Цель курса:
Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, понимания и уважения её; места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.
Задачи курса:
- Углублять и расширять представления в области экологии,
- Формировать умения проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды.
Программа включает два направления:
- экологическое;
- “исследовательская деятельность”.
Особенности экологического направления.
Особенность данного направления состоит в том, что в ней
- расширяется кругозор обучающихся;
- пополняются знания об окружающем мире;
во 2-3 классах
- раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;
- расширяются представления о природных связях Земли,
- выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни,
в 4 классе
- развиваются представления о человеке, как части природы, его назначении;
- раскрываются сущности происходящих экологических катаклизмов;
- акцентируется внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Связь с курсом “Мы и окружающий мир” под авторством Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова.
Во 2 классе:
блок тем “Понятие “экология” является пропедевтической аналогичной теме из курса “Мы и окружающий мир”; тема “Роль неживой природы в жизни живого” изучается параллельно теме “Взаимодействие сил природы”; блок тем “Многообразие флоры и фауны. Их охрана” изучается параллельно блоку тем “Живая природа”.
В 3 классе:
тематические блоки дополняют, углубляют изучение темы “Природные зоны” из курса “Мы и окружающий мир”, так как рассматривают более подробно составляющие природных зон: вода, климат, почвы, животный и растительный мир; расширяют представления о природных связях Земли.
В 4 классе:
Темы этого года тесно связаны с темами “Человек и мир, созданный им” и “Человек и природа” из курса “Мы и окружающий мир”.
Особенности направления “исследовательская деятельность”.
Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течение года делится на три части:
- тренинговые занятия,
- исследовательская практика,
- мониторинг.
В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.
Занимаясь исследовательской практикой, обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
В третьей части “Мониторинг” организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, семинары, конференции, диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Эта часть очень важна, т. к. ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
Учебно-тематическое планирование
№ п.п. | Темы занятий | Кол-во часов | Контроль за ЗУН | |||
теория | практика | всего | ||||
2 класс |
||||||
1 | Понятие “экология”. Понятие “исследование”. |
6 | - | 6 | дискуссия на тему “Почему детеныши животных любят играть”. | |
2 | Методы исследовательской деятельности. | 3 | 3 | 6 | “Осенняя” экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии “Самый наблюдательный”. | |
3 | Угроза исчезновения. | 3 | 2 | 5 | коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | |
4 | Роль неживой природы в жизни живого. | 7 | 3 | 10 | тренировочное занятие “Я – исследователь”. | |
5 | Многообразие флоры и фауны. Их охрана. | 4 | 3 | 7 | участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | |
3 класс | ||||||
1 | Экологические связи в живой природе. | 6 | 4 | 10 | мини-семинар “Защитные приспособления у растений и животных”. | |
2 | Вода. Охрана воды. | 4 | 3 | 7 | семинар “Как подготовиться к защите”. | |
3 | Почвы. Охрана почв. | 4 | 2 | 6 | конференция “В защиту экологического проекта”. | |
4 | Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”. | 3 | 1 | 4 | мозговой штурм “Способы охраны воздуха” | |
5 | Способы охраны природы. | 4 | 3 | 7 | защита исследовательских работ и творческих проектов | |
4 класс | ||||||
1 | Здоровье человека и окружающая среда. | 6 | 3 | 9 | тест “Здоровье человека и окружающая среда”. | |
2 | Влияние человека на окружающую среду. | на ос-нове защит исследова-тельских работ | 7 | защита исследовательских работ | ||
3 | Мини-курс “Я – юный исследователь”. | 6 | 4 | 10 | коллективная игра “Умею видеть проблемы”. |
|
4 | Природные катаклизмы. | 5 | 3 | 8 | защита исследовательских работ и творческих проектов |
Содержание учебной программы.
№Темы занятия | Содержание | Задачи темы | ||
экология | исследовательская деятельность | |||
2 класс | ||||
1 | Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии. | Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования? | 1,2 | |
2 | Распознавание встречающихся в
данной местности растений и животных. Простейшая
классификация экологических связей: - связи между живой и неживой природой; - связи внутри живой природы; - связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края. |
Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 1,2 | |
3 | Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. | Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | 1,2 | |
4 | Солнце как источник света и тепла
для живых организмов. Приспособление животных и
растений к различным условиям окружающей среды
(теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и
теневыносливые растения), к сезонным изменениям
климата. Понятие опад, его значение. Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги. |
Что такое парадоксы. Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования. |
1,2 | |
5 | Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. | 1,2 | |
3 класс | ||||
1 | Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.). | Наблюдения. Наиболее интересные
научные открытия, сделанные методом наблюдения.
Исследования с помощью новейших информационных
технологий. Интуиция и создание гипотез.
“Искусство делать сообщения”. “Определение проблемы и выбор темы собственного исследования”. |
1,2 | |
2 | Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. | Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение. Практическое занятие: “Проведение экспериментов”. “Искусство задавать вопросы и отвечать на них”. Семинар “Как подготовиться к защите”. | 1,2 | |
3 | Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв. | “Учимся оценивать идей, выделять главное и второстепенное”. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. конференция “В защиту экологического проекта”. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | 1,2 | |
4 | Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм “Способы охраны воздуха”. | Работа со схемами, таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 1,2 | |
5 | Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров, Астраханский и др.). | Защита исследовательских работ и творческих проектов. | 1,2 | |
4 класс | ||||
1 | “Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе”. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.) Тест “Здоровье человека и окружающая среда”. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 1,2 | |
2 | Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. | 1,2 | |
3 | На экологическом материале. | “Культура мышления”. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. “Как гипотеза превращается в теорию”. “Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания”. Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. Что значит выражение “уметь видеть проблемы” (коллективная игра). | 2 | |
4 | Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы. | Защита исследовательских работ и творческих проектов. | 1 |
Ключевые понятия:
Аналогия, ассоциация, гипотеза, интуиция, исследование, классификация, коллекция, научный прогноз, парадокс, понятие, предсказание, природный катаклизм, проблема, суждения, умозаключения, экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент.
К концу 4 класса учащиеся должны:
Направление курса | Знать | Уметь |
Экологическое | ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края | Владеть ключевыми понятиями; распознавать растения и животных родного края |
Исследовательское | ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ. | видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать пределения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения. |