Знакомство с ценностями христианской культуры на фольклорном празднике

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


В современном мире остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания, нарушена связь с прошлым. Люди не помнят или слабо знают свою историю. К счастью, многие уже осознали важность возращения к своим корням. В эпоху насаждения эталонов западной и восточной, чуждых нам культур, восстановление связи с историей и традициями своего народа – насущная задача для России.

У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. Уже созданы и продолжают создаваться множество программ для ДОУ, которые ставят своей целью введение ребёнка в родную культуру.

Изучив опыт других педагогов, и взяв на вооружение элементы из разных программ, я поняла, что хочу двигаться в своём направлении, и решила создать свою программу по ознакомлению старших дошкольников с традициями христианской культуры, которую назвала “Живой родник”. Но сначала расскажу, с чего всё начиналось.

Немного истории

С 1994 года я работаю в детском саду “Дюймовочка” г. Алдана. В начале “пути” я выбрала методическую тему для изучения: “Фольклорный праздник”. Перебрав и изучив массу литературы, я начала собирать сведения. В народном месяцеслове оказалось очень много больших или малых праздников, имевших странные названия - Евдокея Летоуказательница, Симеон Летопроводец, Никола Зимний.

(Рисунок 11)

При более глубоком изучении литературы, я узнала что, дохристианский земледельческий календарь складывался постепенно, веками, из сочетания сроков начала и конца определённых работ в поле и дома, наиболее удобных дат заключения брачных союзов, аграрных и семейных обрядов и праздников. После принятия христианства, православная церковь стремилась преобразовать языческую сущность праздников, наложив на народный календарь церковные святцы. Таким образом, исчезли имена всех языческих богов, их заменили имена христианских святых.

Но у крестьянства, при всех изменениях, сохранилось дохристианское мировоззрение, святые превратились в добрых помощников в труде, в семейной жизни. Обычно к именам святых прибавлялись прозвища с явно бытовой окраской. Например, Федот Ветронос (отражает характер погоды в этот день), Борис и Глеб Сеятели (связан с родом сельскохозяйственной деятельности в это время), Мавра Зелёные Щи (отражает состояние растительности - уже подрастала крапива и щавель).

На основе этого календаря я и решила создать свою программу под названием “Живой родник”.

Фольклорные праздники или развлечения проводятся раз или два в месяц. Выбираю наиболее значимые. Например:

21 сентября – Рождество Богородицы – в народе Осенины.

14 октября – Покров – начало посиделок, покровская ярмарка.

14 ноября – Кузьма-Демьян Зимний - встреча зимы.

19 декабря – Николай Угодник

Январь – Рождество, святки.

19 января – Крещение.

15 февраля – Сретенье – первая встреча весны.

Март – Масленица.

22 марта – Сороки – вторая встреча весны

Апрель – Вербное воскресенье, Пасха

6 мая – Георгий Победоносец.

24 мая – Праздник славянской письменности и культуры. и т.д.

В процессе подготовки к праздникам, дети знакомятся с обычаями, обрядами, песнями, играми, хороводами, костюмами, бытом русского народа, с предметами декоративно – прикладного искусства, с хозяйственно-бытовыми инструментами и конечно, с народными музыкальными инструментами.

Знакомство с опытом крестьянина, бережно относящегося к родной природе, перекликается с общей экологической направленностью детского сада.

Подготовка к празднику ведётся на типовых занятиях и в свободное время. Песенный и танцевальный материал типовой программы я дополняю народными песнями, играми, хороводами.

Постепенно я поняла, что народные обряды, такие как “завивание берёзки”, “закликание дождя” и т.п., не отражают истинной, христианской сущности праздника. Поэтому я решила сделать упор на разъяснение смысла названия праздника.

Теперь к программе разработан цикл занятий, которые проводятся 2 раза в месяц, по ознакомлению с культурным наследием России, с событиями, которым посвящён праздник в календаре, о святых, просиявших ещё при жизни, о великих воинах, прославившихся, как защитники земли русской.

При подготовке к праздникам стараюсь найти “золотую середину”. Он соединяет многие элементы. Например, если осенний народный праздник называется “Рождество Богородицы”, то на нескольких занятиях объясняю, почему он так назван. Дети знакомятся с произведениями искусства, которые великие творцы разных эпох посвящали Богородице: слушают “Аве Мария” Шуберта, рассматривают фотографии икон и репродукций с Её изображением, слушают стихи, также рассказываю детям о родителях Божьей Матери.

