Урок математики во 2-м классе по теме "Свойство противоположных сторон прямоугольника"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Значение игры на уроке математики очень велико. Игра вносит разнообразие в урок, вовлекает детей в активную работу. Сказочные сюжеты, яркая наглядность позволяют удержать внимание обучающихся на основном математическом материале. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Цель урока – ознакомление со свойством сторон прямоугольника. В процессе реализации поставленной цели закрепляются полученные ранее знания о геометрических фигурах и усваиваются новые о прямоугольнике.

На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы (по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе):

  • объяснительно-иллюстративный (устный опрос, слово учителя);
  • частично-поисковый (перенос теоретических знаний на практику)

Для достижения поставленной цели урока, использовуются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, самостоятельная работа (с последующей проверкой), работа в парах.

Содержание учебного материала подобрано с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Для снятия статического напряжения на уроке проводится физкультминутка и смена видов деятельности.

В ходе урока идет формирование общеучебных умений:

  • учебно-организационных (организация учебного места, осуществление контроля и самоконтроля);
  • учебно-интеллектуальные (умение сравнивать, обобщать, выделять главное);
  • учебно-коммуникативные (умение слушать, выступать перед аудиторией).

В данном уроке важен и воспитательный аспект. Реализация воспитательной цели прослеживается в течение всего урока.

Данный урок 20 из 24 проводится в конце темы “Сложение и вычитание в пределах 100. Письменные приёмы”. Обучающиеся владеют теоретическим и практическим материалом по данной теме, поэтому данный урок по типологии – комбинированный.

Организационный момент способствовал эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу.

На протяжении всего урока использовалась игровая технология, которая выступала как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

На этапе подготовки к новой теме для активизации мыслительной деятельности использовалась фронтальная работа. Реализация обучающей цели достигается не только проверкой объёма знаний, но и их правильностью и глубиной.

На этапе сообщения новых знаний использовался объяснительно – иллюстративный метод. На данном этапе имело место слово учителя, устный опрос – беседа, сопровождение наглядностью, а также практическая работа. Прослеживалась работа по формированию учебно-информационных умений (работа с книгой), учебно-коммуникативных (умение слушать, выступать перед аудиторией) и учебно-интеллектуальных умений (умение сравнивать, обобщать, делать выводы).

Проведение физкультминутки способствовало снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.

Использование элементов частично-поискового метода на этапе закрепления знаний позволяет выявить степень усвоения учебного материала.

На этапе повторения пройденного материала проводилась самостоятельная работа обучающихся с последующей проверкой.

Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять главное и существенное во всём материале. А также показателем усвоения нового материала является активность обучающихся при подведении итога урока.

Домашнее задание является продолжением классной работы.

Комментированное выставление оценок за работу на уроке способствует осмыслению своей работы на уроке каждым обучающимся.

В течение урока реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели урока.

Сценарий урока

  1. 2 класс
  2. Предмет: математика
  3. Тема: “Свойство противоположных сторон прямоугольника”
  4. Урок № 20 в теме “Сложение и вычитание в пределах 100. Письменные приемы”
  5. Тип урок: комбинированный
  6. Оборудование: учебник “Математика” авт. М.И. Моро, иллюстрации с изображением сказочных героев (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Баба – Яга, Кощей Бессмертный), картинки (березка, избушка, замок), карточки с примерами, раздаточный материал (геометрические фигуры)

Цель: ознакомление со свойством сторон прямоугольника

Задачи:

  1. Обучающая: закрепить и углубить знания обучающихся о геометрических фигурах; совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100; формировать умение составлять и решать задачи; продолжить работу над решением уравнений.
  2. Развивающая: развивать мышление, внимание, творческое воображение.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи, интерес к предмету математики.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

(обучающиеся проверяют подготовку рабочего места)

2. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит изучить свойство прямоугольника, составлять и решать задачи, примеры и уравнения.

- Вы готовы к работе? Тогда сказка начинается…

3. Устный счет

(на доске иллюстрации с изображением Елены Прекрасной и Ивана-царевича, картинка “Берёзка”)

- Жил-был Иван-царевич, и была у него невеста Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики”.

