Тема: «Последовательное соединение проводников»
Цель урока: установить законы последовательного соединения проводников и научить обучающихся применять эти законы на практике.
Основные вопросы темы:
- понятие последовательного соединения проводников;
- математическая запись и формулировка законов;
- решение задач на законы соединения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Изложение нового материала – 20 мин.
1. Вступительное слово учителя
Учитель: Перед рассмотрением
сегодняшнего материала урока я хочу задать
вопрос: «Что такое последовательное соединение
проводников?»
Ученик: Последовательное соединение -
это соединение, при котором конец одного
проводника соединяется с началом другого.
Ученик: А ёще можно итак сказать, что это
соединение когда один проводник следует за
другим.
Учитель: Хорошо. Ответы мы принимаем. И
чтобы это показать на практике, давайте
посмотрим на демонстрационный стол. И после
проведения демонстрационного опыта, постараемся
выяснить закономерности данного соединения. А
для того чтобы нам было легче это сделать,
постараемся вспомнить выводы проведенных
лабораторных работ.
Учитель: Кто мне скажет, какие приборы
находятся у меня на столе?
Ученик: 2 источника тока, амперметр,
ключ, 2 лампочки и соединительные провода.
Учитель: Давайте теперь соберем
электрическую цепь, состоящую из э перечисленных
приборов. Потом зарисуем в тетрадь схему данного
соединения.
Учитель: Продемонстрировав ряд опытов,
мы пришли к выводу:
- ток, протекающий через все лампочки (проводники) при последовательном соединении один и тот же (вывод лабораторной работы № 3);
- при последовательном соединении проводников общее напряжение на всем соединении равно сумме напряжений на каждом резисторе (вывод лабораторной работы № 4).
(Для уяснения сущности этих закономерностей можно привести гидродинамическую аналогию)
2. Расчет силы тока, напряжения и сопротивления в цепи с последовательно соединенными проводниками
Учитель: Для того чтобы нам можно было
получить математические записи наших
закономерностей, мы будем использовать закон Ома
для участка цепи. Этот закон даст возможность
получить закон для третьей электрической
величины – сопротивление.
Итак, начнем. Исходя из полученного вывода
лабораторной работы № 3, мы можем получить
математическую запись закона токов для
последовательного соединения проводников:
Iобщ = I1 = I2
Эту запись можно прочитать так:
Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова. |
Это и есть первый закон последовательного соединения проводников.
Вывод лабораторной работы № 4 даст возможность получить математическую запись закона напряжений при последовательном соединении проводников:
Uобщ = U1 + U2
Запишем формулировку этого закона:
Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи. |
Это второй закон последовательного соединения
проводников.
Выведем ещё один закон – это закон
сопротивлений. Для этого применим второй закон
последовательного соединения проводников и
закон Ома для участка цепи.
По закону Ома U = IR, значит второй закон
последовательного соединения проводников
запишется в другом виде:
IRобщ = IR1 + IR2 , так как Iобщ = I1 = I2 = const => Rобщ = R1 + R2
Мы получили третий закон последовательного соединения проводников – закон сопротивлений. Сформулируем его:
Общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников равно сумме сопротивлений отдельных проводников (или отдельных участков цепи). |
Если имеем n – проводников с одинаковым сопротивлением R , т.е. R1 = R2 = R3 , то получим
Rобщ = R1 n
Качественная оценка этой формулы состоит в следующем: при последовательном соединении проводников как бы увеличивается длина проводника, включенного в цепь, что приводит к увеличению сопротивления. Это хорошо видно из формулы зависимости сопротивления проводника от его размеров и материала, из которого он изготовлен.
R = pl/S
3. Применение последовательного соединения проводников
Основным недостатком последовательного
соединения проводников является то, что при
выходе из строя одного из элементов соединения
отключаются и остальные. Так, например, если
перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то
погаснут и все другие. Указанный недостаток
может обернуться и достоинством. Представьте
себе, что некоторую цепь нужно защитить от
перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна
автоматически отключаться. Как это сделать?
(Например, использовать предохранитель).
Учитель: Какой можно сделать общий
вывод сегодняшнего урока?
Ученик: Мы получили три закона
последовательного соединения проводников,
которые будем применять для решения задач.
III. Закрепление изученного материала (решение качественных и количественных задач) – 20 мин.
Учитель: А теперь я предлагаю вам несколько качественных задач на закрепление сегодняшнего материала.
- Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом. (4 А)
- В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе. (40 В)
- В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление? (4000 Ом)
Учитель: С качественными задачами вы
справились хорошо, а теперь попробуем с вами
закрепить наш изученный материал при решении
количественных (расчетных) задач. Для этого
откроем учебник и вместе выполним упражнение № 24
(1,2,3) , учебник 8 класс А.В. Перышкин, Н.А. Родина.
Те ученики, которые выполнят данное упражнение
быстрее, имеется дополнительное задание –
задачи № 59–65 стр. 138
Задачи, решаемые на уроке
- Как можно использовать одинаковые лампы, рассчитанные на напряжение 36 В, если напряжение в сети 220 В? Нарисуйте схему цепи.
- Резисторы с сопротивлениями 2 кОм и 8 кОм соединены последовательно. На каком из них большее напряжение? Во сколько раз?
- Вольтметр V1 показывает 12 В. Каковы показания амперметра и вольтметра V2?
- Участок цепи состоит из двух последовательно соединенных резисторов, сопротивления которых 50 Ом и 70 Ом. Напряжение на участке цепи 60 В. Найдите силу тока в цепи и напряжение на каждом из резисторов.
IV. Домашнее задание – 3 мин.
$ 16, стр. 138, задачи № 66,67,68. Вопросы после параграфа.