Раннее обучение иностранным языкам детей четырёхлетнего возраста (обучающихся в детском саду) и детей шестилетнего возраста (обучающихся в первом классе) в нашей стране началось много лет назад, в 60-е годы, в рамках эксперимента, но неудачного и быстро свернувшегося. И затем вновь, 20 лет назад, в 1987–1988 учебном году, тоже в рамках эксперимента, но на этот раз имевшего положительные результаты. Целью эксперимента было проверить гипотезу о том, что включение раннего обучения иностранным языкам в систему непрерывного образования способствует гармоническому развитию личности ребёнка, развивает его общие и языковые способности, позволяет заложить более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Наблюдения за ходом эксперимента, результаты медико-физиологических и психолого-педагогических исследований, анализ анкет учителей, тестирование детей показало, что дети не устают от занятий иностранным языком; большинство ребят усваивают предлагаемый языковой материал, правильно реагируют на вопросы учителя (воспитателя), выполняют различные действия по его просьбе, рассказывают о себе, о своих игрушках, сказочных героях.
В настоящее время с каждым годом возрастает количество детских садов, желающих ввести раннее обучение иностранным языкам. А изучение иностранного языка в начальной школе стало обязательным с 2006 года. Однако осуществление этого процесса возможно при укомплектованности школы квалифицированными учительскими кадрами, прошедшими специальную подготовку по детской психологии, педагогике, методике обучения детей раннего возраста, ознакомившихся с программой обучения в начальной школе.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО) второго поколения (2002 года) предусматривает обучение специальности 050709 Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области иностранного языка в рамках 520 академических часов. Среди четырёх дисциплин дополнительной подготовки: иностранный язык, детская литература стран изучаемого языка, страноведение и методика обучения иностранным языкам в начальных классах.
За время действия ГОС СПО второго поколения из стен ОГОУ СПО “Татарское педагогическое училище” выпущено 15 учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка: выпуск 2005 года – 10 человек, выпуск 2006 года – 5 человек. Выпускники направляются на работу главным образом в сельские школы, совмещая педагогическую деятельность с получением высшего образования заочно. В настоящее время в нашем учебном заведении получают дополнительную подготовку в области иностранного языка ещё 16 студентов.
Положительный результат раннего обучения, вне всякого сомнения, зависит от профессионализма учителя. В соответствии с требованиями ГОС СПО по окончании курса обучения по учебной дисциплине “Методика обучения иностранному языку в начальных классах” выпускник должен знать основы теории обучения иностранным языкам, современные технологии обучения в нашей стране и за рубежом, средства обучения, кроме этого, выпускник должен уметь использовать современные технологии образовательной деятельности по иностранному языку.
В настоящей статье автору хочется поделиться опытом подготовки студентов к обучению английскому языку по действующим УМК (учебно-методическим комплектам) для начальной школы на практических занятиях по методике на школьном отделении ОГОУ СПО “Татарское педагогическое училище”.
Создание системы УМК по всем иностранным языкам явилось новым шагом вперед на пути более полного научно-методического обеспечения педагогической деятельности учителя. Современные учебные пособия представляют собой целые комплексы из 4–5 компонентов.
УМК призваны помочь учителю реализовать цели и задачи обучения иностранному языку в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и школьной программы с учетом объективных условий обучения данному предмету в школе.
Ошибочным было бы считать, что достаточно в профессиональной подготовке того, что студенты познакомятся с УМК на двух видах педагогической практики (практике пробных уроков и преддипломной практике) непосредственно в школе. Как преподаватель методики, понимаю и осознаю, что именно в мои обязанности входит научить студента правильно ориентироваться в УМК, чтобы в процессе активной практики на 4 и 5 курсах он был готов к рациональному использованию всех компонентов УМК в педагогическом процессе. Одна из причин возникающих трудностей по быстрому освоению УМК в том, что сами студенты не изучали иностранный язык в начальных классах и действующие УМК им абсолютно незнакомы.
Освоение учебно-методических комплексов студентами – далеко непростая задача, её решение требует большой целенаправленной и системной работы. Основными направлениями в этой работе выделяю следующие:
- изучение студентами школьных УМК в процессе непосредственной методической подготовки на лекционно-практических и практических занятиях;
- подбор материала в “Методическую копилку по английскому языку” на протяжении всех курсов обучения;
- научно-исследовательская работа студентов по методике обучения иностранному языку в начальных классах;
- планомерное развитие у студентов профессиональных речевых умений, необходимых будущему учителю для проведения уроков иностранного языка;
- тесная совместная работа преподавателя, ведущего методику, с учителями иностранного языка базовых школ.
Остановимся подробнее на каждом из этих направлений.
Освоение студентами действующих УМК происходит на протяжении трёх лет обучения на лекционно-практических и практических занятиях по методике.
