Программа воспитания на 2006–2010 учебные года разработана на основании:
- “Основных направлений воспитательной работы в системе образования Алтайского края”.
- Программы развития воспитания в системе образования Кытмановского района.
- Программы развития воспитания в системе образования МОУ “Семёно-Красиловская средняя общеобразовательная школа”.
Пояснительная записка
Пытаясь ответить на вопрос: “Что такое воспитание?”, отмечу, что в педагогике существует несколько разных определений этой категории, но нет общепризнанного.
Среди многообразия понятий воспитания рассмотрю несколько его определений.
Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ “Об образовании”).
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И. Новикова и др.).
Воспитание – это целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно – нравственное становление. (социальный стандарт РФ “Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования”)
Воспитание:
- В широком социальном смысле – это воздействие общества и социальной среды на человека в целом, т.е. фактически отождествляется понятие воспитания с социализацией.
- В широком педагогическом смысле – это целенаправленное воздействие на ребенка воспитательными институтами общества.
- В узком педагогическом смысле – это взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования у детей определенных нравственно- эстетических качеств.
- В еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач в ходе воспитательной работы.
Таким образом, можно выделить общие признаки в определении воспитания:
- Целенаправленность воздействий на воспитанника.
- Социальная направленность этих воздействий.
- Создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений.
- Освоение человеком комплекса социальных ролей.
Сегодняшнее состояние России обращает нас к забытым аксиомам отечественной традиции, согласно которой “образование без воспитания есть ложное и опасное”, ибо “не формирует человека, а разнуздывает и портит его”. Никогда еще педагоги не оказывались в такой ситуации, когда среда с рекламой пива, водки, фильмами насилия и ужасов, равнодушными или агрессивными родителями, буквально сводит на нет их усилия по воспитанию. Что же делать? Не сдаваться! В каждом возрасте человека есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему, полному человеку. Только дети отличаются полным доверием ко всему, что им говорят и обещают, они открытая книга.
У каждого народа имеется своя, сложившаяся в течение веков воспитательная система. Она охватывает все стороны подготовки ребенка к будущей жизни, передает от старшего поколения младшему все самое лучшее и дает прекрасные результаты в нравственном становлении личности. Нормы народной морали учат доброте, уважению, патриотизму. Душа ребенка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для воспитателя. Нужно сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребенок получит импульс тепла и участия. А для этого нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным особенностям учащихся реальная жизнь, с разнообразными видами деятельности, имеющими познавательно – мировоззренческую направленность. Чтобы каждый воспитанник мог найти себе дело по душе, ощутил чувство успеха, уверенности в себе, без него невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
Народная мудрость гласит “Учись доброму, так худое на ум не пойдет”. Поэтому программа “Добру откроется мир” ставит своей целью формирование начал духовно – нравственной личности.
Требования к разносторонней личности учащихся, предполагающей развитие всех ее основных направлений, не исключает некоторого вычленения, основных направлений. Этими направлениями являются:
- “Дорога к себе”.
- “Я - часть природы, живу по законам природы.
Программа состоит из разделов и реализуется в течении 4 лет.
В чем же отличие данной программы от широко известных воспитательных программ? В том, что она имеет более “узкую специализацию”, т.е. предназначена лишь для одного класса школы, а конкретно, для моего 3-го класса.
Ее особенность – “дойти до каждого”.
Оригинального в моей программе, право, нет ничего, кроме того, что все задуманное я решила претворить в жизнь (и претворяю!) только на демократической основе. Соблюдение субординации при обращении с детьми, безусловно, но все же: быть с ними на равных.
Нет в жизни ничего дороже, выше, умнее человеческой жизни, сокровенного “я” человека, его индивидуального счастья. Но самой природой человек предназначен для жизни в обществе, среди людей, т.е. запрограммирован на добро, мир и согласие.
Воспитывать – значит учить человека относиться к людям по-человечески, по правде. Нам кажется, что ничего значительного не происходит, но процесс воспитания идет – мы учим добиваться своих целей определенными душевными движениями.
Добиваюсь своего, увлекая, шутя, с выдумкой – учу тому же своих подопечных. Иди те же на выручку слова несерьезных, неделовых людей: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, справедливость, нравственность, долг и др.
