Цель урока: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.
Задачи:
Средства: опрос, практические упражнения, игровые ситуации, беседа.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Длительность мероприятия: до 90 минут.
Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы, магнитофон, диски с музыкальным сопровождением.
Демонстрационный:
Стенд 1 – “Психологические подсказки”.
Стенд 2 – опрос всех участников мероприятия “оцените свое умение общаться”.
Раздаточный материал:
Цветные карандаши, маркеры, ручки, доска с магнитами, стулья по количеству участников, бумага.
Предварительная работа:
Всем участникам предлагается подойти к стенду и “оценить свое умение общаться”. Для этого к листочкам с обозначенными коммуникативными способностями “способность управлять своим поведением в разных, в том числе конфликтных ситуациях”, “способность преподнести свои положительные качества”, “способность принять другого человека таким, какой он есть”, “способность публично выступать” каждый участник прикрепляет 1–2 фишки. Это будет означать, что данные способности в педагоге хорошо развиты.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются в полукруг.
Знакомство-приветствие
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые педагоги! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Перед началом занятия каждый из вас на бейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так.
Игра “Имя +”
Ход: Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ.
Педагог-психолог: Каждому из вас перед началом семинара-практикума было предложено оценить свои способности в общении. Предлагаю подвести результаты.
Участники отметили специальным знаком только те способности (не больше 2-х), которые на их взгляд очень хорошо развиты. Подсчитывается количество фишек, выбирается наиболее развитая способность, по мнению группы.
Педагог-психолог: Данные экспресс - диагностики показывают, что наиболее развита “способность…(продолжить фразу)”. А также наибольшую трудность вызывает “способность…(продолжить фразу)”, только … (количество фишек) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара-практикума в связи с тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть - чему еще поучиться.
Раскрытие понятия “эффективное общение”
Педагог-психолог: Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Проблемный вопрос: что такое ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ? Что вкладывается вы это понятие? Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание.
Самостоятельная работа
На обдумывание дается 1–2 минуты. Участники записывают основные мысли на листочках.
На доске вывешивается ватман со словами ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Участники делятся своим восприятием данного понятия, высказывая свое мнение, листочки наклеиваются на ватман, получается СБОРНОЕ понятие.
Педагог-психолог: Действительно, ЭФФЕКТИВНОСТЬ общения зависит от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде.
Педагог-психолог: Готовясь к мероприятию, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам в небольших группах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих. Делиться на группы предлагаю по цвету ваших бейджиков.
Упражнение “Цитаты” (деление по цвету бейджиков)
Ход: Предложить педагогам разделиться на группы по цвету бейджиков. Для каждой группы предлагается лист с цитатой. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней.
- “Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение”.
- “Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего”.
- “Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать”.
- “Настраивайтесь на человека, а не на сообщение”.
- “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам”.
- “Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо”.
После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии.
Педагог-психолог: Предлагаю далее рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.
Методы эффективного общения
Педагог-психолог:
- Умение слушать и слышать
Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.
Эффективность общения зависит от правильной постановки вопроса.
Вопросы
Открытые призваны помочь ребенку |
Закрытые лишь подразумевают ответы |
Далее участникам предлагается потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего мотивацию ребенка к продолжению своего рассказа. Ведущий зачитывает закрытый вопрос, участники “делают” его открытым.
Варианты вопросов:
- У тебя сегодня был хороший день?
- Ты сегодня плохо вел себя в детском саду?
- Ты не хочешь поесть?
Педагог-психолог:
- Умение быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы
Вопрос: Каким образом эта способность помогает нам устанавливать эффективное общение? (Ответы участников).
Упражнение “Деление группы на подгруппы по определенному признаку”
Ход: Один из участников выходит за дверь, находится там какое-то время. Мы тем временем разделимся на группы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Группы располагаются в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Игра повторяется вновь с тем же основным участником, но группа делится по другому признаку.
Педагог-психолог: В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Если человек не принимает их, то он рискует оказаться отвергнутым группой. Чтобы не оказаться отвергнутым, необходимо уметь быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы, к их взаимоотношениям.
Педагог-психолог:
- Самопрезентация
- умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть “подать себя” в выгодном свете. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых - мы точно осознаем, какое впечатление производим. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя.
Упражнение “Визитная карточка” (деление по цвету бейджиков)
Ход: Группа участников оформляет свою визитную карточку на тему “Речь педагога”. В ней отражено общее мнение о речи педагога, как факторе развития речи детей. (На визитной карточке должна быть нарисована эмблема, характеризующая данную тему, которую можно дополнить высказываниями, словами, за исключением своих имен). Время на выполнение задания – 10 минут.
Затем группы представляют свои визитки. Для облегчения процесса самопрезентации педагог-психолог предлагает план-схему рассказа.
Анализ проделанной работы осуществляется через ответы на вопрос:
- Что изображено на вашей визитной карточке?
- Сложно ли было придти к единому решению?
- Каким образом определился человек для представления итога групповой работы?
Подведение итогов
Педагог-психолог: Процесс общения – очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Сегодня на семинаре-практикуме вы познакомились с основными методами эффективного общения. Но совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно. А значит тема коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах, поэтому наша встреча сегодня начинает ряд мероприятий, посвященных данной теме.
Итоговая рефлексия
Заключительная игра “Солнышко”
Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.
Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.