Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.

Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.

Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.

Этот метод я использую недавно, но эта работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно, формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.

Преимущество проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.

При создании проектов тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, работниками предприятия. В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.

В своей работе придерживаюсь следующих требований:

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
  2. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
  3. Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
  4. Работа по проекту является исследовательской.
  5. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Как же я работаю над проектами?

Работу делю на несколько этапов.

1. Подготовка.

а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;

б) делим учащихся на группы.

2. Планирование.

а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию;

б) определяем способы представления результатов;

в) распределяем обязанности в группах.

3. Исследование.

а) формулируем проблему;

б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;

в) выбираем методы исследования.

4. Результаты и выводы

а) анализируем информацию и формулируем выводы.

5. Представление или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании, перед общественностью).

6. Оценка результатов и процесса

а) организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.

Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например: “Село Никольское: наше прошлое и настоящее”.

2008 год – год Семьи. Праздника такого нет в календаре. Но для всех нас он важный в жизни и в судьбе. Без семьи мы просто не смогли бы жить, радоваться миру, учиться, творить.

Эта тема близка каждому, и поэтому мы решили создать проект: “Семья – как маленькая Вселенная”.

Приложение <Рисунок 1>.

“Семья – в куче не страшна и туча”. Эта пословица стала девизом проекта.

Ребята поставили перед собой цель, узнать какова роль семьи в жизни человека.

Задачи:

  1. Проследить значение семьи для человека.
  2. Изучить тему семьи в народном творчестве.
  3. Оформить полученный материал для использования на классных часах и родительских собраниях.

Выдвинули гипотезу: “Согласье да лад, в семье клад”.

Дети разделились на группы.

Они нашли значение слова, пословицы и поговорки о семье.

Семья – небольшая группа людей, в которой главные члены состоят в браке, являются друг другу родственниками по крови или по документам. Члены семьи ведут общее хозяйство, делят между собой обязанности, вместе проводят свободное время, родители воспитывают и растят детей. Члены семьи любят и уважают друг друга.

Пословицы о семье.

Семья вместе, так и душа на месте.

В семье и каша гуще.

Согласную семью и горе не берёт.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет.

Вместе тошно, а врозь скучно.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья в куче – не страшна и туч

На свете всё сыщешь, кроме отца с матерью

Составили викторину с вопросами.

1. Семья носит одну …

2. Мамина мама, папина мама?

3. Папин папа, мамин папа?

4. Он есть в домах почти у всех, он маленький, но умный, он нам покажет всё про всех, хотя бывает шумный?

5. Назовите четвероногих членов семьи.

6. Какое чувство объединяет членов семьи?

7. Любимая игра всех девочек.

8. Какой болезнью может заболеть вся семья?

9. Маленький, в доме живёт, Кузькой зовут?

10. Каким эффективным средством пользуются дети, чтобы добиться у родителей желаемого?

Нарисовали древо и герб семьи.

Приложение <Рисунки 2, 3, 4>.

Провели социологический опрос, “Какие семейные праздники отмечают в вашей семье?”.

Узнали, что это:

  • Дни рождения членов семьи.
  • Свадьбы.
  • Проводы в Армию.
  • День бракосочетания родителей.
  • Новый год.
  • Марта.
  • Пасха.

Составили ребус.

Знаете ли вы, какой праздник в народе называют семейным? Расшифруйте название этого праздника. Для этого из каждой строки выпишите только те буквы, которые не повторяются в этой строке.

НИОВИЫИЙ

ТААГОТДА

Написали сочинения и приготовили рисунки по теме “Знакомьтесь, моя семья”

Приложение <Рисунки 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15>.

Сочинение Андрея К.

Так получилось, что мои родители расстались. Я стал жить с бабушкой.

Моя бабушка – удивительный человек. Она никогда не унывает. А какие чудесные пироги печёт она! Когда она дома на душе светло и радостно, хочется сделать что-то особенное, чтобы бабушка обязательно похвалила. Бабушка - самый родной и близкий мне человек. Она прочитала мне много интересных книжек, из которых я узнал о жизни людей. Вместе с бабушкой мы учим стихи, она во всём мне помогает.

Мне хочется, чтобы моя бабушка жила на Земле вечно!

Результатом проекта явился собранный материал, который помог при проведении классного часа и родительского собрания.

Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.

Сейчас уже видны пусть и небольшие, но результаты этой работы. Дети стали активно участвовать в художественной самодеятельности, в благоустройстве своего села и школы, принимают активное участие в кружке НОУ “Малышок”, становятся дружными и сплочёнными.

Приложение <Рисунок 16>.

Работать, используя метод проекта, интересно. Ценно то, что знания и умения добываются в результате собственного труда.

В каждом деле есть свои изюминки, только надо увидеть их и раскрыть. Верить, что главное дело получится. От такой работы надо просто получать удовольствие!

Литература

  1. О.В. Брыкова, Т.В. Громова “Проектная деятельность в учебном процессе”. М., 2006.
  2. Л.В. Мищенкова “25 развивающих занятий с четвероклассниками” Ярославль. Академия развития 2007.
  3. М.Б. Романовская “Метод проектов в образовательном процессе”. М., 2007.