Цели:
- Образовательные: Познакомить учащихся с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом. Раскрыть значение орнамента, познакомить с его особенностями.
- Развивающие: Развивать творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное.
- Воспитательные: Воспитать у детей любовь к искусству татарского народа, любовь к родному краю.
Зрительный ряд:
- Работы учащихся.
- Наглядное пособие «Разновидности орнамента».
- Изделия из бабушкиного сундука (костюм (калфак, кульмек, изю, камзол, ичиги или туфли), ювелирные изделия, вышивка, узорное ткачество и др.).
Музыкальный и звуковой ряд: татарские народные мелодии.
Видеоряд: презентация к уроку.
Оборудование:
- компьютер;
- видеопроектор;
- экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация.
- В какой республике мы живем?
- Люди, каких национальностей проживают в нашей республике?
- А как мы можем различить этих людей? (по одежде, языку общения, по узору и орнаменту на костюме).
Предлагаю по таблицам, на которых изображены люди разных национальностей в народных костюмах, определить национальность.
Итак, мы подошли к самому главному, к теме нашего урока. Запишите тему урока «Татарский национальный орнамент». По ходу моего объяснения, ваша задача заполнить таблицу. (Приложение 1)
3. Формирование новых знаний, умений и навыков.
- Чем отличается узор от орнамента?
- Вы видели узоры созданные природой?
- Назовите примеры узоров и орнаментов, созданных человеком?
Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.
Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».
С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел.
Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала.
Презентация.
- Известно, что в 15-16 вв было распространено украшение надгробий и различных сооружений орнаментом. (пример на экране - надгробные камни расположенные в Черной палате г. Булгар; Малый минарет - декоративная ниша).
- Богатство народного творчества (орнамента) особенно ярко проявилось в деревянном зодчестве и в резной орнаментации жилища. Сельское жилище татар 19 века отличалось по своей архитектуре, характеру орнаментации и полихромной раскраске от жилища соседних народов, (пример на экране – фотографии домов - примеры архитектурной резьбы по дереву).
- Вышивка. Из предметов быта и убранства вышивкой украшались концы полотенец, подзоры простынь и различных занавесей, молитвенные коврики (намазлыки), головные платки, скатерти, наволочки, покрывала для посуды, украшались вышитыми узорами также женские нагрудники, свадебные онучи, передники. Расшивалась и обувь – сапожки (ичиги), туфли, а также головные уборы – калфаки, калфачки, эрпэки (головные покрывала), тюбетейки. В женских платьях иногда расшивались оборки.
- Небольшое распространение в творчестве татарских мастериц имела техника аппликации тканью. В дошедших до нас бытовых изделиях – простынях с подзорами, головных уборах – узоры делались из разноцветных шелковых лент в виде различных бантиков, розеток, зигзагообразных или ромбических полос.
- Интересным видом творчества татар являлось домашнее производство узорных войлочных ковров (киез), настилавшихся на нары (сяке) и на пол. Материалом для них служила овечья шерсть белого, серого, изредка черного цвета. Техника аппликации узоров была различна. В одних случаях войлочные узоры нашивались цветными нитями на украшаемый войлочный фон, в других случаях – цветная шерсть вводилась в процессе валяния войлока. В этом случае шерстяные узоры накладывались в заранее намеченные места.
- Широко развитым в творчестве татар было производство кожаной узорной обуви. Кожа – один из древнейших и широко распространенных в быту материалов. Она шла на изготовление ичигов (мягких сапожек), сапог, туфель, галош, подушек. В настоящее время искусство кожаной мозаики сохранилось и существует в Арске.
- В творчестве татарских мастериц немалое место отводилось изготовлению узорных тканей. Из всех видов узорного ткачества большой самобытностью отличается техника тканья с закладными узорами. В этой технике, относящейся к паласной, узоры выкладываются разноцветными утками по заранее намеченному рисунку. К закладной технике узорного ткачества относится и производство безворсовых ковров с геометрическим узором (кэлэм). Широко была распространена в быту татарского народа бранная техника тканья (чуплэм). Бранными узорами украшались концы полотенец, скатерти, занавеси, салфетки.
- Глубоко самобытным и традиционным видом татарского народного искусства является производство ювелирных украшений.
- Интересную область народного творчества представляет искусство каллиграфии, находившее широкое применение в зарисовке шамаилей (настенные картины с изречениями из Корана).
Существует несколько разновидностей орнамента:
(на экране представлены разновидности орнаментов).
1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.
- Мотив волнообразного побега.
- Мотив трилистника.
- Мотив распустившейся гвоздики.
- Мотив тюльпана.
- Мотив георгин.
- Мотив пиона.
- Мотив хризантемы.
- Мотив шиповника.
- Мотив ромашки.
- Мотив фиалки.
- Мотив лотоса и другие.
- Изображение священного древа жизни.
2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.
- Изображения уточки.
- Изображения летучей мыши.
- Схематические изображения парных коней и седоков.
- Схематические изображения голов хищников – львов или тигров.
3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.
- Мотив волны.
- Мотив набегающей волны.
- Мотив жгута.
- Мотив спирали.
- Мотив веревочки, плетенки, меандра.
- Мотив, который условно назван фестончатообразным.
- Мотив скобы.
- Изображение звезд и луны и другие.
Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.
Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.
В орнаменте встречаются следующие композиции:
- Ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие.
- Геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.
- Сетчатая (ковровая).
- Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.
- Композиция в виде цветочного букета.
Цвет:
Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Для полотенец, свадебных одежд вышивка орнаментов производится на белой ткани. В остальных случаях выбор цвета ткани зависит от вкуса мастерицы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.
В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.
- Посмотрите, какие могут быть сочетания.
Работы учащихся. Фотографии. Изделия из бабушкиного сундука.
4. Закрепление пройденного материала.
Проверка заполнения таблицы.На экране заполненное приложение №1.
5. Практическая работа.
Задание: Составить узор в полосе и круге в технике аппликация.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей ПВА, альбом.
Демонстрация приемов построения орнамента (учитель поэтапно показывает выполнение различных видов орнамента из цветной бумаги):
- ритмическое повторение (ленточная композиция);
- зеркальное отражение;
- прием вращения (центрально-лучевая композиция);
- круговые орнаменты (центрально-лучевая композиция).
Самостоятельная работа учащихся:
- выполнить аппликацию.
Анализ общих ошибок.
6. Итоги урока.
- Провести экспресс выставку работ учащихся.
- Организовать выставку детских работ в «Уголке искусств» школы.
- Уборка рабочих мест.
7. Домашнее задание.
Придумай и сделай с друзьями поделки, которые можно украсить такими орнаментами–аппликациями.
Использованная литература:
- Фуад Валеев «Татарский народный орнамент» Казань, 2002.
- Нурзия Сергеева «Эбиемнен сандыгы» Казань, 1995.