Итогом воспитательной деятельности является воспитание деятельной личности с самостоятельной инициативой, критическим отношением к окружающему, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному, честную, отзывчивую на все доброе и хорошее. Отказаться от принципа классовости, идеологизированности в воспитании и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими.
В “Войне и мир” Кутузов говорит Андрею Болконскому: “Взять крепость нетрудно, трудно компанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время… А ведь нет сильнее тех двух воинов – терпение и время, те все сделают”.
Без этих понятий нам не справиться с детьми.
Ведущим методом для реализации данной программы являются личный пример, а также методы убеждения и самовоспитания.
Выбирая формы работы, отдаю предпочтение таким, в которых ребята смогут проявить себя, реализовать свое “я”.
Программа – это не шаблон, а дети – не роботы. Нельзя сказать, что все дети как один станут хорошими, добрыми, но программа помогает сглаживать в питомцах дурные качества и развивать их хорошие стороны. Наука и жизнь доказывают, что недостаточно внимательное отношение к возрасту детства отражается избирательно на всей жизни человечества.
Цели и задачи воспитательной работы.
Цель: Формирование начал духовно-нравственной личности.
Задачи:
- Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к окружающему миру.
- Создать атмосферу радости и доброжелательного сосуществования старших и младших.
- Учить школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам.
- Развивать эмоциональную сферу учащихся, научить управлять отрицательными эмоциями, научить прощать людей.
- Формировать у учащихся культуру общения, помочь в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах.
- Привлекать культурно-образовательную среду, родителей к воспитанию личности.
Направления воспитания.
Основные
- “Дорога к себе” (духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание).
- “Я – часть природы, живу по законам природы” (экологическое воспитание).
Сопутствующие
- “Дорога в большой мир” (учение).
- “Дорога в мир культуры” (художественно-эстетическое воспитание).
- “Дорога к собственному здоровью” (воспитание культуры здоровья: физического, психологического и нравственного).
- “Дорога в мир семьи” (семейное воспитание).
Принципы жизнедеятельности класса.
- Индивидуальность.
- Право ребенка быть тем, чем он есть, т.е. право ребенка быть личностью:
Я - это я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Я – это замечательно.
- Целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система).
- Конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели).
- Научность (в основе – научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов).
- Разнообразие содержания, форм и методов.
- Целостность образовательной и воспитательной программ.
- Единство педагогического руководства, классного руководителя и активности учащихся.
- Реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни.
- Связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее.
- Гибкость плана воспитательной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. “Дорога к себе”.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Стремиться выйти в среду общения детей, понять положение каждого в ней.
- Научиться корректировать отношения между взрослыми и детьми.
- Помочь детям в обретении культуры общения, культуры поведения (воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям, проявления внимания к больным, престарелым; заботливого и внимательного отношения к родителям; стремления выступать в защиту тех, кто добивается справедливости; любви ко всему живому; понимание необходимости соблюдать порядок и дисциплину дома, в школе и в общественных местах; понимание ответственности за свои поступки перед товарищами, родителями, учителем.
- Помочь детям в обретении знаний основных правил вежливого поведения, культуры речи; умений пользоваться словами вежливости, стремлений говорить просто и правильно, умений быть опрятным и аккуратным, скромным и предупредительным; умений следить за своей походкой, осанкой, жестами, мимикой; стремление самостоятельно выполнять правила культурного поведения дома, в школе, в общественных местах.
- Помочь учащимся понять необходимость воздерживаться от плохих поступков, капризов, лени, упрямства; стремление быть решительным и настойчивым в достижении личных, коллективных целей; ответственное отношение к своим словам и обещаниям; умение признавать свои ошибки и преодолевать их.
- Помогать учащимся устанавливать товарищеские, доброжелательные отношения со сверстниками другого пола в различных видах деятельности и общении; правильно понимать дружбу между мальчиком и девочкой; дать начальные представления о нравственном идеале советской семьи.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Участие в общешкольных делах и в работе вне школы:
- дружба со старшими и младшими школьниками;
- участие в общешкольных мероприятиях (праздниках, походах, вечерах);
- постижение общечеловеческих ценностей (жизнь, мама, Родина, семья, природа) на уроках и во внеурочное время;
- встречи с интересными людьми;
- организация различных акций милосердия, благотворительных концертов;
- турпоходы.
