Цели:
- познакомить с новой частью речи, с ролью наречия в языке, усвоить особенности наречий;
- развивать орфографическую зоркость, память, речь;
- воспитывать аккуратность и старательность.
Ход урока
I. Организационный момент.
У нас сегодня необычный урок. Мы с вами узнаем о новой части речи.
Девиз нашего урока:
Орешек знаний твёрд
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Желание – хочу всё знать!
II. Работа над темой урока.
Начнём наш урок с минутки чистописания, где повторим написание заглавной и строчной буквы З з.
Напишите заглавную букву З, поставьте точку, напишите эту букву в зеркальном отражении. Какая буква получилась? Когда мы употребляем заглавные буквы? Напишем две наклонные линии, повторим з прописную, наклонную прямую с петлёй вверху.
_______________________________знаю2 познаю2
Наше с вами желание – знать, запишем глагол знаю, образуйте глагол при помощи приставки по. Как называются эти слова? (однокоренные)
Отправляемся мы с вами в путь по карте. Главная цель урока русского языка: познакомиться с новой частью речи – наречие, с его ролью в языке.
Я попрошу ребят проинсценировать сказку.
Инсценирование сказки о наречии “Кто важнее?”
В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.
Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.
- Я, – говорит одно наречие, – могу прыгать по-заячьи.
- А стоит представить меня, – хвастается другое, – так сразу всё исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям? – обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.
- Когда-нибудь, – лениво отвечает то.
- А я очень люблю вредить всем, – растягивая слова, вставляет наречие Еле-еле. Стоит меня подставить, как всё делается медленно.
- И я тоже! – крикнуло наречие Кое-как. Стоит мне встать рядом с глаголом, так всё дело портится.
И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:
- Где же наречие Ярко?
- Почему оно нам не поможет? – подхватили другие.
- А зачем я вам? – спросило наречие Ярко. Ведь вы всё-всё можете. Вы же важнее всех.
Наречия покраснели. Стыдно им стало за своё хвастовство.
А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и всё стало по-прежнему. Только никто уже больше не хвастался.
Чтобы путь пройти достойно,
Всё вниманье соберём,
Знания свои покажем
И умения докажем.
Появляется первая стрелка на карте: “Хочу знать”.
Задачи нашего урока:
- О наречии узнать
- Его в тексте выделять
- К нему вопросы задавать
- И в своей речи применять.
Предложения, записанные на доске:
Путники медленно поднимались в гору.
У школы ребята радостно и интересно обсуждают результаты соревнования.
Высоко и быстро в небе летит самолёт.
Назовите слова из предложений, которые нельзя отнести к знакомым частям речи (глагол, существительное, прилагательное, местоимение.) Задайте вопросы к словам. (Таблица вопросов на доске). Предположите, какой частью речи они являются. (Наречия)
Иногда бывает вам желательно
Действие или признак пояснить
Это значит: нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
Что же поясняет наречие: действие или признак?
Найдите в словаре слова, которые мы могли бы отнести к наречиям.
Пока учащиеся ищут в словарях наречия, два ученика работают у доски, (вставляют пропущенные буквы в словах: медленно, приветливо, радостно, весело, легко, скоро)
К тем словам, что мы прочитали, добавим и запишем новые словарные слова.
Словарь: завтра, лучше, здесь, вместе, теперь, позже. (Записывает весь класс)
Мы попадаем с вами в “долину Сомнений”.
Образуйте от данных слов наречия, вопросы вам в этом помогут.
1) Быстрый, чистый, сильный, весёлый, ловкий, свежий, смешной.
(быстро, чисто, сильно, весело, ловко, свежо, смешно)
Что заметили? Какой частью слова является – о? Попробуйте просклонять получившиеся слова.
2) Неуклюжий, тягучий, жгучий, излишний, искренний.
Что можно добавить к предыдущему выводу? От какой части речи образовали наречие? (многие наречия образованы от имён прилагательных с помощью суффиксов -о, -е. У наречий не бывает окончаний)
Чтобы узнать всё о наречии мы должны ответить на вопросы (учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой стр. 124, 2 абзац). Обратимся к тексту (стр. 123 №3). Какие слова выделены? Какой вопрос задаём? От какого слова задаём вопрос? Наречие связано с глаголом. Что оно обозначает: признак, время, место или направление действия? Два предложения разобрать устно. В третьем предложении найдите наречие. От какого слова задаём вопрос? (Чует как? давно – время действия; чует где? впереди – место действия)
Вернёмся снова к нашим вопросам на странице 124.
Замените наречием мои высказывания (наречия на доске, по мере того, как их называют, убирать. Оставшиеся слова разобрать по составу)
Работает честно, на совесть (хорошо)
Поступить необдуманно (глупо)
Посчитать не очень точно (примерно)
Не скрываясь, не таясь (открыто)
Нарочно, преднамеренно (специально)
Смело2 налево2
Ну вот мы с вами и прошли долину сомнений. А почему? Потому что:
О наречии узнали
Его в тексте выделяли
К нему вопросы задавали
И в своей речи применяли.
А теперь добрались до вершины физкультурников.
Я буду говорить наречия, а вы будете выполнять мои команды:
Медленно поднимаем руки вверх, быстро присели, быстро встали влево вправо наклонились, шаг вперёд, шаг назад, тихо сели за парты.
На карте появляется стрелка “Я познаю мир”.
1) Прослушайте отрывок из сказки “Путешествие Гулливера” и запомните наречия, которые вы услышите. (Давно, спустя, отлично, однажды, высоко, внезапно)
А теперь посмотрите отрывок из сказки “Гадкий утёнок”. Какие наречия вы здесь услышите. (Однажды, светло, хорошо)
2) Работа по группам.
1 группа: напишите антонимы.
близко – легко –
много – громко –
рано – грустно –
2 группа: подберите наречия к глаголам.
бежать –
прыгать –
читать –
писать –
слушать –
3 группа: записать предложения, дополнить их наречиями.
Он рисует (как?).................
Лошадь бежит (как?)....................
Мы пойдём в кино (когда?).......................
Берёзовые дрова горят (как?).............................
Огоньки блестели (где?)..........................
Шум моря доносился (откуда?).........................
Пока идёт проверка задания, ответьте на вопросы коротким ответом “да” или “нет”:
Наречие:
- Изменяется по падежам?
- Связано с глаголом?
- Отвечает на вопросы: каким? какой? чей?
- В предложении является обстоятельством?
- Поясняет признак предмета?
- Поясняет место и время действия?
- Имеет окончание?
- Имеет суффикс -о, -е?
Задание по выбору (карточка):
- Списать всё, подчеркнуть наречие;
- Выписать в один столбик глаголы с наречиями, а в другой – существительные с прилагательными;
- Выписать словосочетания “глагол+наречие” и поставить от глагола к наречию вопрос.
Вот и дошли до пика “Я знаю”.
До пика “Я умею” мы дойдём с вами тогда, когда обобщим знания по теме: Наречие. И со всеми этими знаниями достигнем скалы “Успеха”.
Д/з: стр. 24 №4 (выписать из предложения словосочетания с наречиями. Перед каждым наречием указать в скобках вопрос).
Ваше желание – “Хочу всё знать”, а я хочу видеть перед собой таких умных, сообразительных и воспитанных детей, как вы. Пусть все ваши желания сбудутся!