Открытый урок по русскому языку, 2-й класс. "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • развивать умение распознавать однокоренные слова;
  • находить и выделять в словах корень;
  • уточнить представление о признаках однокоренных слов;
  • развивать речь обучающихся, познавательный интерес, творческие способности, обогащать словарный запас.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

2. Чистописание.

- Ребята, вам не кажется, что кто-то копошится у нас в книгах? Да ведь это наш старый знакомый - Афанасий Федорович. Как вы думаете, зачем он к нам пришел на урок русского языка? Пришел не с пустыми руками, а со своим волшебным сундучком. А в нем фразеологический оборот (крылатое выражение). Приложение №1.

ЗРИ В КОРЕНЬ.

Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы.

- Ребята, как вы понимаете слово “зри”? (смотри)

- Как можно сказать по-другому? (смотри в корень)

- Объясните, что обозначает выражение “зри в корень”?

(В корень смотреть – вникать в самую суть дела).

3. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, а у Афанасия в волшебном сундучке еще что-то лежит. Вот это да! А что это такое? (рисунок корня) Приложение №2.

- Где же Афанасий взял корень?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер пел, качая ветки,
“Спите, почки, спите, детки
Кто всю ночь не будет спать,
Тот цветком не сможет стать”.

- Давайте выясним, где вы видели корень (многозначность). Ответы детей. Учитель дополняет и показывает иллюстрации.

  1. Подземная часть растений. Приложение №3.
  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса. Приложение №4,5.
  3. Корень уравнения. Приложение №6.
  4. В словах (в языкознании: основная, значимая часть слова). Приложение №7.
  5. Начало, источник, истоки чего-нибудь.

- А каким значком выделяется корень в слове?

(- на месяц в небе похожий)

- Ребята, а как вы думаете, сегодня на уроке русского языка о каких корнях пойдет речь? Сформулируйте тему и цели урока.

На доске открывается тема урока “Однокоренные слова. Корень”.

4. Постановка учебной задачи.

- Как найти корень у слова и не ошибиться?

5. Поиск решения.

- Как же нам решить эту проблему?

Учитель на доске, а ребята у себя в тетрадях записывают слова с корнем -зим-.

Проверка. Обучающиеся “цепочкой” называют однокоренные слова. (Зимушка, зима, зимний, зимовать, зимовка, зимой).

Учитель предлагает своё однокоренное слово: озимые, объясняет его значение. (Об однолетних растениях: засеваемый осенью, зимующий под снегом).

Сделаем вывод: что же надо было сделать, чтобы правильно определить корень в слове?

- Подобрать как можно больше однокоренных слов. (Опорные слова на доске).

Подбор однокоренных слов. Приложение №8.

- Посмотреть, какая часть в них является общей.

- Ребята, как называется общая часть слова? (корень)

- Назовите корень в словах? Выделите его.

Учитель закрывает корень в словах. Что случилось?

- А что такое корень? (Корень - это главная часть слова, его сердце, его смысловой центр. От корня слова “растут”, как ветки на дереве. Получается целая большая семья - гнезда однокорен-ных слов). (Опорные слова - на доске).

Главная часть слова (в нём заключён смысл). Приложение №8.

- Достаточно ли только общей части, чтобы слова были однокоренными? Что еще очень важно знать? Какое еще условие необходимо? (Опорные слова – на доске).

Схожесть значений. Приложение №8.

6. Первичное закрепление.

а). - Пока мы с вами выращивали слова, ухаживали за ними, к Воде родственники приехали.

На листах - текст. Учитель читает, а ученики подчеркивают карандашом только однокоренные слова. Применяйте правило, пользуйтесь опорными словами на доске.

Учитель читает текст “Чужак” В. Волиной.

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

- Почему гости не сразу приметили чужака?

Проверка. Ученики называют “ цепочкой” однокоренные слова. Объясняют лексическое значение каждого слова. (Вода, подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной).

- Будут ли слова однокоренными? Докажите.

б). Проверим себя по учебнику (правило страница 75-76). Читаем про себя, а потом – вслух.

- Подтверждается ли наш вывод? Да.

- Уточняем вывод. Что такое корень? Как же найти корень у слова?

Посмотрела Зима кругом - непорядок - почему еще вода не замерзла?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Почесал Дед Мороз, закрасневшийся нос,
Хлоп в ладоши: “Пурга, я хочу пирога”
И пошла Пурга-стряпуха, суетливая старуха,
Сеять снежную муку - на потеху старику.

Долго стряпала Пурга, стряпала умело.
Испекла три пирога - три сугроба белых.
А закат слегка подрумянил им бока. (Логунов)

в). - Какие эти три пирога, три сугроба испекла старуха Пурга? (Зимние месяцы).

Приложение № 9.

Три добрых старичка декабрь, январь и февраль посадили корни: -мороз-, -лес-, -снег-.

- Как вы думаете, ребята, у них что-то вырастит? Почему?

- Верно, выросли деревья у старичков, а на них красивые листья. (Морозец, морозно, мороженое; снежинка, снегопад, подснежник; лесной, лесник, леска). Приложение №10, 11, 12.

- Налетел сильный ветер и перепутал листья на деревьях. Помогите вернуть листья на нужное дерево.

Игра “С какого дерева листья?” (одно слово-ловушка - “леска”).

- Ребята, о чем вы должны помнить, подбирая однокоренные слова?

Вывод.

7. Творческая работа (2 варианта).

а). Составьте текст о зиме, включая слова с деревьев.

б). Игра “Снежный ком”. Учитель начинает рассказ, а ребята продолжают.

Например. Наступила зимушка-зима. Красивые снежинки весело танцуют в воздухе. Проснулся подснежник и вышел из-под снежного одеяла…

8. Итог деятельности.

- Что такое корень?

- Что нужно помнить, чтобы правильно выделить корень?

- Какие слова называются однокоренными?

У слова есть корни. И есть родня.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.

Значение слов объяснено с помощью “Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М.: Азбуковник, 1999).