Понятие “творчество” определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство его воплощения. Творчество как деятельность детей представляет новые возможности для их развития. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности.
В детском саду перед ребенком открыты разные возможности для творческого осмысления действительности и его выражения и одна из них – синхронное плавание.
Это очень увлекательная форма работы, задающая особый эмоциональный настрой. Ритмичные движения, кружение в такт музыки, танцы с различными предметами, построение разных танцевальных композиций. Все это позволяет ребенку выразить себя и доставляет при этом огромное эмоциональное удовольствие.
Основы творческих проявлений детей закладываются уже в младшем дошкольном возрасте. И мы стараемся воспитать в ребенке эстетический вкус, развивать способность искать, фантазировать, принимать самостоятельные решения, мыслить неординарно, то есть смело и свободно.
Синхронное плавание я включаю в занятия, начиная со старшей группы, но подводящие упражнения, использую на занятиях с детьми младших групп. Для ребенка главное – это впечатление. Достичь такой цели можно, если сделать занятие интересным, разбудить творческую активность. Опираясь на методику Е.Е.Шулешко, стараюсь дать детям свободу выбора, не навязывая своего мнения. Активно использую работу в микрогруппах. Это помогает детям неуверенным в своих силах чувствовать себя свободно и уверенно.
Начинаем с того, что дети выполняют в воде различные игровые действия под музыку – это пружинки, хлопки по воде, в кругу, а также произвольные танцевальные движения под музыку. В средней группе уже используем предметы: мячи, обручи. Дети выполняют под музыку различные скольжения с предметами, ныряние и подныривание в обруч. Дети средней группы уже могут выразить эмоциональное содержание создаваемых образов в игре и рисунках на воде. К концу года мы с детьми средней группы готовим небольшой танец на воде с элементами синхронного плавания для родителей и детей других групп.
В старшей и подготовительной группе в зависимости от подготовленности дети знакомятся с различными композиционными движениями синхронного плавания. Менее подготовленные дети выполняют несложные композиционные движения, такие как “стрела”, “звезда”, “поплавок”. Более подготовленные дети выполняют сложные движения в воде и под водой, например: “подбитая утка”, “разгиб в вертикаль”, а также различные кувырки вперед и назад, различные перестроения, погружения под воду, поочередное поднятие или разведение рук, вращение вокруг себя стоя, в полуприседе, лежа на спине или груди. Это помогает детям самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций.
В синхронном плавании много обязательных элементов, наши дети выбирают те, с которыми они могут справиться.
При выполнении детьми произвольных движений под музыку в воде, я веду наблюдение. Это важно, так как именно в такие минуты рождаются необыкновенные по красоте движения. Затем самые интересные из них мы разучиваем. Постепенно различные движения соединяем в композиции, подбираем музыкальное сопровождение. Так происходит рождение танца, который является плодом творчества и общих усилий. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом опытом, радуются своим успехам.
Освоенные элементы синхронного плавания позволяют детям перейти на другой уровень творчества. Они уже могут подготовить не только рисунки на воде, но и сюжеты для больших праздников, что позволяет нам планировать и осуществлять подготовку развлекательных представлений на воде.
Сложившаяся система работы по освоению синхронного плавания дает весомые результаты в развитии творческих способностей детей. И мы предлагаем вам некоторые результаты нашей работы- танцевальные композиции на воде.