- Индивидуальная работа на основе личностно – ориентированного подхода:
- изучение ребят: их взаимоотношения, проблемы в общении;
- изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение ребенка в семье;
- проведение тестирования и социометрии, выявляющих взаимоотношения ребят в классе, “лидеров” и “героев” класса, индивидуальные черты характера ребенка, его проблемы в общении;
- создание условий для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми родителями;
- предоставление возможностей для самоутверждения ребенка в коллективе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:
- формирование у детей коммуникативной культуры, создание благоприятного климата в классе, семье;
- организация походов, огоньков, вечеров отдыха, направленных на развитие речи, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
- проведение практикумов по этикету с целью обучения детей адекватному стилю и тону общения, правилам и культуре поведения в обществе:
- использование тренингов по общению;
- проведение бесед и дискуссий по общению
2. “Я часть природы, живу по законам природы”.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Выработать умение и привычку соблюдать правила поведения в природе; не загрязнять окружающую среду.
- Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным; природным богатствам.
- Воспитание нетерпимого отношения к жестокому обращению с птицами, насекомыми, растениями.
- Привить интерес к природным явлениям.
- Дать начальные представления о влиянии человека на природу и разумное ее использование.
НАПРАВЛЕНИЯ:
- Постижение общечеловеческих ценностей (природа, любовь, забота, бережное отношение, охрана).
- Участие в общешкольных мероприятиях на экологическую тему (праздниках, походах, вечерах).
- Проведение в классе мероприятий на экологическую тематику.
- Организация различных акций по охране природы, участие в этих акциях, движениях.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Проведение экологических операций.
- Озеленение класса, территории школы, села.
- Встречи с природой (экскурсии).
- Участие детей в краевом экологическом движении.
- Работа кружка ЮДП (“юные друзья природы”.
- Проведение экологических акций.
- Викторины, конкурсы, игры.
3. “Дорога в большой мир”.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Формировать познавательные интересы школьников.
- Расширять кругозор во внеурочное время.
- Оказывать помощь ученику, имеющему проблемы в знаниях.
- Изучение индивидуальных особенностей ученика.
- Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.
НАПРАВЛЕНИЯ:
- Изучение работы учащихся на уроке, наблюдение за ними.
- Выявление учебных возможностей и затруднений ученика:
- особенности мышления, его самостоятельность, способность выделять главное;
- умение рационально планировать свою учебную деятельность;
- отношение к учению;
- интересы, склонности;
- осознание необходимости учебной деятельности;
- работоспособность;
- уровень ЗУН;
- мотивы необходимые для улучшения качества обучения.
- Выявление причин отставания в учёбе:
- состояние здоровья;
- отсутствие бытовых условий;
- проблемы в знаниях;
- недостатки преподавания;
- отсутствие интереса к предмету;
- неразрывность определённых учебных навыков;
- отсутствие внимания, воли;
- особенности мышления.
- Организация консультативной помощи по предметам нуждающимся в ней ученикам.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Проведение познавательных бесед и игр (заочные путешествия, викторины).
- Проведение диспутов, помогающих развивать диалогичное мышление, выдвигать необычные гипотезы.
- Обучение диалогу на уроке, что способствует подготовке детей к творческому труду.
4.“Дорога в мир культуры”.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Создать зону отдыха для восстановления физических и духовных сил.
- Развитие способностей и интересов.
- Свободное общение со значимыми людьми.
- понимание красоты окружающей действительности, природы;
- эмоциональное понимание содержания произведений искусства;
- эмоциональное отношение к различным видам зрелищ (теле- и кинофильмам, концертам);
- развитие наклонностей к художественному творчеству (рисование, лепка, музыка и т.д.), творческой фантазии и образного видения;
- стремление соблюдать элементарные навыки этического поведения, опрятный внешний вид;
- нетерпимость к некрасивым поступкам, неряшливости во внешнем облике.
НАПРАВЛЕНИЯ:
- изучение потребностей ребят, их интересов;
- выявление интереса детей к занятиям в тех или иных секциях и кружках;
- стремление узнать какая помощь нужна детям.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- тестирование;
- беседы с родителями, с товарищами, с самим учеником;
- экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы;
- участие в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников);
- участие в народных праздниках, поисковой работе.
5. “Дорога к собственному здоровью”.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Помочь ребёнку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
- Научить восстанавливать умственную работоспособность, преодолевать утомление с помощью физминуток.
- Помочь детям овладеть методами релаксации.
