Разработка урока на тему "Татарский национальный орнамент"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Образовательные: Познакомить учащихся с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом. Раскрыть значение орнамента, познакомить с его особенностями.
  • Развивающие: Развивать творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное.
  • Воспитательные: Воспитать у детей любовь к искусству татарского народа, любовь к родному краю.

Зрительный ряд:

  • Работы учащихся.
  • Наглядное пособие «Разновидности орнамента».
  • Изделия из бабушкиного сундука (костюм (калфак, кульмек, изю, камзол, ичиги или туфли), ювелирные изделия, вышивка, узорное ткачество и др.).

Музыкальный и звуковой ряд: татарские народные мелодии.

Видеоряд: презентация к уроку.

Оборудование:

  • компьютер;
  • видеопроектор;
  • экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

  • В какой республике мы живем?
  • Люди, каких национальностей проживают в нашей республике?
  • А как мы можем различить этих людей? (по одежде, языку общения, по узору и орнаменту на костюме).

Предлагаю по таблицам, на которых изображены люди разных национальностей в народных костюмах, определить национальность.

Итак, мы подошли к самому главному, к теме нашего урока. Запишите тему урока «Татарский национальный орнамент». По ходу моего объяснения, ваша задача заполнить таблицу. (Приложение 1)

3. Формирование новых знаний, умений и навыков.

  • Чем отличается узор от орнамента?
  • Вы видели узоры созданные природой?
  • Назовите примеры узоров и орнаментов, созданных человеком?

Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».

С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел.

Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала.

Презентация.

  1. Известно, что в 15-16 вв было распространено украшение надгробий и различных сооружений орнаментом. (пример на экране - надгробные камни расположенные в Черной палате г. Булгар; Малый минарет - декоративная ниша).
  2. Богатство народного творчества (орнамента) особенно ярко проявилось в деревянном зодчестве и в резной орнаментации жилища. Сельское жилище татар 19 века отличалось по своей архитектуре, характеру орнаментации и полихромной раскраске от жилища соседних народов, (пример на экране – фотографии домов - примеры архитектурной резьбы по дереву).
  3. Вышивка. Из предметов быта и убранства вышивкой украшались концы полотенец, подзоры простынь и различных занавесей, молитвенные коврики (намазлыки), головные платки, скатерти, наволочки, покрывала для посуды, украшались вышитыми узорами также женские нагрудники, свадебные онучи, передники. Расшивалась и обувь – сапожки (ичиги), туфли, а также головные уборы – калфаки, калфачки, эрпэки (головные покрывала), тюбетейки. В женских платьях иногда расшивались оборки.
  4. Небольшое распространение в творчестве татарских мастериц имела техника аппликации тканью. В дошедших до нас бытовых изделиях – простынях с подзорами, головных уборах – узоры делались из разноцветных шелковых лент в виде различных бантиков, розеток, зигзагообразных или ромбических полос.
  5. Интересным видом творчества татар являлось домашнее производство узорных войлочных ковров (киез), настилавшихся на нары (сяке) и на пол. Материалом для них служила овечья шерсть белого, серого, изредка черного цвета. Техника аппликации узоров была различна. В одних случаях войлочные узоры нашивались цветными нитями на украшаемый войлочный фон, в других случаях – цветная шерсть вводилась в процессе валяния войлока. В этом случае шерстяные узоры накладывались в заранее намеченные места.
  6. Широко развитым в творчестве татар было производство кожаной узорной обуви. Кожа – один из древнейших и широко распространенных в быту материалов. Она шла на изготовление ичигов (мягких сапожек), сапог, туфель, галош, подушек. В настоящее время искусство кожаной мозаики сохранилось и существует в Арске.
  7. В творчестве татарских мастериц немалое место отводилось изготовлению узорных тканей. Из всех видов узорного ткачества большой самобытностью отличается техника тканья с закладными узорами. В этой технике, относящейся к паласной, узоры выкладываются разноцветными утками по заранее намеченному рисунку. К закладной технике узорного ткачества относится и производство безворсовых ковров с геометрическим узором (кэлэм). Широко была распространена в быту татарского народа бранная техника тканья (чуплэм). Бранными узорами украшались концы полотенец, скатерти, занавеси, салфетки.
  8. Глубоко самобытным и традиционным видом татарского народного искусства является производство ювелирных украшений.
  9. Интересную область народного творчества представляет искусство каллиграфии, находившее широкое применение в зарисовке шамаилей (настенные картины с изречениями из Корана).

Существует несколько разновидностей орнамента:

(на экране представлены разновидности орнаментов).

1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.

  • Мотив волнообразного побега.
  • Мотив трилистника.
  • Мотив распустившейся гвоздики.
  • Мотив тюльпана.
  • Мотив георгин.
  • Мотив пиона.
  • Мотив хризантемы.
  • Мотив шиповника.
  • Мотив ромашки.
  • Мотив фиалки.
  • Мотив лотоса и другие.
  • Изображение священного древа жизни.

2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.

  • Изображения уточки.
  • Изображения летучей мыши.
  • Схематические изображения парных коней и седоков.
  • Схематические изображения голов хищников – львов или тигров.

3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.

  • Мотив волны.
  • Мотив набегающей волны.
  • Мотив жгута.
  • Мотив спирали.
  • Мотив веревочки, плетенки, меандра.
  • Мотив, который условно назван фестончатообразным.
  • Мотив скобы.
  • Изображение звезд и луны и другие.

Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.

Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.

В орнаменте встречаются следующие композиции:

  • Ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие.
  • Геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.
  • Сетчатая (ковровая).
  • Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.
  • Композиция в виде цветочного букета.

Цвет:

Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Для полотенец, свадебных одежд вышивка орнаментов производится на белой ткани. В остальных случаях выбор цвета ткани зависит от вкуса мастерицы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.

В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.

- Посмотрите, какие могут быть сочетания.

Работы учащихся. Фотографии. Изделия из бабушкиного сундука.

4. Закрепление пройденного материала.

Проверка заполнения таблицы.На экране заполненное приложение №1.

5. Практическая работа.

Задание: Составить узор в полосе и круге в технике аппликация.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей ПВА, альбом.

Демонстрация приемов построения орнамента (учитель поэтапно показывает выполнение различных видов орнамента из цветной бумаги):

  • ритмическое повторение (ленточная композиция);
  • зеркальное отражение;
  • прием вращения (центрально-лучевая композиция);
  • круговые орнаменты (центрально-лучевая композиция).

Самостоятельная работа учащихся:

  • выполнить аппликацию.

Анализ общих ошибок.

6. Итоги урока.

  • Провести экспресс выставку работ учащихся.
  • Организовать выставку детских работ в «Уголке искусств» школы.
  • Уборка рабочих мест.

7. Домашнее задание.

Придумай и сделай с друзьями поделки, которые можно украсить такими орнаментами–аппликациями.

Использованная литература:

  1. Фуад Валеев «Татарский народный орнамент» Казань, 2002.
  2. Нурзия Сергеева «Эбиемнен сандыгы» Казань, 1995.