Выбор учебников в настоящее время огромен, а их разнообразие может привести в состояние растерянности не только начинающего, но и достаточно опытного преподавателя иностранного языка, и особенно английского. Чтобы такого не произошло, вначале обзорно знакомлю студентов со всем многообразием учебников по английскому языку для начальной школы. Материалы для такого обзора собираются в тематическую папку в кабинете иностранного языка.
На мой взгляд, большой вред будущему учителю и школе в целом наносят те преподаватели, ведущие занятия по методике, которые при ознакомлении студентов с действующими УМК резко критикуют УМК и все неуспехи в преподавании иностранных языков пытаются объяснить их “некачественностью”.
Для того, чтобы студенты чётко представляли, чем отличаются грифы “допущено” и “рекомендовано”, рассматриваем вопрос о том, как учебник попадает в школу. Авторы (преподаватели вузов, учёные, учителя с большим стажем) направляют рукопись учебника в издательство, затем готовый макет учебника отправляют на экспертизу в федеральный экспертный совет, в составе которого также преподаватели вузов, учёные, учителя с большим стажем. Если учебник получает положительное заключение экспертов, то его дальнейший путь в министерство образования и науки, именно там учебнику присваивается гриф или отказывается в его присвоении. С грифом “допущено” учебник поступает в школу. А если учебник в течение трёх лет зарекомендовал себя в школах, то ему могут присвоить более престижный гриф “рекомендовано”.
Схема “Как учебник попадает в школу” имеется у каждого моего студента, к тому же они знают, что гриф учебнику присваивается на 5 лет.
В начале каждого учебного года студенты пополняют свою методическую копилку по английскому языку перечнем УМК по английскому языку для начальной школы, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на текущий учебный год. В числе УМК, рекомендованных к использованию в 2006–2007 учебном году, названы учебники Богородицкой В.Н. и Хрусталёвой Л.В. “Английский язык” для 2, 3, 4-х классов, Тер-Минасовой С.Г. и др. “Английский язык” для 2 класса, Никитенко З.Н. и др. “Английский язык” для 3 и 4-го класса, Верещагиной И.Н. и др. “Английский язык” для 2, 3, 4-х классов, Биболетовой М.З. и др. “Enjoy English-1”, “Enjoy English-2”.
Выбор учебника учителем зависит не только от объективных причин, таких, как качество, соответствие целям обучения и т.д., но и от ряда субъективных. Очень важно, чтобы учебник соответствовал характеру и склонностям учителя и учеников. Одни, например, обожают игровые формы работы, другим нравятся более академические приемы и методы. В сегодняшних условиях каждый может выбрать учебник по вкусу.
Учителя английского языка г.Татарска и Татарского района остановили свой выбор на УМК М.З. Биболетовой и др. “Enjoy English-1”, “Enjoy English-2” и на протяжении нескольких лет успешно работают по ним. Учебники этих авторов в новой редакции вошли в Федеральный перечень учебников на 2007–2008 учебный год и имеют гриф “Рекомендовано”.
Именно по УМК этих авторов и ведется тщательная подготовка студентов.
Татарского педагогического училища к обучению английскому языку в начальных классах. Для того, чтобы было возможно эффективно организовать работу с УМК, в книжном фонде кабинета иностранного языка имеются УМК этих авторов по одному экземпляру на каждого студента.
На первом лекционном занятии дается краткая общая характеристика нескольких УМК, перечисляются методические принципы построения каждого УМК, особенности организации обучения и структуры уроков. В качестве примера приведу характеристику УМК авторов М.З. Биболетовой и др.
Серия учебников английского языка для начальной школы “Enjoy English” авторов М.З. Биболетовой и других представляет собой курс английского языка для начального этапа общеобразовательной школы и с успехом используется в школах 2 модели.
Многие положения данного курса пересекаются с концепцией учебников И.Н.Верещагиной, что позволяет использовать его частично и в школах 3 модели.
Курс отличается системностью, преемственностью и фундаментальностью. Он состоит из книги для учителя, рабочей тетради, аудиокассет и сборника песен “Game Songs” с аудиокассетой (для первого года обучения).
Все компоненты неразрывно связаны между собой. Учебный материал в книге для учащегося (первый год обучения) распределен по циклам, но объединен единой сюжетной линией. В дальнейшем используется тематическая организация материала в серии уроков. В целом организация курса способствует плавному переходу от одной изучаемой темы к другой, выстраивает пройденный материал в логической последовательности.
Учебные материалы отличаются прекрасной полиграфией, в них много ярких красочных рисунков, схем, что является хорошей наглядной опорой для развития речи и создания необходимых речевых ситуаций.
В данной серии УМК предусмотрено качественное обучение всем видам речевой деятельности.
Обучение аудированию основано не только на восприятии на слух речи учителя и одноклассников, но и на понимание фабульных текстов. Большое значение в данном контексте играет использование Action-songs и Game-songs.Эти игры помогают формировать различные языковые, речевые, социокультурные навыки, а также способствуют физическому, эмоциональному и творческому развитию ребенка. В целом надо отметить, что в данном курсе сказочные сюжеты естественно переплетаются с совершенно реальными, что хорошо учитывает особенности данного возраста детей.
Обучение говорению направлено на формирование навыков монологического и диалогического общения с учетом разнообразия форм, таких, как описание, сообщение, рассказ, расспрос, интервью и т.д.
Обучение чтению начинается с формирования техники чтения и затем последовательно развивает различные технологии чтения, связанные с извлечением информации в различных объемах, в зависимости от поставленных речевых задач. Тексты для домашнего чтения позволяют ученикам овладевать приемами самостоятельной работы с текстом, включая умение пользоваться словарем.
Обучение письму ведется поэтапно от формирования графических, орфографических навыков к обучению различным формам записи и собственно письму. Учащиеся ориентированы на решение таких коммуникативных задач, как заполнение анкеты, подготовка и проведение интервью с последующим написанием заметки в газету и т.д.
В курсе уделяется большое внимание произносительной, лексической и грамматической сторонам речи. Использование рабочих тетрадей помогает сделать курс более эффективным в данном отношении. [3, c.52]
После вводной обзорной лекции проводятся лекционно-практические занятия, лекционная часть которых чаще всего бывает короче, чем практическая. Совершенно очевидно, что задачами лекционно-практических занятий по методике должны быть овладение современной методической теорией (которое должно происходить не в процессе традиционного “обговаривания”, а в процессе активной практической деятельности студентов) и формирование чётко отобранных профессионально значимых умений (которые необходимо и возможно сформировать в условиях практических занятий в педагогическом училище).
Практическая часть занятия отводится для выполнения студентами под руководством преподавателя заданий практического характера на материале УМК, по которым работают учителя английского языка базовых школ. Студентами тщательно изучаются рекомендации из книги для учителя по обучению различным видам речевой деятельности, разрабатываются и проводятся фрагменты уроков по обучению аудированию, чтению, говорению, письму.
При подготовке к семинарско-практическим занятиям студентам предлагаются такие вопросы для обсуждения:
1. Принципы построения учебников по английскому языку “Enjoy English-1” (для первого года обучения), “Enjoy English-2” (для второго и третьего года обучения).
2. Структура и содержание учебников по английскому языку “Enjoy English-1” (для первого года обучения), “Enjoy English-2” (для второго и третьего года обучения).
Среди заданий для самостоятельной работы есть и такие:
1. Вспомните дидактические и методические принципы обучения иностранным языкам и определите:
- в чём специфика реализации дидактических принципов в учебнике английского языка и других средствах обучения;
- как реализуются основные методические принципы (коммуникативности, функциональности, ситуативности и др.) в учебнике английского языка и других средствах обучения.
2. Проанализируйте учебник для первого года обучения: структура, объем и характер языкового материала, упражнения и т. д. [1, c.23]
В работе с УМК имеют место и учебно-исследовательские задания:
- Выберите один из учебников для начальной ступени обучения и продумайте, как бы вы познакомили с ним: а) коллег-учителей; б) учащихся; в) родителей учащихся. Подготовьтесь к презентации учебника в аудитории. [1, c. 23]
- Проанализируйте фонетические упражнения вводного курса (в любом учебнике для первого года обучения). Определите их методическую последовательность и сопоставьте её с предложенной схемой методической последовательности действий учителя на уроке по формированию и совершенствованию произносительных навыков у учащихся.
- Изучите задания, контролирующие навыки и умения монологической речи в учебнике для 2, 3, 4-го класса. Выпишите образцы, предназначенные для контроля монологической речи на уровне сверхфразового единства и текста.
- Проанализируйте задания для тестового контроля навыков и умений устной и письменной речи в учебниках английского языка для 2, 3, 4-го классов. Определите, насколько они адекватны поставленным целям.
Результаты учебно-исследовательской и практической деятельности студентов приводятся в практической части курсовой и выпускной квалификационной работы. Лучшие работы представляются не только на студенческих научно-практических конференциях, но и на заседаниях районного методического объединения учителей. Так, например, получили высокую оценку у практикующих учителей английского языка выступления Акентьевой Евгении по теме “ Роль песенно-поэтического материала при обучении английскому языку в контексте диалога культур” и Синевич Ольги по теме “ Внеклассная работа как способ развития интереса учащихся к изучению иностранного языка”. Синевич Ольга награждена дипломом второй степени на областной студенческой научно-практической конференции.