- Стремиться к соблюдению обучающимися правил личной и общественной гигиены.
- Формировать представления о значении занятий физкультурой для развития человека; понимания необходимости укрепления здоровья; понимание важности соблюдения режима дня, развития основных двигательных качеств, интереса к занятиям физкультурой; прогулкам в природу, коллективным играм.
НАПРАВЛЕНИЯ:
- Знакомство и изучение семьи, выявление наследственных и хронических заболеваний ребёнка.
- Изучение здоровья ребёнка с помощью медицинских карт.
- Изучение психического состояния ребёнка его характера.
- Разработка физических упражнений для физминуток; подвижных игр на свежем воздухе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- Проведение бесед о режиме, самоорганизации детей, проведение на уроках и переменках физминуток.
- Проведение бесед о личной и общественной гигиене; стремление к соблюдению её каждым воспитанником.
- Ведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение социальных и физиологических последствий наркомании.
- Обучение способам доврачебной помощи при несчастных случаях и травмах.
- Организация и проведение спортивных соревнований, походов, подвижных игр в классе и на свежем воздухе, спортивных семейных праздников.
6. “Дорога в мир семьи”.
(работа с родителями)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Воспитывая ученика, влиять на воспитательный потенциал семьи.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
- Активизировать роль родителей в жизни класса.
- Повысить ответственность за воспитание своих детей.
- Защита интересов и прав ребёнка в так называемых трудных семьях.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
- Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
- Диагностика.
- Коррекционная работа.
- Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.
- Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Групповые:
- родительские собрания (текущие, тематические, итоговые);
- конференции (обмен опытом по воспитанию детей или обмен мнением по определённой проблеме);
- родительские университеты.
Индивидуальные:
- посещение ребёнка на дому;
- индивидуальные консультации (по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя);
- дни творчества детей и родителей;
- открытые уроки и мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы класса и школы.
“Дорога в мир семьи”
2006–2007 учебный год (1 класс)
Родительское собрание “Как подготовить ребёнка к школе” (практические советы родителям будущих первоклассников).
Выбор родительского комитета класса.
Заседание клуба выходного дня. Поход на природу “Если вместе, если дружно”.
Собрание-круглый стол “Трудности адаптации первоклассников в школе”
Собрание (обмен мнениями) “Телевизор в жизни семьи и первоклассника”.
Семинар – практикум “Режим дня в жизни школьника”.
Игровой тренинг “Игра и игрушка в жизни младшего школьника”.
Форум “Неразлучные друзья – родители и дети”.
2007–2008 учебный год (2 класс)
Собрание-праздник “Снова вместе!”
Педагогический тренинг “Первые уроки школьной отметки”.
Беседа “Причины и последствия детской агрессии”.
Собрание (обмен мнениями) “Поощрения и наказания детей в семье”.
Круглый стол “Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка”.
Родительский лекторий “Что надо знать о леворукости ребёнка”.
2008–2009 учебный год (3 класс)
Беседа “Семейные традиции и способность ребёнка трудиться”.
Обучающий тренинг “Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка”.
Дискуссия “Мой ребёнок становится трудным…”
Час общения детей и родителей “Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека”.
Собрание (лекция) “Роль самооценки в формировании личности”.
Беседа “Ошибки семейного воспитания”.
2009–2010 учебный год (4 класс)
Практикум “Воспитание ненасилием в семье”.
Собрание “Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей”.
Обучающий тренинг “Развитие творческих способностей детей”.
Час сердечного общения (дети и родители рядом) “О родных и близких людях с любовью”.
Дискуссия “Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей”.
Праздник “Школе мы не говорим: “Прощай!”, мы говорим: “До новой встречи!”
7. План-сетка воспитательной работы
Список литературы
Русакова Т.В. Моя педагогическая концепция // Классный руководитель 2000. № 4. С. 56.
Павлова О.А. Тематические классные часы в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.
Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. Волгоград: Учитель, 2007 г.
Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.
Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.
Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2005 г.
Дераклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006 г.
Нечаев Н.П. Управление воспитательным процессом в классе. Москва: “5 за знания”, 2006 г.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего гражданина. М.: Педагогика, 1990 г.
Мудрость воспитания / под. ред. Б.М. Бим-Бад. Москва: Педагогика, 1989 г.
Шевченко, С.В. Классные часы 1–11-е классы. Волгоград: Учитель, 2005 г.