Урок окружающего мира по теме "Пернатые изобретатели"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с многообразием пернатых;
  • дать представление о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, питании, образе жизни;
  • научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц;
  • развивать речь учащихся, прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами… за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем–ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Звучат голоса птиц.

2. Сообщение темы урока.

У. А тема нашего урока спрятана в загадке:

Снится ночью пауку
Чудо–юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…

Д. Птица.

Открывается доска с картинками птиц. На доске тема урока.

У. Как вы думаете. О чем сегодня пойдет речь?

Ответы детей.

У. Ребята, а задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема нашего урока «Пернатые изобретатели».

Кто из вас мечтал научиться летать, как птица? Давайте попробуем вместе взлететь.

Давайте мы с вами руками помашем,
И что–нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем!
Что мы сидим?

Дети встают, машут руками, как крыльями, и издают звуки, подражая голосам птиц.

- Не выходит! Как вы думаете, почему?

Д. Мы – люди. Люди не летают, как птицы.

У. А только ли птицы умеют летать? Каких летающих животных ты знаешь? (Зад. 1 с. 32).

Вывод: имеют крылья и умеют летать не только птицы, но кто умеет летать выше, быстрее, дальше, чем они!

Давайте послушаем, о чем говорят Лена и Миша. (Чтение диалога на стр. 32).

Что же особенного в теле птицы?

Найдите ответ на это вопрос на странице 32.

  • Особое строение скелета.
  • Перья.

Птицы единственные в мире животные, у которых есть перья.

- Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира – внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас и мы с вами превратимся в ученых. У каждого из вас на партах лежат перья, давайте внимательно рассмотрим их. У каждого пера есть центральный стержень. Рассмотрите его внимательно, что вы заметили?

Д. Он полый, как и кости птицы. Значит там воздух и оно легкое.

От стержня отходят бородки, от бородок в свою очередь отходят бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Давайте попробуем разъединить бородочки пальцами. Что вы замечаете?

Они не хотят разъединяться. Как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос вы мне дадите после того, как рассмотрите перо под микроскопом.

(Дети рассматривают перья под лупами микроскопов).

У. Что вам удалось рассмотреть? Готовы ли вы ответить на мой вопрос?

Д. Бородочки не хотели разъединяться потому, что на них есть крючочки, как на застежке- «липучке». Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые. Даже самый сильный и холодный ветер птице не страшен.

У. Кроме того, у любой птицы есть три вида перьев – пуховые. Они помогают птицам сохранять тепло. Кроющие перья. Они покрывают тело птицы. Полетные перья. С их помощью птица летает. Находятся они на крыльях. А перья, которые находятся на хвосте птицы, позволяют ей держать равновесие, делать повороты, остановки. Давайте, рассмотрим их. (Учитель демонстрирует перья) Первыми у птенцов появляются именно пуховые перья. Как вы думаете, почему? Они его согревают.

У. Прочитайте первый абзац после рисунка. О чем еще очень важном мы не сказали?

Д. Перо состоит из неживого вещества, созданного клетками кожи. Со временем оно изнашивается. Поэтому один или два раза в году у птиц наступает период линьки. Старые перья выпадают, а на их месте вырастают новые.

У.  Гусь, например, пока у него не отрастут, новые перья летать не может. Найдите в учебнике ответ на вопрос, а что же такое крылья? С.32.

Д. Крылья - это видоизмененные передние конечности.

У. Крыло по своему строению очень напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подпрыгивает повыше и очень быстро машет крыльями. Некоторые птицы очень тяжелые, например гуси, утки, лебеди, и у них не получается взлететь с одного прыжка. Им приходится делать разбег, совершая одновременно взмахи крыльями. А для чего птицам нужно уметь летать?

Д. Чтобы спасаться от врагов, чтобы строить гнезда повыше, чтобы высматривать добычу на земле, чтобы добираться до теплых мест, где больше пищи, чтобы ловить добычу в воздухе.

У. Для того, чтобы летать нужно много энергии, поэтому птицы очень много едят и быстро переваривают пищу. Синица может съесть за день корма вдвое больше, чем весит сама. Особенно прожорливы птенцы.

Однажды известному педагогу-натуралисту Петру Петровичу Смолину принесли птенца стрижа. Крылья у него уже отрасли. Но самостоятельно летать он еще не мог. Стрижи кормят своих детенышей насекомыми, которых ловят в воздухе: комарами, мухами и др. Прилетают стрижи к гнезду редко (не летать же стрижу с каждым пойманным комаром к гнезду). Эти птицы собирают схваченных в воздухе насекомых открытым ртом в комочек, склеивая их особой слизью. Набрав достаточное количество пищи, стрижи несут ее птенцам, которые таким образом получают пищу редко. Но помногу.

Принесенного стриженка Петр Петрович решил докормить мухами. Поймал на кухне десяток мух и дал их птенцу. Тот проглотил их и, очевидно не заметил, что проглотил, - опять рот раскрывает. Очередная порция составляла уже 20 мух – тоже никакого эффекта. Тогда было отловлено 50 мух, слеплен комочек из них и вложен в рот птенцу. Он проглотил и этих и опять есть просит. На ловлю мух тогда были мобилизованы все юные натуралисты из ближайших домов. Мух усиленно вылавливали, в спичечных коробках несли стриженку, а он проглатывал их и вел себя так, будто его решили уморить голодом. Порции мух все увеличивались и, наконец, когда была проглочена порция из 400 мух, птенец успокоился на целый час. А потом снова заворочался и запищал. Теперь только можно представить себе, сколько сотен километров должна пролетать в сутки пара стрижей, чтобы накормить свое ненасытное потомство, ведь стриженок в гнезде не один – их несколько. Бывает, от усталости старые стрижи падают в обморок возле гнезда. Если бы у тебя был такой аппетит, как у птенца, ты бы в день тридцать раз завтракал, двадцать раз обедал, а еще ужинал бы 17 раз!

Но не вся полученная энергия расходуется на полеты, часть энергии запасается в жировых отложениях. Жир мало весит и поэтому хорош как топливо для дальних перелетов.

У. Но не все птицы умеют летать. Сейчас ребята расскажут нам о некоторых из них. (Сообщения о пингвинах и страусах).

Легкие и сердце птицы весьма совершенны. Сердце человека бьется со скоростью 70-80 ударов в минуту, а сердце воробья 460 раз. Благодаря ним обмен веществ у птицы идет очень быстро: они - теплокровные животные. При температуре 37,5 ты лежишь в постели, у тебя жар. А соловей с температурой 45 градусов дает концерты. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение. Оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.

Зад.2 стр. 33.

- Только ли одежда согревает в зимний холод?

Д. Нет, когда человек ест, он тоже согревается.

У. Почему?

Д. Часть пищи расходуется на получение тепловой энергии.

У. Что произойдет, если птица не будет питаться долгое время зимой?

Д. Она замерзнет.

У. Совершенно верно, даже самые теплые перья не смогут сохранить тепло, ведь сохранять будет нечего. Что же страшнее для птицы зимой, голод или холод?

Д. Голод.

Как вы можете помочь птицам перезимовать?

(Ответы детей).

У. Как вы думаете, нужно ли ухаживать за своим оперением?

Д. Да.

У. Рассмотрите, как это делают птицы на с. 33.

(Ответы детей).

У. А еще, птицы любят купаться в мелких водоемах. Это помогает им избавиться от наружных паразитов: птичьих мух- кровососок, вшей, пухоедок. Можно наблюдать иногда, что галки или голуби так намокают во время этих купаний. Что в случае опасности не могут даже взлететь.

Однажды произошла вот какая история.

