Проект "Освоение позиции родителя-мудреца"

Разделы: Работа с родителями


Содержание

I. Сущность инициативы, ее значимость для развития деятельности сельского образовательного учреждения.

II. Программа эксперимента

  1. Основные идеи эксперимента
  2. Цели и задачи эксперимента
  3. Исходные теоретические положения
  4. Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности

III. Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента

Заключение.

I. Сущность инициативы, ее значимость для развития деятельности сельского образовательного учреждения.

Возникновение идеи (проекта) создания позиции родителя-мудреца связано с необходимостью:

  • учета тенденций, связанных с процессами демократизации, гуманизации, социализации образования, реализации приоритетного национального проекта “Образование”.
  • содержательной дифференциации программ сотрудничества с родителями и достижение их принципиальной преемственности в рамках образовательного учреждения.
  • обоснование и разработки методологических основ и методических подходов в деятельности школы и семьи, что в последующем создаст предпосылки для образовательной парадигмы.
  • приведения в дидактическое соответствие целей, задач школы и семьи в становлении и развитии личности.

В настоящее время ощутимо меняется функция семьи, обеспечивающая духовное становление личности, ослабляется внимание родителей к воспитанию детей, меняются взаимоотношения семьи и общества.

Таким образом, существует проблема разрешения изменения отношений МОУ “Наяхинская СОШ” и семьи, что в свою очередь определяет цель эксперимента по созданию позиции родителя-мудреца.

Для этого нам надо ответить на такие вопросы:

  1. Способен ли родитель стать в позиции родителя-мудреца?
  2. Готова ли школа помочь им в этом?
  3. Способна ли школа выстроить систему отношений?

II. Программа эксперимента.

2.1. Основные идеи эксперимента.

Многие задачи образования в школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, предупреждения асоциального поведения школьника.

Сегодня сельским родителям можно решить совместно только такие проблемы, как:

  • Выявление причин отставания в учебе.
  • Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми (педагогами, родителями);
  • Влияние школы и родителей на формирование жизненных планов и выбор профессий;
  • Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы;
  • Формирование интересов в сфере культуры, спорта, самостоятельной деятельности.
  • Выявление и развитие способностей ребенка.
  • Совместная забота о здоровье детей.

В связи с этим очевидной стала необходимость изменить отношения образовательного учреждения и семьи. Партнерским отношениям предстоит учиться как педагогам, зачастую считающим себя носителями истины, которые могут диктовать модель поведения ребенка, так и родителям, действия которых лежат между полюсами “мы вам вручили, вот и воспитывайте”.

В связи с этим становится актуальными поиски новых подходов к проблеме преемственности в сотрудничестве с родителями. Для ее успешного решения необходимо: во-первых, отказаться от понимания преемственности как формальных внешних связей между ступенями образования; во-вторых, согласовать действия ступеней. Таким образом, идея создания позиции родителя-мудреца, как проблема, в своем разрешении обладающая теоретической новизной и практической значимостью, являющейся объективно востребованной не только педагогическим сообществом, но и самим обществом в целом и данная идея должна восприниматься как процесс формирования и развития родителя как субъекта.

При проектировании позиции нового типа родителя – родителя-мудреца, мы учитываем положение и позиции ведущих авторов:

  • Марина Шакурова “Работа с семьей. Содержание и мониторинг” (журнал “Сельская школа” №3, 2006 год);
  • К. С. Чиряев “Народная педагогика”;
  • Опыт организации работы с родителями Тыарасинской СОШ Таттинского улуса;
  • Опыт по созданию сотрудничества школы и семьи А.С. Роботова, И.А. Хоменко, И.Г. Шапошникова, Н.И. Неупокоевой.

Создание родителя нового типа, каким будет родитель-мудрец, будет опираться на реализацию следующих идей, которые в свою очередь, будут включать такие принципы:

1. Идея личностно-деятельностного подхода на основе реализации принципа:

- выбора ведущих видов деятельности в зависимости от возрастной периодизации развития личности и механизма участия родителей в ней:

5-6 лет – сюжетно-ролевая игра – родитель-помощник

7-12 лет – учебная деятельность – родитель-соорганизатор

12-15 лет – интимно-личностное общение – родитель-соуправленец

15-17 лет – проектная деятельность – родитель-партнер

2. Идея непрерывного образования, реализуемая посредством принципов:

  • преемственности содержания образования родителей:

- детский сад – обучение родителя как помощника;
- начальная школа – обучение родителя как соорганизатора;
- основная школа – обучение родителя как соуправленца;
- средняя школа – обучение родителя как партнера.

  • Адаптации к изменяющимся условиям различных видов деятельности.

Идея развивающего обучения будет основываться:

  • на принципах системы обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
  • на принципе школоцентризма, проектирующего “Центр педагогической культуры”
  • на принципах проектного обучения, направленного на моделирование воспитательной деятельности классного коллектива, на формирование и становление родителя как субъекта деятельности.

Также, планируется совместная деятельность с центром Досуга, советом отцов “Тирэх”, клубом матерей “Огонек”, клубом родителей детского сада “Искорка”, клубом молодой семьи, с центром социально-психологической службы, расширение деятельности детских общественных организаций;

2.2. Цель и задачи эксперимента

Целью эксперимента является создание условий для становления позиции родителя мудреца.

В соответствии с целью, ставятся следующие задачи:

  • разработка содержательной модели родителя-мудреца.
  • разработка концепции и паспортизация семей.
  • разработка программ обучающих семинаров.
  • апробации результатов теоретических и экспериментальных исследований.
  • проведение мониторинговых исследований.
  • выработки рекомендаций и предложений по переходу от режима эксперимента на режим устойчивого функционирования и развития.

