Роль психологической службы в осуществлении преемственности в системе детский сад – начальная школа

Разделы: Школьная психологическая служба


В последнее время в образовании всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы.

Большинство педагогов говорят о преемственности как о двустороннем процессе, в котором “на дошкольной ступени образования сохраняется “самоценность” дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу “с нуля”, а “подхватывает” достижения ребёнка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системе” [1].

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Особое внимание в работе психологической службы Центра образования №491 “Марьино” уделяется обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации. Работа по данному направлению ведётся начиная с детского сада. Так, в дошкольном подразделении №1468 с целью развития межличностных отношений, начиная с 4-5 лет, с детьми проводятся психологические тренинги, направленные на развитие у них коммуникативных навыков и индивидуальных особенностей.

Психологом ДОУ проводятся коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе. С этой целью разработана программа “Учимся думать” по развитию познавательных способностей. Данные занятия проводятся с использованием мультимедийного оборудования, сопровождаются слайдами с различными упражнениями и заданиями и проводятся в игровой форме. Приложение. Высокое качество, наглядность и яркость стимульного материала с добавлением различных анимационных эффектов позволяет поддерживать у детей высокий интерес, мотивирует их на познание и творческую активность. Дошкольники с удовольствием разгадывают различные головоломки, находят отличия в картинках, у них развивается связная речь, ориентировка в пространстве, внимание, память, мышление, восприятие, воображение, моторика. Дети работают небольшими группами, и в процессе занятия возникает общение по поводу выполняемых задач, взаимопомощь, сотрудничество, повышается уровень рефлексии и возможность прогнозировать результат. В процессе деятельности ребенок достигает цели, не боясь ошибок, что подкрепляет его уверенность в себе, он становится самостоятельным, успешным, а деятельность – более привлекательной.

На таких занятиях психолог имеет возможность наблюдать за динамикой развития каждого ребёнка. Это позволяет вовремя заметить трудности в обучении и составить программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Компьютерные технологии в дошкольном подразделении используются не только психологом, но и воспитателями. Такая совместная работа позволяет построить воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В свободное от занятий время дети играют в различные игры, развивающие психические процессы, а также в сюжетно-ролевые игры, в том числе и в “Школу”, где дети бывают как учениками, так и учителями.

Большая работа ведётся с родителями детей, поступающих в школу. На родительских собраниях педагоги и психолог рассказывают родителям о том, как подготовить детей к школе дома, как заниматься с ними, когда они пойдут в 1-й класс. Психологом проводятся индивидуальные консультации с родителями и воспитателями, где даются советы по воспитанию и обучению детей, обсуждаются личностные проблемы, разрабатывается план работы для каждого конкретного ребёнка.

Особенности развития ребенка отслеживаются из года в год и заносятся в карту развития дошкольника, куда записываются все сведения о ребёнке. При переходе в начальную школу карта передается школьному психологу и ведется на протяжении всего обучения ребенка в Центре образования.

В первых классах продолжается тесная работа психолога с детьми по адаптации к школе. Когда дети поступают в 1-й класс и начинают учиться, психолог присутствует на уроках, беседует с учителями по поводу каждого выпускника, знакомит их с картами развития и, если у ребёнка возникают трудности в адаптации, оказывает ему помощь.

Также в начальной школе продолжается работа педагога-психолога по программе “Учимся думать” с использованием компьютерных технологий. По результатам диагностики и рекомендациям учителей организуются занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении. Помимо занятий по развитию познавательных процессов психологи нашего Центра занимаются с детьми в специально оборудованной психомоторной комнате. Комната психомоторной коррекции содержит комплект игрового и учебного оборудования, предназначенного для организации развивающего и коррекционного пространства образовательного учреждения. Там проходят тренинги по развитию коммуникативных навыков, уверенности в себе, психологи помогают детям справиться со специфическими психологическими и физиологическими проблемами.

Таким образом, психологическая служба Центра образования №491 “Марьино” стремится создать наиболее благоприятные и комфортные условия для всестороннего развития личности при переходе из детского сада в школу, а затем в среднее и старшее звено.

Литература.

  1. Обеспечение готовности детей к школьному обучению. // Серия: “Готовность ребёнка к школе”. Отв. ред. Курнешова Л.Е. – М..: Центр инноваций в педагогике, 1998.