Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Если хочешь быть здоров"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
  • воспитывать аккуратность, желание следить за своим внешним видом, выполнять правила личной гигиены, соблюдать режим дня.

Оборудование: таблицы “Внутреннее строение тела человека” и “Режим дня школьника”, микроскоп, выставка книг, предметы гигиены, макет зубов, конверт с письмом, воздушный шарик, письмо, рисунок рук, рисунок поезда, рисунки остановки, станции, города, Королевства, грамзапись песен “Голубой вагон” и “Улыбка”, вымпел. Для каждого ученика: силуэт человека из картона, пластилин, пучок ниток, кусочки поролона, носовой платок, расческа, зубная щетка, учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: наглядно – образный, словесный, частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I. Организационное начало.

Прозвенел долгожданный звонок
Он пригласил нас на урок.
Урок, ребята, необычный,
Но будем мы вести себя прилично
И, повторив домашнее задание,
Приступим к новой теме.
Итак, внимание!

Я вчера побывала в гостях в Королевстве Чистоты и Здоровья. Вам передали письмо:

“Дорогие ребята! Прошу вас вступить в “Общество друзей Чистоты и Здоровья”. Членами этого общества могут быть те, кто дружит с мылом, мочалкой, зубной щеткой и зубной пастой. Приезжайте ко мне в гости в Королевство Чистоты и Здоровья. Буду очень рада. Королева.”

Прежде чем тронуться в путь, нам нужно проверить, как вы выполнили домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним внешнее строение человека. (У каждого ученика на парте силуэт человека из картона).

1. Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи.

Итак, к внешнему строению человека относятся части тела: голова (гладят себя по голове, показывают эту часть тела на силуэте человека; один ученик показывает у доски). Аналогично с остальными частями тела: шея, туловище, на котором находятся грудь, живот, спина, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).

2. Загадки и пословицы о частях тела, приготовленные дома.

3. А какого же внутренне строение?

Тело человека состоит из … (органов) (Каждый ученик работает за партой с силуэтами человека из картона и пластилином. За створкой доски помещен плакат “Внутреннее строение тела человека”.)

Учитель:

1) Этот орган размером немного больше кулака, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды (дети лепят из пластилина красного цвета “сердце” и прикрепляют его на силуэт человека из картона).

В это время учитель дает информацию о сердце: “Сердце – это самый работоспособный в мире двигатель. Оно чередует труд с покоем. Из 8 прожитых вами лет 4 года сердце отдыхало”.

2) Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных органов – сердца и легких. За это его называют “командным пунктом” организма (дети лепят из пластилина серого цвета головной мозг и прикрепляют его на силуэт человека из картона).

Учитель: Мозг увеличивается примерно до 20 лет, затем его масса медленно уменьшается. Ум человека не зависит от веса мозга.

3) Этот орган похож на две розовые губки. С помощью его человек дышит. (Дети прикрепляют “легкие” из поролона на силуэт человека из картона).

Учитель: Очень вредно для легких курение и запах табака. Наше правительство издало указ о запрещении курения в общественных местах. Курящие люди чаще болеют. Курение укорачивает жизнь.

4) В этом органе выделяется кислый сок, который способен переваривать большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением “внутренней кухни”. (Дети прикрепляют “желудок” из пластилина желтого цвета на силуэт человека из картона).

Учитель: Желудок может вмещать от 1 до 2,5 л, вредно переедать, желудок растягивается. Хирурги уменьшают желудок, внедряя в него имплантанты. (Показать на воздушном шарике объем желудка в нормальном состоянии и при переедании).

5) Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается, превращается в прозрачные растворы и впитывается в кровь. (Дети прикрепляют “кишечник” из мотка ниток на силуэт человека из картона).

Учитель: Длина кишечника человека до 8 м. (Показать веревочку такой длины). Кишечник взрослого человека в 4 раза длиннее его туловища, а у ребенка – в 6 раз.

