Цели:
- ввести понятие пирамиды и её элементов;
- учить изображать и распознавать пирамиды среди других тел;
- привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу нестандартной формой занятия;
- формирование коммуникативных навыков;
Оборудование:
- школьная доска;
- ватманские листы, фломастеры;
- КРМУ;
Технология: педагогическая мастерская.
Индукция. Создание эмоционального настроя.
На фоне музыки (например: “Арабский танец” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”) на экране сменяются слайды с изображениями пирамид и звучит сопровождение к ним.
Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытий сделали учёные на древней египетской земле. Но самым большим чудом Египта, поражающим людей ещё в древности, были удивительные искусственные горы – гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по жёлтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с её зелёными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мёртвой Ливийской пустыни.
Ещё дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров – от современного города Каира до Фаюмского оазиса.
Они словно вырастают из песков пустыни – колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у их подножия трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб.
Самые высокие (их называют “ Великими ” возведены в эпоху Древнего царства неподалеку от города Мемфис, тогдашней столицы Египта, фараонами Хуфу (греки называли его Хеопс) и Хафра (Хефрен).
Форму, подобную, этим сооружениям имеет Башня древнего Тикаля, одного из крупнейших городов майя. Она и сейчас величественно возвышается над окрестными лесами.
Аналогичные формы были использованы при строительстве знаменитой Вавилонской башни, о строительстве которой (вавилонском столпотворении) говорится в библии. Это сооружение подробно описал Геродот:
“ …Храмовый священный участок – четырёхугольный, каждая сторона его длиной в 2 стадия (1 стадий – 177,6м). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в 1 стадий. На этой башне стоит вторая, на ней – ещё башня, в общем – восемь башен одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На последней башне воздвигнут большой храм”. (I тысячелетие до н.э.)
Самоконструкция.
- Как вы думаете о чём пойдёт речь сегодня и на ближайших уроках? (О пирамидах)
- Какие ещё ассоциации возникают у вас со словом “пирамида”?
- Запишите этот ассоциативный ряд.
(груда сложенных предметов, детская игрушка, пирамидальный тополь, финансовая пирамида, пирамиды из детских кубиков.)
Сейчас каждый из вас изобразит на листочке одну из трёх фигур: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник.
Те, кто изобразил
треугольник - образуют команду № 1,
четырёхугольник - образуют команду № 2,
пятиугольник - образуют команду № 3.
Займите свои новые места.
Каждая команда читает по учебнику П.28 (5 мин) и выполняет задания (10 мин).
- На ватмановском листе (крупно, фломастерами) изобразите 9 геометрических тел, 4 из которых – различные пирамиды и пронумеруйте их.
- На ватмановском листе (крупно, фломастерами) изобразите n-угольную пирамиду: треугольную, четырёхугольную, пятиугольную (зависит от команды). Обозначьте её.
Проведите высоту, апофему, диагональное сечение. Обозначьте их.
Афиширование.
На доске представители от каждой команды поочерёдно вывешивают свои плакаты и предлагают другим группам ответить на вопросы. (У каждой команды на столе карточки с опорным материалом, содержащем вопросы).
По первому плакату:
- среди изображённых тел выберите те, которые являются пирамидами. Объясните почему.
По второму плакату:
назовите:
- пирамиду;
- её вершину;
- основание пирамиды;
- боковые рёбра;
- рёбра основания;
- апофему;
- диагональное сечение;
- сколько их проведено, сколько можно ещё провести?
- какая это пирамида?
По каждому плакату идет обсуждение в группах, затем представители от групп озвучивают ответы, которые обсуждаются, комментируются.
Рефлексия.
- Стало ли вам понятнее понятие “пирамида”?
- Сконструируйте определение пирамиды.
- Попробуйте представить себя на месте древних архитекторов. Стали бы вы создавать сооружения в форме пирамиды? Почему?
- Как вы чувствовали себя на уроке? Что вам было интересно?
- Каждый ученик получает карточку с “ мишенью ”
Творческое домашнее задание: подобрать материал об архитектурных сооружениях разных эпох и народов, выполненных в форме пирамиды и подготовить краткие сообщения о них. (используя для иллюстрации КРМУ).
Итог работы: оценка учителем работы учащихся на уроке.