Поэтому, на празднике звучат не только песни, стихи, хороводы и инсценировки об осени, урожае, но и песни “Охраняет нас Мария”, “Мадонна”. В гости к детям приходит Осенина с корзиной овощей, фруктов, играет, поёт с ними, даёт подарки. Конечно, мы можем показать детям красивый народный обряд встречи Осенины сами, но не разучиваем его с детьми. С ними учим закличку, чтобы позвать Осенину в гости, поговорки, приметы осенние, народные хороводы, танцы.

(Сценарий праздника “Рождество Богородицы” дан в приложении 1).

Ещё хочу отметить важную особенность. На праздник мы не переодеваем детей в народные костюмы, не играем в стилизацию. Дети приходят в нарядных современных платьях, таким образом, мы учимся проводить праздники в современности.

На Покровскую ярмарку родители с детьми делали композиции из овощей и проявили непревзойдённое мастерство и фантазию. Потом дети расхваливали товар стишком или частушкой, придуманной к своей композиции.

img4.jpg (5319 bytes)

(Рисунок 3 и 4)

Покров мы справляем уже давно и по-разному. Иногда на праздник приходит сваха и поёт детям свадебные частушки, а дети ей в ответ. Ведь Покров – это ещё время свадеб.

На Рождество мы не только разыграли инсценировки с колядованием, выучили частушки и хороводы, но и красивые песни о Рождении Иисуса, показали спектакль “Поклонение волхвов”.

После цикла занятий о доспехах, мече, оружии и знакомства в течение года с подвигами былинных богатырей, а также защитников Родины Александра Невского и Дмитрия Донского, мы провели “День защитников отечества”. Дети, в изготовленных с родителями доспехах, участвовали в сражении с Соловьём – разбойником и Змеем Горынычем, а потом с гордостью читали стихи о великих полководцах. Ну, и само-собой, померялись силушкой богатырскою.

Коллеги всегда с воодушевлением помогали мне готовиться к таким необычным утренникам, проводить дополнительную работу в группе, творчески исполняли роли. Со специалистами поддерживаю тесную связь. Например, к Рождеству руководитель Изостудии планирует изготовление подарков для родителей – вышивают Вифлеемскую звезду, делают из солёного теста фигурки для вертепа и т.п. Хореограф разучивает хороводы, инструктор ФИЗО – народные игры.

После того, как мы в коллективе начали эту работу, то почувствовали, как благотворно влияют такие праздники и подготовка к ним на детей. Пение русских народных песен, сопровождаемых движением, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым.

Также в деле христианского воспитания важны домашние традиции, связанные с праздниками. Но не все родители знакомы с историей различных праздников. Для них я выпускаю газету с одноимённым названием “Живой родник”, где помещаю короткую информацию о том событии, которому посвящён праздник (Рождество, Сретенье, Благовещенье), либо о святом, преподобном, мученике, патриархе, память которого празднуется в этот день.

Если хочу дать более подробную информацию, то готовлю папку – передвижку, где описываю историю праздника и житие святого. Описываю, как праздник проводили в семье наши предки.

Программа “Живой родник” знакомит детей не только с обычаями и традициями русского народа, но и с основами православной культуры.

Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4

Библиография

  1. Воскобойников В., Голь Н. Энциклопедия Российских праздников.: РЕСПЕКС, 1997.
  2. Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание: Учебно-методический журнал. – 2004. – №5.
  3. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / под общ. ред. д.п.н., проф. Комаровой Т. С., М.: Педагогическое общество России. 2004.
  4. Коринфский А.А. Круглый год: Русский земледельческий календарь. / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М., 1991.
  5. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы М.: Планета 2000, 2002.
  6. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы”.-2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с. (Развитие и воспитание).
  7. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников) / Пособие для методистов, воспитателей, муз. руководителей. – М.: ГНОМ Пресс, 2000.
  8. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. Вступ. статья к книге А. Н. Розов. – М., Современник, 1992, с.3-6.
  9. Стрижен А. Календарь русской природы. – М., 1973.
  10. Харитонова О.К. Основы православной культуры: книга для учителя. Под ред. прт. Дорофеева В. – изд.дом “Покров”. – М. 2002. Конспекты занятий для детей 5-6 лет.
  11. Хоровод круглый год (инсценировки, песни, танцы, сценарии для дошкольников) / Авт.-сост. С.Ю. Побшибякина. – Волгоград: Учитель, 2004.
  12. Шестун Евгений. Протоиерей. Православная педагогика. – М., 2001.
  13. Шишова Т. Л. Чтобы ребёнок не был трудным: воспитание детей от 4 до 14 лет. Православной маме. – М.. ЛЕПТА. ЭСМО. ЯУЗА. 2005 С. 5-6.