- Отправился Иван-царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет, только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задания. Справится с ними Иван, значит, удержится на веревке и пройдет через реку.

- Поможем Ивану-царевичу?

(на доске записаны примеры, обучающиеся по одному читают выражения разными способами и называют ответ)

72 – 20 23 + 60
54 + 6 40 – 7
38 + 50 55 – 13
49 – 19 38 + 50

1. Подготовка к новой теме

- С вашей помощью Иван-царевич благополучно миновал реку, а за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках.

(на доске иллюстрация с изображением Бабы-Яги и картинка “Избушка”)

- На что похожа тропинка?

(на кривую)

- Вошел он в избу и видит, сидит на лавке Баба – Яга. Увидела царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел, но сначала ответь на мои вопросы и выполни мои задания”.

- Из каких геометрических фигур состоит избушка на курьих ножках?

- Что вы знаете о круге? На что он похож?

- Что вы знаете о треугольнике? На то он похож?

- Что вы знаете о квадрате? На что он похож?

- Что такое прямоугольник?

(обучающиеся выходят к доске, показывают фигуры и рассказывают о них)

2. Изучение нового материала

- Посмотрите внимательно на пол и потолок избушки.

- Каким цветом они обозначены? Покажите.

(красным)

- Они лежат друг против друга и называются противоположными.

- Покажите еще две противоположные стороны. Каким цветом они обозначены?

(выходят к доске, показывают)

- Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник?

(две пары)

- Как вы думаете, а какие должны быть противоположные стороны прямоугольника?

(равные)

- Давайте проверим ваши предположения по учебнику. Открываем учебник математики на странице 28.

(чтение правила про себя, затем вслух)

- Назовите свойство противоположных сторон прямоугольника.

(противоположные стороны прямоугольника равны)

Практическая работа

- На столе у вас лежат две геометрические фигуры. Найдите и покажите прямоугольник, почему вы выбрали именно эту фигуру?

(работают в парах, показывают прямоугольники)

- Как доказать, что противоположные стороны равны?

(измерить по линейке, проверить сгибанием)

3. Физкультминутка

4. Закрепление нового материала

Решение задачи геометрического характера

“Вот теперь, – говорит Баба-Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею”.

“Нет, – говорит Иван-царевич, – мне надо скорее, дай мне лучше ступу”.

“Что же, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если решишь задачу про моего внучка Никиту, то можешь взлететь”

- Найдите № 1.

(читают задачу, отвечают на вопрос)

5. Повторение пройденного материала

“Молодец, Иван-царевич, – говорит Баба – Яга, – открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. Открыть ту шкатулку, можно решив задачу № 2”

(открывают тетради, записывают дату, читают и решают задачу)

- Чтобы войти во дворец Кощея, надо справиться с замком – разгадать шифр, для этого нужно решить примеры. Правильные ответы примеров и есть шифр.

(решают примеры, написанные на доске; два человека работают самостоятельно у доски, остальные в тетрадях)

76+17 32+58
53-18 74-46

- Давайте сверим, совпадают ли ваши ответы с шифром.

(сверяют ответы, написанном на доске)

93  90  35  28

- Поблагодарил Иван Бабу-Ягу, сел в ступу и через пять минут приземлился около дворца Кощея.

(на доске иллюстрация с изображением Кощея Бессмертного и картинка “Замок”)

- Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-царевич и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое и говорит ласково: “За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе одно задание. Решишь его, отдам тебе Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой”.

- Делать нечего, согласился Иван решить два уравнения.

(на доске записаны два уравнения, обучающиеся решают их по вариантам, затем проверка)

70 – x = 6

x + 7 = 18

- Но не захотел выполнить Кощей свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже он схватил шкатулку, открыл ее, взял иглу и сломал. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная. Вернулись они в свое царство, сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

Итог урока

- Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? Чему она учит?

- Что нового узнали на уроке?

- Что вам понравилось?

Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 28 № 4.

Выставление оценок

- Молодцы, вы все сегодня на уроке хорошо работали. Оценки за урок…

(выставление оценок с комментированием)