6) Необыкновенная соседка желудка, помогает кишечнику переваривать пищу. (Дети лепят из пластилина коричневого цвета “печень” и прикрепляют с правой стороны от желудка на силуэт человека из картона).

Учитель: Печень является как бы внутренней печкой, согревающей организм. Слово “печень” происходит от слова “печь”. Печень весит 1,5 – 2 кг, без нее организм не может существовать.

4. Взаимопроверка силуэтов человека из картона. (На доске открывается таблица “Внутреннее строение тела человека”).

5. Загадки и пословицы о внутренних органах человека.

6. Вывод о подготовке домашнего задания.

III. Сообщение темы и цели урока.

Мы хорошо потрудились и теперь можем отправиться в Королевство Чистоты и Здоровья.

Для чего нам так необходимо побывать в этом Королевстве? Может быть достаточно знать, где расположены наши внутренние органы? Давайте подумаем, как быть здоровыми долгие годы, познакомимся с нашими помощниками в сохранении здоровья.

IV. Новая тема

Чтение с доски темы урока: “Если хочешь быть здоров”.

Запись на доске и в тетрадях.

Наши помощники в сохранении здоровья

1. Итак, начинаем наше путешествие. Какой вид транспорта мы выберем? Я предлагаю поезд (вывешивается на доску рисунок поезда). Перед дорогой нам нужно отдохнуть, набраться сил, заправиться (все легли на парту).

2. Остановка “Заправочная”

Учитель:

Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Спешите на зарядку.
Мы вас не будем ждать.
Но чтоб совсем проснуться,
Нам надо потянуться.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.

Уселись удобнее. Машинистом у нас будет …. (Даем ему в руки руль).

3. Звучит песня “Голубой вагон” (1 куплет).

4. Любой день мы с вами начинаем с …. (подъема, зарядки …).

Верно, сохранить здоровье помогает режим дня. Это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Я советую вам придерживаться такого распорядка (режима дня). (Вывешивается плакат).

1) Дети по порядку читают записи на плакате

Режим дня:

7ч. – 8ч. – Подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак
8ч. – 13ч. – Занятия в школе
13ч. – 14ч. – Возвращение домой, обед
14ч. – 16ч. – Отдых, прогулка
16ч. – 18ч. – Приготовление уроков
18ч. – 19ч. – Помощь по дому, ужин
19ч. – 2030 ч. – Чтение, игры
030ч. – 21ч. – Подготовка ко сну

2) Игра “Что здесь пропущено?” (по учебнику с. 10)

(обед, прогулка, приготовление домашнего задания, ужин).

3) Мы говорили о примерном режиме дня. Самое главное, чтобы в сутки вы спали 8 – 9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в день. Проводили на свежем воздухе не менее 2 часов в день, чередовали учебу (работу) с отдыхом.

Запись в тетрадях и на доске.

Наши помощники в сохранении здоровья - Режим дня

Свой режим дня вы напишите в тетрадях дома.

5. Станция “Грязнулька”

Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте, личной гигиене. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за одеждой и обувью, разучились пользоваться чистыми носовыми платками. Самым странным на станции “Грязнулька” считается мальчик.

Дети рассказывают стихи.

Жил на свете мальчик странный.
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умывался. Я не вру

Руки мыл зачем-то с мылом
И лицо мочалкой тер.
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор

Сыну мама запретила
Умываться по утрам.
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.

Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он
И конечно … заболел

Тут к нему позвали разных,
Самых лучших докторов.
И диагноз был таков:
“Если мальчик будет грязный,
Будет он всегда здоров”.

Как вы думаете, можно заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи?

Учитель: Каждый человек должен соблюдать правила личной гигиены, содержать кожу в чистоте. Достаточно мыть тело 1-2 раза в неделю горячей водой с мылом и мочалкой. Во время мытья с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов – Посмотрите, как выглядят под микроскопом чистые и грязные руки (показ рисунка). (Показать микроскоп).