2.3. Исходные теоретические положения

В качестве исходных теоретических положений выступают:

  1. принцип преемственности;
  2. теория управления качеством образования (М.М. Поташник);
  3. исследование, посвященные проблемам сотрудничества с родителями (А.С. Роботова, И.А. Фоменко, И.Г. Шапошникова, М. Шакурова).

2.4. Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности

Этапы Сроки Содержание
1. Подготовительно-проектировочный этап Январь 2004 г. – май, 2005 г. - Постановка проблемы

- Определение цели и задач

- Анализ ситуации и ППО

- Изучение литературы, имеющегося опыта по данной теме других школ республики и России

- Разработка проекта сотрудничества с родителями (по классам)

- Проведение семинаров

2. Экспериментально-внедренческий этап Сентябрь 2005 г. – май 2007, - Апробация результатов теоретических исследований на практике

- Освоение диагностики и методик изучения семьи, личности ребенка

- Поиск, освоение и применение активных форм сотрудничества с родителями

3. Этап мониторинга Сентябрь 2007г. – декабрь 2007 - Анализ полученных результатов

- Разработка рекомендации, положений по обновлению содержания сотрудничества с родителями

4. Рефлексивный этап Январь 2008 г. – май г.2008 г - Рефлексия

- Корректировка отклонений

- Актуализация новых проблем

Практическая значимость и прогнозируемые результаты по этапам:

1. На подготовительно-проектировочном этапе ожидается завершение разработки модели родителя мудреца, принятие программы положений концепций, разработка экспериментальных программ сотрудничества с родителями, установление партнерских связей с учреждениями, организациями и участниками проекта.

2. На этапе экспериментально-внедренческой деятельности планируется углубление и расширение содержания программы сотрудничества.

3. На этапе мониторинга планируется завершение разработки модели родителя-мудреца, разработки программы обучающих семинаров (обучение родителя как воспитателя, как учителя своего ребенка, как союзника, партнера, соуправленца) возможности распространения опыта работы с родителями.

4. На этапе рефлексии необходимо провести защиту моделей Центра “Педагогической культуры”, модели “Родителя-мудреца”, внести корректировки и осуществить переход от режима эксперимента на режим функционирования и развития.

III. Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента

  1. Алексеева Н.А. Калейдоскоп родительских собраний.
  2. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие.
  3. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.
  4. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.
  5. Методические рекомендации Мин. образования России о взаимодействии ОУ с семьей. Приложение к Письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16.
  6. Панфилова А. Я. Содержание и формы работы классного руководителя.
  7. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе.
  8. Петренко А. Соучастники сближения. ж. Управление школой. № 12., 2006, 20с.
  9. Роботова А.С., Хоменко И.А., Шапошникова И.Г. Директору школы по сотрудничестве с родителями. М., 2001.
  10. Ушакова М.А. Директору школы о сотрудничестве с родителями.
  11. Цацыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.
  12. Шакурова М. Работа с семьей: содержание и мониторинг. ж. Сельская школа, 2006, 48 с.

Заключение

В ходе проведения нашей исследовательской работы мы решили следующие задачи:

1. На основе изучения работ следующих авторов Роботовой А.С., Хоменко И.А., Шакуровой М, Чиряева К.С. мы раскрыли сущность инициативы, которая заключается:

  • В учете тенденций, связанных с процессами демократизации, гуманизации, социализации образования, реализации приоритетного национального проекта “Образование”.
  • В содержательной дифференциации программ сотрудничества с родителями и достижения их принципиальной преемственности в рамках образовательного учреждения.
  • В обосновании и разработке методологических основ и методических подходов в деятельности школы и семьи.
  • В приведении в дидактическое соответствие целей, задач школы и семьи в становлении и развитии личности.

2. Коррекция проекта проводится следующими средствами:

  • Организация Центра педагогической культуры. Она направлена на создание условий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями, защиты их прав, решение актуальных проблем воспитания. Создание Центра позволит организовать обучение учителей и родителей в методических объединениях.

Основными формами деятельности Центра будут индивидуальная и групповая, что предоставит родителям возможность для самореализации в различных видах деятельности.

  • Составление социально-демографической карты семьи. Она направлена на изучение семьи.
  • Разработали:
  1. Положение о родительской тройке класса.
  2. Положение о классном родительском собрании.
  3. Модель родителя –мудреца.
  4. Критерии успешности родителя.
  5. Примерный перечень родительских собраний по ступеням.
  6. Планы работ методических объединений по взаимоотношению с родителями.
  7. Наметили пути достижения преемственности в сотрудничестве с родителями.
  • Выработали методические рекомендации:
  1. Памятки для родителей.
  2. Анкеты для родителей.
  3. Тесты для родителей.
  4. Советы родителям.
  • Провели мониторинговые исследования.

Диагностика уровня участия родителей в школьной деятельности в основном повышается. Наблюдается снижение активности родителей старшего звена в общественно-значимой деятельности и организации досуга. Это объясняется тем, что у родителей должны формироваться партнерские качества и в связи с этим отпадает необходимость непосредственного их участия. Но отслеживание уровня развития партнерских отношений между старшеклассниками и их родителями показывает, что с каждым годом уменьшается число родителей, имеющих значительное влияние на самоопределение своих детей. Таким образом, перед нами стоит проблема создания условия для успешной социализации подростков из неблагополучных семей, повышения педагогической компетентности их родителей.