Цели:
- Развивающая: - способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, строить аналоги, обобщать, систематизировать, доказывать).
- Образовательная: – способствовать формированию представлений об оптических свойствах тканей на основе волновых свойств света.
- Воспитательная: – способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Тип урока: интегрированный (материаловедение и физика).
Оборудование и УНП:
Для учителя:
- учебники: «Материаловедение швейного производства», «Физика 11»;
- Интерактивная доска, проектор, зарисовки электронного урока: «Свет. Оптические явления»;
- Плакаты: Оптические свойства тканей, Дисперсия света, Цветовой круг.
Для учащихся:
- раздаточный материал – образцы тканей, задания для бригад.
Ход урока
N п/п | Структура урока | Время (мин) | Деятельность | |
Учителя | Ученика | |||
1 | Организационный момент. | 2 | Приветствие, проверка присутствующих. | |
2 | Контроль, оценка. | 10 | Контролирует и оценивает ранее изученный материал. | Повторяют ранее изученный материал, самостоятельно анализируют ранее приобретенные знания. |
3 | Презентация нового. | 15 | Организует условия для самостоятельного поиска закономерностей между пройденным материалом и новым, предъявляет новый. | Самостоятельно добывает знания, частично осваивает новые. |
4 | Проработка нового. | 10 | Организует проработку нового материала на практическом уровне и его применение. | Усваивает и применяет новый материал, осмысливает, анализирует, систематизирует. |
5 | Контроль, оценка. | 5 | Контролирует и оценивает уровень овладения новым материалом. | Самоконтроль и самостоятельно анализирует уровень овладения новым материалом. |
6 | Организационно-связующий этап. | 3 | Предложение домашнего задания по опережению темы. | Фиксируют письменно задание. |
Конспект урока
- Здравствуйте девочки, мы очень рады видеть вас здесь на уроке. Сегодня вы будете присутствовать на необычном уроке, потому что вести его будем мы вместе с преподавателем спецтехнологии.
А знакомиться мы будем сегодня с теми же физическими свойствами, о которых говорили на прошлом уроке, и прежде, чем перейти к новым понятиям, давайте вспомним о том, что к ним относится.
- Три человека работают письменно с карточками-заданиями (см. приложение) в течении 7 минут, затем проверяют полноту ответов (см. приложение) и ставят оценки.
- Устно отвечают на вопросы:
1. Какие физические свойства вы знаете?
Ответ: гигиенические, теплозащитные, оптические, электрические.
2. Чем характеризуются гигиенические свойства тканей?
Ответ: гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, водоупорностью, пылеемкостью.
3. Какое свойство характеризует способность ткани впитывать влагу из окружающей среды?
Ответ: гигроскопичность
4. А почему все эти свойства называются физическими?
Ответ: потому что в их природе лежат физические законы, сейчас мы их вспомним.
5. Вспомним законы отражения и преломления света.
- падающий и отраженный луч и перпендикуляр, восстановленный в точку падения луча лежат в одной плоскости или угол падения равен углу отражения
- падающий луч и преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точку падения луча, лежащий на границе падения двух сред, лежат в одной плоскости или отношение синуса угла преломления есть величина постоянная для второй среды и называется абсолютный показатель преломления среды. (Ответы сопровождаются показом иллюстраций опытов на экране)
- Как вы думаете, используются ли эти законы при создании различных тканей.
Ответ: для получения атласной ткани используется закон отражения, а для прозрачной ткани – закон преломления.
Итак, вы приобрели одно понятие о том, что зная физику, а конкретно законы отражения и преломления света, можно создать такие красивые ткани. А как из них правильно и красиво шить одежду? Посмотрите на атласную и прозрачную ткань. Они имеют одинаковый цвет – желтый, но на атласной поверхности он воспринимается более ярко и контрастно, чем на прозрачной. Матовая поверхность ткани придает цвету более приглушенный, спокойный характер. Скажите можно ли девушке, имеющей склонность к полноте, одевать яркую, контрастную одежду? Почему? Так как такая одежда увеличивает зрительно объем. А если она все же хочет использовать яркий материал в своем гардеробе? Можно использовать его в небольшом количестве около лица.
И вновь вы приобрели новые знания о том, что прежде чем выбирать материал, фактуру его поверхности, нужно обязательно подумать о том, как он будет гармонировать с вашей внешностью, фигурой.
А теперь посмотрите на эти ткани (Учитель показывает разные по цвету ткани). Чем они отличаются? Цветом. А как объяснить, что нас освещает один и тот же свет, а ткани мы все видим разные? И тут на помощь вновь приходит физика.
- Рассмотрим открытие Исаака Ньютона.
Дисперсия – это разложение светового луча на составляющие, при прохождении его через прозрачную призму. Его опыт объясняет, если я вижу белый свет – все длины волн отражаются, черный – все поглощаются, красный – все длины волн за исключением красного поглощаются, а красная отражается. Сочетание основных цветов позволяет создавать различные оттенки: бирюзовый, алый и т.д. до 10000 оттенков.
Теперь мы получили новые знания о том, почему все ткани имеют разные цвета. А как нужно правильно выбирать рисунок, цвет ткани. Что влияет на выбор цвета ткани?
(Учащиеся называют факторы, а учитель записывает их на доске). А теперь давайте обсудим все ли факторы являются столь важными и какие из них нужно поставить на первое место.
- Возраст человека.
- Пол.
- Стиль одежды.
- Направление моды.
- Индивидуальное восприятие цвета.
- Психологическое воздействие цвета.
И вот мы с вами вновь получили новое понятие о том, что цвет ткани важная вещь, и надо очень осторожно относиться к выбору цвета ткани.
А сейчас мы перейдем к самому интересному. Вы станете модельерами-дизайнерами. Для этого разбейтесь на бригады и, получив задание (см. приложение), поработайте с тканями. Через 10 минут вы должны представить свою работу, защитить ее, ответить на вопросы задания.
Итак, выслушав ваши ответы и посмотрев работы, мы с Н.К. решили, что вы усвоили сегодняшний материал и смогли практически реализовать ваши знания.
И последний на сегодня вопрос: А как можно сгруппировать те свойства материалов, о которых мы говорили? Под каким общим названием? Оптические свойства тканей – это и есть тема нашего урока, но у нее есть продолжение, ведь законы физики в области оптики на этом не заканчиваются, но об этом мы поговорим на следующем уроке. Итак, записываем домашнее задание: Подумать, что такое светлота, насыщенность, и как они связаны с физическими законами.
И последнее – у вас у каждого на столе лежит лист определения результатов урока. На нем каждый из вас должен поставить себе оценку за то, как он сегодня поработал на уроке. Критерии оценки такие: «5» - усвоила материал, «4» - не полностью усвоила, «3» - есть что-то, что я не поняла, «2» - не хотела работать на уроке. Листы можно не подписывать, но нужно сдать.