Цели:
- Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
- Учить беречь органы чувств;
- Развивать речь учащихся, интерес к предмету, любознательность;
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- плакаты “Системы органов”,
- карточки-слова, “отоларинголог”, “окулист”, “дерматолог”, “обоняние”, “осязание”,
- предметы: яблоко, картошка, апельсин, сахар, соль, лимон, хлеб, лук, кубик, ключ, нитки,
- шапочки для детей, исполняющих роли врачей.
К уроку, сильные учащиеся, готовят сообщения по теме урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: У нас урок окружающего мира, но давайте немного пофантазируем и представим себе, что это не класс, а студия телевидения и мы в программе “Здоровье”.
Сегодня в нашей студии собрались врачи и пациенты. Есть и гости в студии, а я ведущая передачи.
- Добрый день, друзья. Доброго вам здоровья.
Прежде чем начать разговор по теме нашей передачи я хочу предложить вам вспомнить о том, какие органы человека вы знаете? Какую работу они выполняют?
(Ответ ученика у доски)
Учитель: Какая система управляет деятельностью организма?
- Что изучают науки анатомия, физиология и гигиена?
- Какие пословицы о здоровье вы нашли?
(Оценивание отвечающего)
Чтобы быть здоровым надо знать своё тело.
2. Тема и цель урока.
Сегодня мы продолжим разговор об организме человека и познакомимся с ещё одной большой группой органов.
- С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир?
Дети: Это органы чувств.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня вы узнаете, какую роль они играют в жизни человека и как надо заботиться о них, чтобы быть здоровым. Об этом вам расскажут доктора, которых мы пригласили на передачу. Вы внимательно слушайте, запоминайте, ведь речь пойдет о вашем здоровье. А начнём разговор с загадки:
Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит.(Глаза)
Конечно это глаза.
Закройте глаза и скажите, что у меня в руке и какого цвета?
- Почему вы не можете сказать об этом?
(Ответы детей)
Учитель: Какую роль выполняют глаза в нашей жизни?
Глаза самый совершенный и загадочный орган в нашем теле.
- Как вы думаете кто из животных самый зоркий?
Самое острое зрение у орла. Он летает на большой высоте и высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко находит мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орёл и в темноте он не видит как сова, но глаза являются главными помощниками человека. Почему?
(Ответы детей)
Через них мы больше всего узнаём о том, что происходит вокруг и именно глаза больше всего говорят о человеке.
- Посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у вас глаза.
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
Дети: прекрасные, ясные, огромные, чистые, весёлые, лучистые.
Учитель: Сегодня у нас в студии врач-окулист.
- Кто такой врач-окулист?
(На доске табличка ОКУЛИСТ)
Дарья Андреевна расскажет нам о том, как устроен наш глаз.
(Рассказ ученицы о строении глаза)
А её коллега Ирина Николаевна даст советы, как уберечь и сохранить зрение.
(Сообщение о правилах гигиены глаз)
Учитель: Если ваши глаза устали надо им дать отдых.
Физминутка для глаз:
Поморгайте глазами.
Закройте глаза.
Сделайте круговые вращения вправо, влево.
Посмотрите вдаль.
Проследите глазами за стрелками по таблице.
Учитель: А о каком органе следующая загадка?
У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши)
Закройте уши руками. Что вы слышите? Значит уши для чего?
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку. Второй по важности орган чувств у человека - ухо. Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То, что мы называем ушами, это наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, только улавливают звук. Звук – это колебания воздуха. Эти колебания передаются в среднее ухо, а затем во внутреннее и далее в мозг. В нашей студии врачи отоларингологи.
(На доске табличка отоларинголог)
- Что лечат эти врачи?
(Ответы детей)
Алина Владимировна, что вы нам расскажите?
(Рассказ ученицы об ушах, как органе чувств, правилах гигиены)
- Как называется орган слуха?
- Какую роль он играет?
(Ответы детей)
Следующая загадка:
Между двух светил,
В середине я один. (Нос)
Нос – это орган обоняния.
