Педагогические возможности мини-музея по краеведению в патриотическом воспитании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


“Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомыслен”.

Н. В. Карамзин.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающем поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родному краю, родной стране.

Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы с дошкольниками. Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определённых знаний о нём. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

Цель моей работы заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать“ мини – музей” - который будет развивать у детей интерес к жизни народа в разное историческое время, его культуре, к истории города Северска, к природе родного края.

Изучение научно-методических источников позволяет выдвинуть гипотезу о том, что педагогические возможности мини – музея по краеведению в патриотическом воспитании дошкольников, будут решаться наиболее успешно в том случае, если работа будет многообразной и строится в определённой последовательности в образовательном процессе в различных видах детской деятельности: игровой, познавательной, творческой, музыкальной, совместной деятельности.

Применение “Мини-музея” в практической деятельности способствуют решению следующих воспитательных задач:

  • формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи.
  • созданию условий для формирования первоначального опыта приобщения к природе родного края, учить ощущать ее красоту и близость ко всему живому, привлекая средства народной культуры.
  • развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
  • совершенствованию коммуникативности среди взрослых и сверстников.

Изучив имеющуюся по данной теме литературу, составила перспективный план на младший дошкольный возраст детей. Далее материал усложняется с учетом дидактических целей и возраста детей.

Система и последовательность работы с детьми может быть представлена следующим образом: семья – детский сад – родная улица – природное окружение – родной город – родной край – страна.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Им свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям, к близким, родным.

Большую роль я отвожу семье. Организовала родительское собрание на тему: “Чем глубже знаем свои корни, тем крепче стоим на земле”. Семья – частица народа, у каждой семьи своя собственная история, семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традиции семьи, своего народа, прошлым края и страны, познакомила родителей с созданием генеалогического древа. Объяснила, что воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране помогут сформировать у них бережное отношение к природе и ко всему живому, развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство гордости за достижение страны, формировать толерантность, чувства уважения к другим народам их традициям.

Познакомила родителей с темой моей работы, которая их очень заинтересовала. С их помощью был создан фотоальбом “Мы живем в “Сказке”, где представлены следующие разделы: “Моя семья”, “Я и мои друзья”, “Я и природа”, “Мой город”. Прошли фотовыставки “Мир глазами ребенка”, “Наши бабушки и дедушки” (к дню Старшего поколения), “При матушке добро” (к дню Матери). С участием родителей прошли развлечения “Новоселье”, “Праздник мам”, “Путешествие по сказкам”. Такая взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи вызвала у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появился интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.

Воспитание любви к родному городу Северску – одна из задач патриотического воспитания детей. Во время проведения целевых прогулок я знакомлю детей с близлежащими улицами, домами, которые находятся возле детского учреждения. Рассматривая с детьми дома, обращаем внимание на то, что их много, они расположены на разных улицах, улицы длинные, у каждой свое название. У каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому мы всегда легко находим свои дома.

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, на прогулках я знакомлю их с объектами природы (живой и неживой), простейшими причинами наблюдаемых явлениях, их взаимосвязях. Пополняя “мини-музей” экспонатами природы, строго соблюдаем правило: “Не навреди природе!” Среди наших экспонатов нет специально отловленных и засушенных насекомых, сорванных красивых цветов и листьев - это всё мы наблюдаем во время проведения целевых прогулок.

Самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников – игра. Именно игра является основной формой и содержанием наших занятий. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с заводными и сюжетными игрушками, игры с элементами ряженья и театрализованные игры, сюжетные игры, проводимые в группе, поднимают настроение, сближают малышей, способствуют развитию активности, самостоятельности, коммуникативности, развивают воображение и творчество, расширяют кругозор, формируют эстетический вкус.

Оформляя выставки в “мини-музее” пытаюсь отобрать наиболее яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес эпизоды. Знакомство с экспозицией начала с самого близкого и понятного – с игрушек: разнообразных кукол, неваляшек, фигурок животных, матрешек, музыкальных инструментов. Дети узнали о дымковских, филимоновских народных игрушках, рассмотрели их, обыграли. Экспонаты должны быть доступны детям. Чем больше органов чувств будет задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится.

Каждая тема проходит с использованием “мини-музея” и закрепляется в играх, продуктивных видах деятельности, драматизации. При ознакомлении детей с народным бытом и рукотворным миром использую макет русской избы, для детей изготовлены русские народные костюмы, посуда, мебель. “Бытовая повседневность” также эффективна для ознакомления детей со сказками, бытовыми предметами старины, народными промыслами, произведениями малых фольклорных жанров.

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью, гражданином и патриотом своей страны, именно она может представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации образовательного процесса дошкольного учреждения.