Однажды ученый заметил синиц, которые по одиночке прыгали в дупло, образовавшееся в развилке двух стволов одного дерева. В бинокль было хорошо видно, как синицы ныряли в дупло, на некоторое время исчезая из поля зрения, а через 15-20 сек. появлялись вновь, прыгая потом по веткам, отряхиваясь и очищая клюв. Сначала ученый подумал, что птицы обнаружили там гнездо ос или шершней и лакомятся ими, но потом рассмотрел, что синицы выскакивают из дупла мокрые. Заглянув в это дупло через некоторое время, я увидел импровизированную «ванну» с теплой дождевой водой, на поверхности которой плавали синичьи перышки и пух.

А вот еще один случай. В муравейнике барахталась ворона. Сначала я подумал, что раненая ворона упала в муравейник и не съедят ли ее теперь заживо муравьи? Но, присмотревшись, с удивлением понял, что ворона трепыхается в муравейнике по доброй воле: она ложилась то на один бок, то на другой и трясла крыльями, словно курица, принимающая пыльную ванну. Муравьи облепили ворону со всех сторон и, вероятно, кусали ее немилосердно, но она терпела. Более того, она сама ловила муравьев клювом и совала их себе под крылья.

Ворона лечилась!

Несколько минут валялась ворона в муравейнике, потом вспорхнула на сук, деловито отряхнулась и улетела.

Ворона пользуется муравейником, чтобы избавиться от насекомых- паразитов. Муравьи быстро находят их среди перьев и уничтожают. Многие птицы пользуются муравейником, как лечебницей.

Весной начинается горячая пора для птиц – сезон размножения. Самцы занимают территорию для своей будущей семьи, и пением сообщают другим, что место занято. Кроме того, своим пением самец привлекает самку. Еще для того, чтобы привлечь самку многие птицы, например голуби, устраивают танцы. Голубь самец ходит по кругу и громко воркует, а для того, чтобы выглядеть крупнее, он взъерошивает оперение на шее. Красивый хвост имеет павлин самец. Он нужен ему для того, чтобы привлечь самку. Как только период ухаживания заканчивается. Перья из хвоста выпадают.

Самки выбирают понравившийся участок, а заодно и самца. Самка строит уютное гнездо, откладывает яйца, но не все сразу. А по одному в день, чтобы не потерять способность к полетам, - и насиживает их. Птенцов выкармливают обычно оба родителя. После вылета птенцов из гнезда родители продолжают заботиться о них, пока не научат их находить пищу.

У. У всех ли птиц птенцы рождаются одинаковыми? Найдем ответ на этот вопрос на с.34 учебника.

(ответы детей).

У. Но не все птицы одинаково хорошие родители. Давайте послушаем сообщение о кукушке. (сообщение ребят).

У. Как нужно вести себя в лесу весной?

(ответы детей).

У. Нельзя шуметь весной в лесу. А особенно нельзя трогать птичьи гнезда. Где бы гнездо ни находилось – на дереве, под кустом или в траве на лугу, каким бы оно не было – большим или маленьким, оно для птицы величайшая ценность.

Птицы - родители немало потрудились. Чтобы построить его. Без устали собирали они травинки и веточки, разные хвоинки и пушинки, сплетали все это и укладывали. А потом, забыв о себе, целыми днями насиживали яйца, согревая своим теплом будущих птенцов. А когда птенцы- дети, маленькие, беспомощные появляются на свет, родители, не жалея сил, собирают для них корм и защищают их от опасностей.

Разве не так же и люди заботятся о своих детях, отдавая им силы и время и тепло своей души?

Если ты случайно обнаружишь птичье гнездо, то тихонько отойди от него. Ни в коем случае не трогай птичьи яйца. Если в гнезде птенцы, не вынимай их из гнезда, они от этого могут погибнуть. Вообще постарайся никак не беспокоить птенцов.

Если в гнезде заботливая птица-мать, то не беспокой и ее своим присутствием. И вообще не подходи к птичьим гнездам.

Ничего и никогда не бросай в птиц и тем более не стреляй в них из рогатки. Ведь все это проявление человеческой жестокости. А она ни к чему хорошему не приведет.

3. Итог.

У.

- Урок подходит к концу, но наш разговор о птицах еще не закончен.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке, какие открытия совершили?

- О чем еще хотелось бы узнать?

4. Оценивание. Домашнее задание.