Задачи:
- Развивать способность понимать настроение участника.
- Развивать воображение.
- Познакомить с понятиями “мимика”, “жест”, “пантомима”.
- Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жеста, пантомимы.
- создание благоприятной атмосферы для дружественных взаимоотношений.
Словарная работа: характер, жест, мимика, пантомима.
Музыкальный репертуар:
- Песня “Алабама джем” муз. и сл. Р.Эмчина.
- Песня “Улыбка” муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
- Песня “Не дразните собак” муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
- Песня “Чунга-Чанга” муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Вход. Звучит фонограмма песни “Алабама джем” муз. Р.Эмчина. Дети входят за ведущим ребенком. Вход усложнен перестроением с изменением движения: змейкой, по кругу, ходьба по диагонали. По окончании музыки садятся на стулья.
Игра “Здравствуйте!”
Цель: Настроить участников на дружеский лад.
Ход: Водящий ребенок пропевает ласково имя адресата и бросает ему мяч. И так дальше по кругу, по цепочке.
Ведущий: Мы с вами оказались на сцене? А как называются люди, которые выступают на сцене?
Дети: Людей, которые выступают на сцене, называют артистами.
Ведущий: Как вы думаете, просто ли стать артистом? Что для этого нужно?
Ответы детей: перечисляют навыки и умения, необходимые артисту (умение превращаться, перевоплощаться в героев с помощью движений, интонаций).
Ведущий: Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика, пантомима. Об этом мы сегодня и поговорим.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Жест – характерное движение, совершаемое руками, телом. Как вы думаете, что означает жест “вытянутая вперед рука с указательным пальцем”?
Какие жесты вы знаете? (Беседа с детьми о жестах.)
Дети: Этот жест означает указание направления.
Предлагаю вам выполнить упражнение “Что бы это значило?”.
Цель: закрепить определение жеста.
Ход: педагог предлагает детям жест, дети объясняют его значение.
Ведущий: Жест – это отдельное движение головой, либо руками, либо телом. Поупражняемся и мы с вами выразить слова из песен жестами.
Упражнение “Пойми меня”
Ход: Дети встают парами, лицом друг к другу.
Изображают ключевое слово героев песни жестами.
Ведущий: Мимика – выражение чувств через движения частей лица. Предлагаю вам только движением частей лица: лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки, проч. Выполнить следующее упражнение.
Упражнения “Представьте себе”
Цель: закрепить определение мимики.
Ход:
- “У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое”.
- Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!
Дети и педагог ведут сравнительный анализ выполненных упражнений и дают друг другу качественную оценку.
Ведущий: Вы справились с этим заданием. А теперь предлагаю выполнить задание, в которой мимикой нужно передать содержание песни.
Игра “Передавалки”
Ход: Руководитель играет небольшой
отрывок песни, а дети мимикой изображают ее
содержание и передают соответствующее выражение
лица по кругу.
Песня “Улыбка” В. Шаинского (веселье,
радость, удовольствие).
Ведущий: Вот сколько чувств можно передать мимикой, перечислим их еще раз.
Дети выкладывают на доске мимические пиктограммы чувств, закрепляют названия состояний.
Ведущий: Как интересно получается! Есть варианты исполнения. Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима (без слов происходит действие-изображение). Попробуем?
Игра “Пантомима”
(дети делятся на две группы: одна – зрители,
вторая – актеры).
Ход: Ведущий читает отрывок из стихотворения В.Суслова “Шепот и шорох”. Дети-актеры имитируют движения по тексту:
Ведущий: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?
Ребенок:
Шебуршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат,
Дружно шишку шелушат.
Дети имитируют движения мышей: ползают, шуршат, “шелушат” воображаемую шишку.
Ведущий:
Тише, шорох, не дыши!
Слышишь, стихли камыши? Слышишь?
Ребенок:
Слышу…
По болоту вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут, ищут лягушат.
Дети важно ходят по группе, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек.
Ведущий: Слышишь?
Ребенок:
Слышу…
Две букашки спать устроились в ромашке.
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
Дети ищут воображаемую ромашку и “укладываются спать”.
Ведущий: “Звинь-звинь-звинь” – а это шмель полетел с ели на ель.
Дети имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель.
Игра-пантомима “Черепаха” К.И. Чуковского
Ход: Дети делятся на группы (по 3-4 человека) – 2 лягушки и черепаха. Постараться, чтобы все дети сыграли.
Ведущий:
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко,
“Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги”.
На камни лягушки кладут узелок
“Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок”.
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил,
А они закричали от страха:
“Да ведь это же черепаха!”
Ведущий-руководитель и дети высказывают свои суждения о проведенных играх.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Ребята, скажите сейчас, с чем мы сегодня познакомились, какая игра вам наиболее понравилась.
Ответы детей:
Ведущий: Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем жестом, после пантомимой. Прощание под фонограмму песни “Алабама джем” муз. Р.Эмчина.
Дети выходят из зала.
Литература:
- Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2006.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: Изд. “Школьная пресса”, 2003.