Цели урока:
- Обеспечить организацию деятельности учащихся по определению рода имен существительных.
- Создавать условия для развития мыслительной деятельности.
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
- карточки с индивидуальными заданиями,
- карточки для работы в группах
- орфографические словари С.И. Ожегова.
- на доске вывешены дополнительные задания из “Русского медвежонка” для детей, которые быстро справляются с упражнениями в ходе урока.
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие.
Психологическая установка.
У.
1) Мы уже многое знаем.
2) В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
3) У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучивать.
4) Мы не боимся ошибаться.
Разминка для пальцев рук.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
У. Чему учились на предыдущем уроке? (ответы детей).
Сообщение темы и целей урока:
У. Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться определять род имен существительных, согласовывать имена существительные с зависящими от них именами прилагательными. А самое главное: “Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая”.(Д.С. Лихачев).
У. Посмотрите на тему и скажите, какие правила нужно повторить для успешной работы на уроке?
Дети называют следующие правила.
1. Что называется именем существительным?
2 .Какие имена существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду?
Работа в парах: дети рассказывают друг другу правила, оценивают правильность ответов.У. А сейчас у меня вопрос: Может ли имя существительное не иметь рода? (создание проблемной ситуации, на доске появляется проблемный вопрос). Рассуждение детей.
Работа по группам.
У. Пожалуйста, определите род имен существительных. Задания для каждой группы на карточках .
А) 1 группа.
Определить род имен существительных:
багаж, животное, победа, шофер, яблоко, ракета, остров, болото, аптека, трамвай.
Б) 2 группа. Дописать окончания имен существительных, определить их род:
Замечательн (-- ) человек. Прекрасн (--) настроение.
Ликующ (--) крик. Осенн (--) погода. Интерес (--) рассказ.
Увлекательн (--) чтение. Отличн (--) оценка.
В) Одновременно работа выполняется двумя учениками на доске.
Самопроверка. Самоценка работ. Итог выполнения заданий.
3. Усвоения новых знаний и способов действий.
Работа с учебником. Упражнение № 1. с.133.
У. Прочитать задание. Списать текст.
Вырос высокий дуб (трава, дерево). По телевизору шел интересный фильм (передача, выступление фигуристов). Месяц (луна, солнце) освещал поляну ярким сиянием.
У. Выполнить задания:
1. Определить род имен существительных.
2. Исследовать, что изменится, если мы по очереди будем подставлять другое имя существительное из скобок? (Ответы детей).
У. Вывод: если меняется имя существительное, то меняется окончание у зависимого от него имени прилагательного, происходит согласование, меняется окончание и у глаголов.
У. Посмотрите на имена существительные данного упражнения, какие вы видите окончания:
Д.1) Нулевое (дуб, месяц, фильм).
Д. 2) Окончание, выраженное звуками (трава, дерево, передача, луна, солнце).
У. Как можно назвать эти имена существительные?
У.Верно, изменяемые.
Работа с учебником. Упражнение № 2. с.133
У. Прочитать текст.
Московское метро самое красивое в мире. Забавный кенгуру смотрел на нас любопытными черными глазками. Утром папа всегда пьет черный кофе.
У. Что можно сказать об окончании существительных метро, кенгуру, кофе?
Д. У данных существительных нет окончаний.
У. Как можно назвать эти имена существительные? (Неизменяемые). Почему?
У. А можете ли вы определить род этих существительных? (ответы детей).
У. Какие слова в предложении могут помочь в определении их рода?
Д. Имена прилагательные и глаголы.
У. Свои предположения проверьте, выполнив упражнение № 2 письменно.
Вывод: род неизменяемых имен существительных можно определить в предложении по смыслу.
А сейчас прочитайте слова на доске. (6 групп слов)
У. Скажите, значение каких слов вам непонятно? (Ответы детей и помощь учителя).
У. Ч то можете сказать о данных именах существительных?
Д. Они неизменяемые.
У. Предложений у нас нет, по которым можно определить род этих имен существительных.
У. Как же нам это сделать? (Ответы детей).
У. Поможет вывод в учебнике. (с 133) Авторы предлагают нам обратиться к словарям.
4 Этап первичной проверки понимания изученного.
Работа в шести группах. Каждая группа получает задание (одну из шести групп слов, написанных на доске), и с помощью словаря Ожегова определяет род имен существительных. По окончании работы дети записывают на доске род имен существительных и устно озвучивают подобранные по смыслу имена прилагательные. Проверка выполнения задания. На доске появляется следующая запись.
Алое колье интервью маэстро пюре табло
(с.р.) | (с.р.) | (с.р.) | (м.р.) | (с.р.) | (с.р.) |
Ассорти | конфетти | депо | трюмо | пенальти | пенсне |
(с.р.) | (с.р.) | (с.р.) | (с.р.) | (с.р.) | (с.р.) |
Ателье | купе | жюри | такси | рагу | мокко |
(с.р.) | (с.р.) | (с.р.) | (с.р.) | (с.р.) | (с.р.) |
Пюре | кенгуру | домино | фойе | соло | каноэ |
(с.р.) | (м.р.) | (с.р.) | (с.р.) | (с.р.) | (с.р.) |
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Работа с учебником в парах, выполнение упражнения № 3.с.133-134.
У. Согласовать имена прилагательные и имена существительные.
Розов…(-ый, -ая, -ое) фламинго
Широк…(-ый,-ая, -ое) шоссе
Грустн…(-ый, -ая, -ое) шимпанзе
Вкусн…(-ый,-ая, -ое) эскимо
Горяч…(-ий, -ая, -ее) какао
Нов…(-ый,-ая, -ое) пианино
Проверка выполнения задания.
6. Этап обобщения и систематизации знаний.
У. Скажите, как можно определить род у изменяемых и неизменяемых имен существительных?
Ответы детей, на доске высвечиваются выводы
А) по правилам;
Б) по смыслу в предложении;
В) по словарю.
У. Может ли имя существительное не иметь рода? Рассуждения детей.
У. Дети, пожалуйста, встаньте, кого я на уроке назвала умницей, молодчиной.
У. Что мы видим? Встали мальчики и девочки.
У. Так какого рода имена существительные умница, молодчина?
Рассуждения детей.
У. Получается, что имена существительные бывают и общего рода. Данную тему будете изучать в 6-ом классе. Дома можно поискать еще имена существительные общего рода и сообщить их на следующем уроке.
7. Этап информации о домашнем задании.
Упражнение № 4 с. 134
У. Прочитайте текст. Все ли понятно?
8. Этап подведения итогов урока.
У. Что мы изучили на уроке?
Ответы детей.
Оценки за урок.
9. Этап рефлексии.
У. Как вам работалось на уроке?
У. Поднимите руки, кто продвинулся в своих знаниях. В чем? Были ли у вас проблемы? У кого были какие – то затруднения?
Ответы детей.
У. Дети, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за творческую работу на уроке.
На протяжении всего урока на доске вывешены задания для детей, которые быстро справляются с заданиями.
Предлагаются задания из “Русского медвежонка”.
1. Что триста лет назад означало слово виктория?
А) госпожа;
Б) удача;
В) чужбина;
Г) разлука;
Д) победа.
2. Его не кажут, им клюют, с ним оставляют. О чем речь?
А) о дневнике;
Б) о домашнем задании;
В) о клюве;
Г) о носе;
Д) о корме.