6. Мы въезжаем в “Город Чистюлек”

1) Класс делится на 3 группы (каждый ряд – это одна группа).

Учитель выдает каждой группе предметы.

1 гр. – полотенце, зубная щетка, зубная паста;
2 гр. – шампунь, мыло, мочалка;
3 гр. – расческа, гель для душа, носовой платок.

Дети обсуждают, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи. Затем из каждой группы выходит один ученик и объясняет решение команды.

2) Чтение по учебнику Правил гигиены (с. 11)

Дети коллективно заканчивают предложения, объясняя необходимость выполнения этих правил.

3) Запись в тетрадях и на доске: личная гигиена.

4) Какие предметы личной гигиены вы должны иметь при себе, носить в школу? (носовой платок и расческу).

Доклад санитаров звеньев о проверке санитарного состояния членов звена.

7. Следующего помощника в сохранении здоровья вы назовете, сделав нашу любимую физкультминутку.

1)

Мишка, Мишка, лежебока
Спал он долго и глубоко.
Зиму целую проспал,
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы Мишеньке храпеть.
Эх, ты, Мишенька – медведь.

Можем ли мы, как Мишка, спать подолгу? Чем мы должны заниматься?

2) Вывод: Нужно кататься на лыжах, коньках, санках, играть в снежки, бегать, не пропускать уроки физкультуры….

3) Запись в тетрадях и на доске: движение.

4) Мишка спит в берлоге всю зиму с закрытыми глазами. А наши глазки отдыхают только ночью. Давайте дадим возможность им отдохнуть. Физкультминутка для глаз.

 8. Знакомство с выставкой книг о здоровье.

9. Внимание! Мы въезжаем в Королевство Чистоты и Здоровья

Навстречу выходит Королева.

1)

“Дорогие мои дети! Я писала письмецо,
Я просила мыть почаще ваши руки и лицо.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днем,
Перед каждою едою, после сна и перед сном.
Дорогие мои дети! Очень – очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще, я грязнуль не выношу”.
А теперь отгадайте, как меня зовут.
Волосистою головкой в ротик я влезаю ловко
И считаю зубы вам по утрам и вечерам (Зубная щетка)

Правильно, я – Королева Зубная Щетка.

Я пригласила вас в гости, чтобы рассказать, как нужно правильно ухаживать за зубами.

Какие зубы лучше – здоровые или больные? Конечно, здоровые! Здоровые зубы лучше пережевывают пищу, чем больные. А плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Здоровые зубы помогают правильной и красивой речи, украшают лицо человека. Как же сохранить их здоровыми? Показывает на макете зубов.

Верхние зубы надо чистить движениями сверху вниз, нижние снизу вверх. Чистить зубы нужно не только с наружной, но и с внутренней стороны. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Пользуйтесь только своей зубной щеткой, не менее трех минут.

Запись в тетрадях: уход за зубами.

2) Игра “Угадай-ка” с хлопками. Чтобы быть здоровыми, надо питаться разнообразной пищей. Люди ее получают благодаря растениям и животным. Королева называет продукты питания. Если они растительного происхождения, дети хлопают 1 раз, если животного – 2 раза.

Королева: Ребята, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог. Поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. И будьте здоровы!

3) Запись в тетрадях и на доске: правильное питание.

Молодцы ребята! Поздравляю вас с вступлением в Общество Чистоты и Здоровья и вручаю вам вымпел. Чтобы вы не забывали меня, я приготовила для вас подарки (вручает каждому зубную щетку.)

Дети хором:

Спасибо, Королева Зубная Щетка
Мы много узнали для себя полезного
И хотим, чтобы здоровье у нас было железное.

Королева уходит.

Когда мы здоровы, нам хочется улыбаться. Уезжаем под песню “Улыбка”.

V. Итог урока: Что нового узнали на уроке? Назовите помощников в сохранении здоровья.

VI. Д/з. Написать в тетрадях свой режим дня. Сделать рекламу своей зубной пасте.