А в чем различие этих сказок?

Д. В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает.

Д. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны.

Д. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком.

Д. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит. (Зачитывают из текста).

IV. Физкультминутка

Ветерок.

Елочки зеленые на ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем наклонов.

Учитель показывает детям иллюстрацию, на которой изображены лиственные и хвойные деревья.

V. Продолжение работы над сравнением произведений

У. Как заканчиваются сказки, почему?

Д. В русской народной сказке ворона говорит: “Ну ты молодец. Не хваста, а храбрец”. Сказку можно продолжить.

Д. У Мамина – Сибиряка сказка закончена. Баю – баю - баю…

У. Почему так заканчивается сказка?

Д. Потому что это сказка из сборника “Аленушкины сказки”. Автор написал сказки для своей дочери Аленушки.

Д. Она долго болела. Мамин – Сибиряк рассказывал ей эти сказки на ночь.

У. А заголовки у сказок похожи?

Д. Нет. У Мамина – Сибиряка название сказки длинное, а в русской народной сказке – короткое.

VI. Работа по определению характера главного героя

У. Вчера мы с вами на уроке рисования приготовили иллюстрации к эпизодам, на доске вы видите свои рисунки. Я тоже дома попыталась нарисовать героя к одной из сказок. Нравится вам зайчик?

Попробуйте догадаться, к какой сказке мой герой. Докажите, зачитайте из текста.

Дети говорят свои версии, доказывают текстом.

У. Молодцы, вы все внимательно читали тексты, поэтому правильно угадали. Скажите, какой заяц в тексте у Мамина – Сибиряка?

Д. Храбрый.

У. Значит, мы неправильно определили героя?

Д. Нет, правильно. Слово “храбрый” автор использует в переносном смысле.

(Дополнительное задание)

У. Как бы повел себя заяц – хваста, если бы пришел волк? Подумайте, порассуждайте.

- Придумайте еще одну историю про трусливого зайца.

У. Сейчас я задам вам еще более трудное задание. Прочитайте запись на доске.

На доске:

У страха глаза велики.

У. Что это? Как вы понимаете смысл?

Д. Это пословица.

Д. На самом деле может быть не такая и большая беда, просто не знаешь, что это.

Д. Например, идешь в темноте и всего боишься. А на самом деле ничего страшного нет.

У. Эту пословицу я нашла в книге “Пословицы русского народа” великого русского ученого-собирателя Владимира Ивановича Даля в разделе “Смелость – отвага – трусость”.

Учитель показывает сборник, раздел.

У. К какой сказке подходит эта пословица?

Д. К сказке Мамина – Сибиряка, потому что заяц испугался, убежал, спрятался под кустик. (Зачитывает из текста).

Д. Волк тоже убежал.

Д. В русской народной сказке заяц действительно совершает храбрый поступок, он спасает ворону от собак.

VII. Итог

У. Молодцы, хорошо поработали. Назовите еще раз названия сказок, с которыми мы сегодня работали. (Ответы детей)

У. А какая сказка появилась раньше: русская народная или Мамина – Сибиряка?

Д. Русская народная. Сказки раньше рассказывали друг другу, затем собиратели собирали их, записывали, создавали сборники.

У. Почему Мамин – Сибиряк написал сказку, похожую на русскую народную сказку?

Д. Ему понравилась сказка, он взял ее, добавил своих героев, закончил по-своему.

У. Какая сказка вам больше понравилась?

Дети отвечают на вопрос, доказывают свою точку зрения.

У. Я рада, что сказки вам понравились. И нельзя сказать, какая сказка лучше, все хороши по-своему.

У. А сейчас я напоминаю вам, что завтра у нас будет урок внеклассного чтения по книге Д. Н. Мамина – Сибиряка “Аленушкины сказки”. Напоминаю, на какие вопросы вам нужно подготовить ответы:

- Какие имена дает автор своим героям.

- Есть ли в сборнике сказка, по сюжету похожая на “Сказку про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”? (“Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост”).

- Жизнь каких насекомых описывает автор? (“Сказочка про козявочку”, “Сказка о том, как жила – была последняя Муха”).

- Сегодня все очень хорошо работали. Всем спасибо. Урок окончен.