Цели:
- развивать умение распознавать однокоренные слова;
- находить и выделять в словах корень;
- уточнить представление о признаках однокоренных слов;
- развивать речь обучающихся, познавательный интерес, творческие способности, обогащать словарный запас.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
2. Чистописание.
- Ребята, вам не кажется, что кто-то копошится у нас в книгах? Да ведь это наш старый знакомый - Афанасий Федорович. Как вы думаете, зачем он к нам пришел на урок русского языка? Пришел не с пустыми руками, а со своим волшебным сундучком. А в нем фразеологический оборот (крылатое выражение). Приложение №1.
ЗРИ В КОРЕНЬ.
Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы.
- Ребята, как вы понимаете слово “зри”? (смотри)
- Как можно сказать по-другому? (смотри в корень)
- Объясните, что обозначает выражение “зри в корень”?
(В корень смотреть – вникать в самую суть дела).
3. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, а у Афанасия в волшебном сундучке еще что-то лежит. Вот это да! А что это такое? (рисунок корня) Приложение №2.
- Где же Афанасий взял корень?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ветер пел, качая ветки,
“Спите, почки, спите, детки
Кто всю ночь не будет спать,
Тот цветком не сможет стать”.
- Давайте выясним, где вы видели корень (многозначность). Ответы детей. Учитель дополняет и показывает иллюстрации.
- Подземная часть растений. Приложение №3.
- Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса. Приложение №4,5.
- Корень уравнения. Приложение №6.
- В словах (в языкознании: основная, значимая часть слова). Приложение №7.
- Начало, источник, истоки чего-нибудь.
- А каким значком выделяется корень в слове?
(- на месяц в небе похожий)
- Ребята, а как вы думаете, сегодня на уроке русского языка о каких корнях пойдет речь? Сформулируйте тему и цели урока.
На доске открывается тема урока “Однокоренные слова. Корень”.
4. Постановка учебной задачи.
- Как найти корень у слова и не ошибиться?
5. Поиск решения.
- Как же нам решить эту проблему?
Учитель на доске, а ребята у себя в тетрадях записывают слова с корнем -зим-.
Проверка. Обучающиеся “цепочкой” называют однокоренные слова. (Зимушка, зима, зимний, зимовать, зимовка, зимой).
Учитель предлагает своё однокоренное слово: озимые, объясняет его значение. (Об однолетних растениях: засеваемый осенью, зимующий под снегом).
Сделаем вывод: что же надо было сделать, чтобы правильно определить корень в слове?
- Подобрать как можно больше однокоренных слов. (Опорные слова на доске).
Подбор однокоренных слов. Приложение №8.
- Посмотреть, какая часть в них является общей.
- Ребята, как называется общая часть слова? (корень)
- Назовите корень в словах? Выделите его.
Учитель закрывает корень в словах. Что случилось?
- А что такое корень? (Корень - это главная часть слова, его сердце, его смысловой центр. От корня слова “растут”, как ветки на дереве. Получается целая большая семья - гнезда однокорен-ных слов). (Опорные слова - на доске).
Главная часть слова (в нём заключён смысл). Приложение №8.
- Достаточно ли только общей части, чтобы слова были однокоренными? Что еще очень важно знать? Какое еще условие необходимо? (Опорные слова – на доске).
Схожесть значений. Приложение №8.
6. Первичное закрепление.
а). - Пока мы с вами выращивали слова, ухаживали за ними, к Воде родственники приехали.
На листах - текст. Учитель читает, а ученики подчеркивают карандашом только однокоренные слова. Применяйте правило, пользуйтесь опорными словами на доске.
Учитель читает текст “Чужак” В. Волиной.
Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
Проверка. Ученики называют “ цепочкой” однокоренные слова. Объясняют лексическое значение каждого слова. (Вода, подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной).
- Будут ли слова однокоренными? Докажите.
б). Проверим себя по учебнику (правило страница 75-76). Читаем про себя, а потом – вслух.
- Подтверждается ли наш вывод? Да.
- Уточняем вывод. Что такое корень? Как же найти корень у слова?
Посмотрела Зима кругом - непорядок - почему еще вода не замерзла?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Почесал Дед Мороз, закрасневшийся нос,
Хлоп в ладоши: “Пурга, я хочу пирога”
И пошла Пурга-стряпуха, суетливая старуха,
Сеять снежную муку - на потеху старику.Долго стряпала Пурга, стряпала умело.
Испекла три пирога - три сугроба белых.
А закат слегка подрумянил им бока. (Логунов)
в). - Какие эти три пирога, три сугроба испекла старуха Пурга? (Зимние месяцы).
Приложение № 9.
Три добрых старичка декабрь, январь и февраль посадили корни: -мороз-, -лес-, -снег-.
- Как вы думаете, ребята, у них что-то вырастит? Почему?
- Верно, выросли деревья у старичков, а на них красивые листья. (Морозец, морозно, мороженое; снежинка, снегопад, подснежник; лесной, лесник, леска). Приложение №10, 11, 12.
- Налетел сильный ветер и перепутал листья на деревьях. Помогите вернуть листья на нужное дерево.
Игра “С какого дерева листья?” (одно слово-ловушка - “леска”).
- Ребята, о чем вы должны помнить, подбирая однокоренные слова?
Вывод.
7. Творческая работа (2 варианта).
а). Составьте текст о зиме, включая слова с деревьев.
б). Игра “Снежный ком”. Учитель начинает рассказ, а ребята продолжают.
Например. Наступила зимушка-зима. Красивые снежинки весело танцуют в воздухе. Проснулся подснежник и вышел из-под снежного одеяла…
8. Итог деятельности.
- Что такое корень?
- Что нужно помнить, чтобы правильно выделить корень?
- Какие слова называются однокоренными?
У слова есть корни. И есть родня.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Значение слов объяснено с помощью “Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М.: Азбуковник, 1999).