Задачи:
- Уточнить полученные знания детей о прочитанных произведениях Валентина Берестова.
- Формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко и выразительно, слушать собеседника.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
- Формировать эстетическое отношение к героям художественных произведений Валентина Берестова.
- Развивать пространственное мышление и творчество у детей, а также при создании и реализации замысла.
Активизация словаря:
Наименование приемов, техник рисования, введение понятий “бархатистое”, “честное гусеничное слово”, “скользкий”, “холодят”, “мохнатый стебелек”.
Методы и приемы:
- Наглядные – демонстрация картин, показ образца.
- Практический – творческое упражнение.
- Наглядно-практический – моделирование.
- Игровые – письмо.
- Словесные – обобщающая итоговая беседа, чтение художественных произведений, вопросы к детям, педагогическая оценка.
Предварительная работа.
- Знакомство с биографией, творчеством В. Берестова.
- Выставка книг из домашней библиотеки “Книги Берестова в нашей семье”.
- Чтение рассказов В. Берестова.
- Заучивание стихотворений В. Берестова.
- Рисование “Мое любимое произведение Валентина Берестова”.
- Лепка “Любимый герой”.
- Изготовление книжек-малышек “Картинки в лужах”, “Веселое лето”.
- Составление книги детских отзывов по произведениям В. Берестова.
- Организация выставки детских работ “И в 10 лет, и в семь, …”
Материалы:
- Альбомные листы.
- Гуашь.
- Кисточки.
- Салфетки.
- Смятая бумага.
- Жесткая кисть.
- Листочки.
- Ластики-печатки.
- Пробки, чайные ложки (кляксография).
- Иллюстрации к произведениям (гусеница, бабочка, веточка, хворостина, мать-и-мачеха).
- Портрет Валентина Берестова.
- Конверт, письмо.
- 2 мольберта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Оно не подписано. Как вы думаете, кто мог его отправить? (Ответы детей)
Воспитатель: давайте откроем письмо и узнаем, кто нам его написал (распечатывает конверт, на титульном листе – портрет Незнайки).
Читает Письмо: “Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка из Солнечного города. Я слышал от своих друзей, что вы любознательные, много читаете, знакомы с творчеством разных писателей и поэтов, сами пишете рассказы, иллюстрируете книги. И я решил нарисовать картинки к рассказу известного писателя, но не знаю, как лучше это сделать. Я забыл, как зовут этого известного человека. Поэтому я обращаюсь к вам с просьбой, помогите мне, пожалуйста. Посылаю вам свою книгу, портрет писателя, жду от вас ответа, иллюстраций к моим любимым рассказам”. (Педагог достает из конверта книгу Незнайки и портрет писателя.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет, который прислал Незнайка. Вы узнали этого писателя? (Помещает на доску в центр)
Дети: Да, это Валентин Берестов.
Воспитатель: Правильно. Валентин Берестов написал стихотворения, рассказы, сказки.
Предлагаю вам отправиться в путешествие по книге, присланной Незнайкой, с произведениями В. Берестова. Вы готовы?
Дети: Да, готовы.
2. Основная часть.
Воспитатель: Прослушайте отрывок из первого рассказа В. Берестова из книги Незнайки: “Это яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они”. О каком цветке говорится в рассказе Валентина Берестова?
Дети: О мать-и-мачехе. У нее листочки с изнанки мягкие бархатистые, потрешь об щеку, станет тепло, как с мамой. Зато снаружи листья – твердые, скользкие и холодят.
Воспитатель: Вы правильно определили произведение “Мать-и-мачеха”. (Вывешивается изображение мать-и-мачехи)
Воспитатель: Послушайте внимательно другой отрывок. “Засохла ты, – прошелестели ветки-соседи. – Хоть бы ветер тебя побыстрее сломал или человек срубил, а то ты все дерево портишь. – Ничего, ответила ветка, – скоро и я зазеленею”. Из какого рассказа этот отрывок?
Дети: “Хворостина”.
Воспитатель: Правильно. И этот рассказ вам хорошо знаком. (Вывешивается изображение хворостины)
Воспитатель: А что такое – хворостина? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что нам скажет наш помощник СЛОВАРЬ. (В словаре Ожегова воспитатель ищет слово, зачитывает его значение.) Что же произошло с хворостиной в конце рассказа?
Дети: Хворостина весной зазеленела.
Воспитатель: Послушайте внимательно еще один отрывок. “Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в нее не посмотреться. – До чего же я хороша! – радовалась гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. – Жаль, никто, никто этого не замечает”. Как называется этот рассказ?
Дети: “Честное-гусеничное”.
Воспитатель: Смогла ли гусеница сдержать свое честное слово? Почему, не смогла? (Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в гусениц. Выходите на нашу полянку. Слышите, птицы поют, ручеек журчит…
Физминутка “Гусеница и бабочка”
Дети садятся на стулья полукругом
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы превратимся в художников, будем иллюстрировать любимые произведения Незнайки: “Хворостина”, “Мать-и-мачеха”, “Честное гусеничное”. Свои рисунки потом ему отправим по почте. В конверте еще что-то лежит. (Смотрит). Это бумага для рисования. Выбирайте себе каждый по листочку. (Обратить внимание детей, что в уголках нарисованы значки, которые обозначают технику, в которой ребенок будет рисовать). Далее педагог обговаривает с каждым его способ рисования, какие материалы ему для этого нужны.
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.
Дети походят к столам, готовят себе место для работы.
Подготовка к работе (различные нетрадиционные техники):
- Гусеница – оттиск пробкой;
- Бабочка – монотипия;
- Хворостина – оттиск печатками из ластика, отпечатки листьями;
- Мать-и-мачеха – тычкование мятой бумагой, оттиск смятой бумагой, кляксография.
Работа за столами. Звучит музыкальное сопровождение. Самостоятельная работа. Помощь педагога.
Пальчиковая гимнастика “Мои пальчики”
3. Заключительная часть.
Воспитатель организует анализ работ: дети подходят к каждому месту, рассматривают работы друг друга, высказываются, какие работы им больше понравились.
Воспитатель: Мы сегодня с вами путешествовали по рассказам Валентина Берестова. Послушайте стихотворение этого автора “Альбом для рисования”.
И в десять лет, и в семь, и в пять,
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки,
Все нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле