Цели урока:
- Систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках.
- Развивать фонематический слух, умения сравнивать и делать выводы.
- Воспитывать уважение к слову как знаку человеческой речи.
Оборудование:
- сюжетные картинки,
- предметные картинки,
- схемы предложений,
- плакат: “Его величество – слово”,
- заголовки: “Гласные”, “Согласные”,
- набор букв,
- домик из бумаги,
- набор синих и красных квадратов на магнитах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Громко прозвенел урок, начинается урок.
Дети: Наши ушки на макушке, глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:
“Из чего же состоят слова?”
– Будем стараться? (Да). Будем трудиться? (Да). Будем лениться? (Нет).
II. Речевая гимнастика.
1.
2. Прочитаем скороговорку медленно про себя, затем громко вслух.
Жа – жа – жа – есть иголки у ежа,
жу – жу – жу – молоко дадим ежу.
III. Актуализация знаний.
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
1. Групповая и индивидуальная работа (1 ученик у доски).
а). Индивидуальное задание:
На доске напечатано предложение:
Мальчик ловит рыбу.
Ученик читает это предложение и составляет схему этого предложения.
б). Задания группам: (Дети заранее разбиты на три группы).
Соотнести сюжетную картинку с нужной схемой предложения.
(Подробное объяснение одного из участников группы у доски).
Физминутка.
Лютики, ромашки,
Розовые кашки,
Собирал наш дружный класс,
Вот какой букет у нас!
Учитель: Итак, предложения состоят из слов. А вот из чего, например, сделан стакан? А стол?
- А из чего же сделаны слова?
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Сегодня к нам в гости пришло его величество слово. (Вывешивается плакат).
- Как вы думаете, почему я его так назвала? (Если бы не было слов, мы бы не могли общаться).
На доске набор букв: Н, Ы, О, К, С, Р, А, Б,И.Э,М,Л,У.
- На какие группы можно разбить эти буквы? (На гласные и согласные)
- Чем отличается гласный звук от согласного?
Учитель: Гласных звуков в русском языке шесть, согласных гораздо больше.
В русском языке принято, что буква гласного звука живёт в красном домике, а согласного – в синем.
(Дети по очереди выбегают и помещают буквы соответственно под заголовками: “Гласные”, “Согласные”).
Учитель: При составлении схемы слов мы с вами будем пользоваться пока также красными и синими квадратиками.
Давайте вместе построим схему слова “Дом”.
(Дети хором проговаривают каждый звук этого слова, учитель строит схему из красных и синих квадратов на магнитах)
с к с
Физминутка: “Буратино”.
Учитель: А сейчас отгадайте загадки.
1. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака).
2. Мохнатенький, усатенький, ляжет – песенки поёт. (Кот).
3. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус, а зовут его …(арбуз).
(По ходу отгадывания загадок, учитель вывешивает иллюстрации этих предметов).
Какой предмет здесь лишний? Почему?
Могут ли разговаривать эти животные? Какие звуки они произносят? Можно ли из них сложить слова? (Нет, это неречевые звуки).
А кто произносит звуки, из которых можно сложить слова? (Человек),
Перед вами 3-х этажный дом. Давайте расселим все эти предметы по этажам соответственно их схемам. (Дети выбегают по одному и помещают картинку на нужный этаж).
Вывод: Итак, из чего же состоят слова? (Слова состоят из звуков человеческой речи).
- Верно, затем слова складываются в предложения, и мы с вами понимаем друг друга.
Физминутка: “Карлики-великаны”.
V. Закрепление полученных знаний.
Задания группам:
Составить схемы слов: школа, доска, урок. (Используются красные и синие квадраты).
- Что объединяет все эти слова?
VI. Работа по развитию речи учащихся.
На доске картина.
Учитель: Внимательно рассмотрите картину и постарайтесь составить красивые предложения. (Каждая группа составляет своё предложение и чертит к нему схему).
Итог урока:
Понравился ли вам урок?
Что именно понравилось?