(На доске вывешивается табличка ОБОНЯНИЕ )
Проведем эксперимент: Закройте глаза и зажмите нос (медсестра проносит лоток с предметами: апельсин, яблоко, лук, лимон)
- Что вы чувствуете?
Откройте нос.
- Что теперь чувствуете?
- Значит, какова роль носа?
Предоставим слово Антону Андреевичу.
(Сообщение ученика о носе, как органе чувств)
Вы убедились, на сколько важно сохранить обоняние.
ФИЗМИНУТКА:
Раз проснулись, потянулись
Всем родным мы улыбнулись,
Два привыкли мы к порядку,
Утром делаем зарядку.
Руки вверх, вперед и вниз,
Вправо, влево наклонись.
Головою покрутили,
Приседанья не забыли.
Щёткой зубки чистим - три,
На четыре мы умыли
Глазки, щёчки и носы.
По команде номер пять,
Надо волос причесать.
Шесть – постельку застилаем,
Все морщинки распрямляем.
Семь - на кухню мы идем,
Бутерброды в рот кладём.
Хорошо пережевали,
Одеваться побежали.
По команде номер девять,
Проверяем всё в портфеле.
Бодро в школу мы шагаем
И пятёрки получаем.
А следующая загадка о чём?
Всегда во рту,
А не проглотишь? (Язык)
Проведем ещё один эксперимент:
Закройте глаза. Попробуйте съесть то, что вам предложит медсестра.
- Что вы чувствуете?
- Какой орган помог вам определить это?
Это доказывает, что с помощью языка мы ощущаем вкус.
Предоставим слово Анатолию Александровичу.
(Сообщение ученика о языке, как органе чувств)
- Есть у нас ещё один орган чувств. Завяжем глаза и попробуйте определить, что у вас в руках.
- Что вы чувствуете?
- С помощью какого органа вы это определили?
Кожа – орган осязания.
(На доске вывешивается табличка ОСЯЗАНИЕ )
Учитель: Занимается лечением кожных заболеваний врач-дерматолог.
(На доске вывешивается табличка ДЕРМАТОЛОГ )
Учитель: Егор Николаевич поделитесь своими знаниями.
(Рассказ ученика о коже и правилах ухода за ней.)
Учитель: Так какой орган называется органом осязания?
- Какова его роль? ( Ответы детей)
Благодарю вас всех за интересные сообщения и полезные советы.
- Так какую же роль играют органы чувств в нашей жизни?
(Ответы детей)
Учитель: И всё же учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг”.
- Как же это понять?
(Ответы детей)
Учитель: С помощью чувств мы воспринимаем информацию не только из окружающего нас мира, но и то, что поступает от нашего тела. Например: мы получаем сигнал из желудка и начинаем испытывать чувство голода. Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним передавать приказы мышцам, а по другим принимать сообщения в мозг. Все органы чувств действуют совместно, а ими руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует информацию, потом даёт приказ на исполнение.
4. Закрепление
Учитель: Теперь проверим, как вы запомнили, о чём узнали в нашей передаче.
(Самостоятельная работа в рабочей тетради стр.59, задание 1)
Проверка самостоятельной работы.
- Теперь скажите, о чём вы узнали во время нашей передачи?
- Какие органы чувств есть у человека?
- Какую роль они играют в нашей жизни?
- Как заботится о них, чтобы сохранить здоровье?
(Ответы детей)
5. Домашнее задание.
Чтобы закрепить свои знания об органах чувств и узнать интересные факты о них предлагаю прочитать в учебнике стр.132 – 135, ответить на вопросы и выполнить задания. Поискать интересный материал об этом в энциклопедиях и других книгах.
6. Итог урока.
Учитель: Наша передача подошла к концу.
Я хочу поблагодарить всех участников нашей передачи за плодотворную работу.
Тем, кто потрудился при подготовке и проведении передачи, я поставила оценки. (Оценивание учащихся)
Доброго вам здоровья.
7. Рефлексия.
2. Нарисуйте, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Используемая литература:
1. Т.Ю. Целоусова, Т. В. Максимова “Поурочные разработки по курсу окружающий мир”.