Четвёртое, и последнее, направление в описываемой системе работы – творческое сотрудничество преподавателя-методиста с учителями иностранного языка базовых школ. Оно проявляется в том, что на конкретных примерах учебной и воспитательной деятельности учителей базовой школы преподаватель-методист показывает студентам пути и способы практической реализации основных теоретических положений, усвоенных при изучении курса методики, с учетом конкретных условий класса, типа школы и совместно с учителем организует деятельность студентов по овладению основами педагогического мастерства.
Именно на практических занятиях в школьном кабинете иностранного языка опытные учителя иностранного языка показывают студентам, как в зависимости от конкретных условий в классе можно и нужно творчески работать по действующим УМК, не нарушая заложенную в них систему.
В этой связи возникает вопрос: как совместить в деятельности учителя репродуктивное и творческое начало? В чём источники и предпосылки творчества для учителя, когда за него уже спланированы и представлены в книге для учителя почти все предстоящие уроки?
Творческое освоение учебных комплексов предполагает системный подход к решению учебно-воспитательных задач, при котором примерные планы уроков книги для учителя следует рассматривать как ориентировочную основу для проектировочной и конструктивно-планирующей деятельности учителя по реализации, заложенной в них системы обучения.
Уже на протяжении 5 лет тесно сотрудничает с педагогическим училищем учитель английского языка I КК базовой школы № 4 г. Татарска Н. М. Гусева. Школьный учитель не только помогает методисту учить студентов, но и сам учится в процессе этой работы. Н.М.Гусева проверяет преимущества тех или иных методов и приемов, форм и средств обучения не только в своей работе, но и в деятельности студентов-практикантов, которыми она руководит вместе со мной, путём сопоставления и анализа полученных результатов. Одним из примеров творческого сотрудничества можно назвать проведение недели иностранного языка в базовой школе при непосредственном участии студентов 4 и 5 курса. Студенты так отозвались о посещенных мероприятиях “ …теперь я имею представление о том, как организовать детей на предстоящую работу и сделать так, чтобы дети не отвлекались на протяжении всего мероприятия. Учитель очень интересен и энергичен, что тоже очень важно”, “…мероприятие оказало огромное педагогическое воздействие: у детей воспитывались такие качества личности как ответственность за товарищей в группе, аккуратность, быстрота, ловкость, развивалось чувство интереса к изучаемому языку и иноязычной культуре”.
На качестве обучения, несомненно, сказывается и умелое использование
последнего, но очень интересного компонента УМК – сборника песен “Game – Songs” (“Пой и играй”) с аудиокассетой. Разучивание песен из сборника происходит в течение всего периода обучения в процессе подготовки внеклассных мероприятий на языке, проводимых студентами в базовой школе один раз в семестр. Из 44 песенок, предлагаемых в сборнике, мы отбираем те, которые как нельзя лучше подходят к тематике проводимого мероприятия. Разучиванию песен с детьми предшествует неоднократное исполнение их самими студентами во время перерывов между занятиями. Так, например, песня из этого сборника “Walking through the Jungle” (№ 18) исполнялась в начале игры КВН “Зов джунглей” между третьими классами. Исполнение песен “Mistletoe” (№ 35) и “On Christmas Day” (№ 42) полюбилось на ежегодных рождественских представлениях, проводимых на английском языке.
Таким образом, рассмотрев вопросы, связанные с ранним изучением иностранного языка и методической подготовкой студентов к процессу обучения английскому языку в начальных классах, прихожу к следующим выводам:
- Положительный результат раннего обучения зависит от профессионализма учителя.
- Отсутствие или неумелое использование какого-либо одного компонента УМК может отрицательно отразиться на качестве обучения.
- Именно в обязанности преподавателей методики входит научить студента правильно ориентироваться в УМК и подготовить его к рациональному использованию всех компонентов УМК в педагогическом процессе во время активной практики на 4 и 5 курсе.
- В период освоения нового для студентов УМК наибольшую профессиональную значимость приобретают такие методические умения как исследовательские, проектировочные, конструктивно-планирующие.
- Только тщательное разъяснение на практических занятиях системы, заложенной в УМК, показ возможных направлений творчества внутри этой системы обеспечат студентам возможность осознанно включиться в педагогический процесс и успешно его осуществлять в процессе самостоятельной работы по окончании учебного заведения.
Литература
- Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М., Будько А.Ф., Чепик И.В. Практический курс методики преподавания иностранных языков. – Минск: ТетраСистемс, 2005.
- Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Совершенствование методической подготовки учителей иностранных языков в свете новых задач школы // Иностранные языки в школе. – 1984. № 3. С. 14–19.
- Полат Е.С., Горбунькова Т.Ф., Грачёва Н.П., Петров А.Е., Соловова Е.С. Кабинет иностранного языка. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
- Саломатов К.И. О некоторых формах творческого сотрудничества вуза и школы по освоению новых учебных комплексов по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1983. № 1. С. 62–68.