Цель урока: рассмотреть виды синиц и расширить кругозор учащихся.
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Повторение изученного.
- Изучение нового материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Подведение итогов урока.
Задачи:
Образовательные: формирование умения программировать устное высказывание; развитие понимания смысла слов.
Коррекционно-развивающие: коррекция памяти на основе упражнений в опосредованном запоминании.
Воспитательные воспитание эмоциональной адекватности поведения.
Оборудование: карточки с изображением разных птиц, компьютеры, конверты с разрезными картинками птиц, карточки с предложениями, картина с изображением птиц у кормушки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Упражнение в запоминании
Учитель: Посмотрите и запомните птиц, изображенных на картинках: дятел, снегирь, сорока, воробей, ласточка.
Картинки пронумерованы: № 1, 2, 3, 4, 5, (приложение 1).
Затем учитель просит назвать птиц, изображенных на картинках; назвать цифры, которыми были пронумерованы картинки; назвать картинку под № 4, под № 3 и т.д. Кто правильно называет, тот садится на своё место.
В случае неправильного ответа картинки демонстрируются еще раз.
- Назовите лишнюю птицу. Почему? (Ласточка, она не зимующая птица)
Картины с изображением птиц в конце работы вывешиваются на доске.
2. Повторение изученного ранее.
а) Лексические упражнения (устная работа всем классом).
- Подберите слова-действия к нашим героям: летать, прилетать, отлетать, подлетать, клевать, чирикать, скакать...
- Найдите пару словам: соедини стрелочками на доске. Выполняет отдельный ученик (самостоятельно).
Синица — труженица;
Дятел - доктор;
Снегирь - красногрудый;
Воробей - серый.
б) Детей разделить на 2 группы:
1 группа. Выполнение теста о птицах на компьютере. (Индивидуально каждый учащийся). Приложение 2
2 группа. Разгадайте кроссворд о птицах. Приложение 3. Учащиеся разгадывают на компьютере кроссворды вместе с учителем.
3. Изучение нового материала.
а) Вводная беседа “Синицы”.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми видами птиц. Догадайтесь о какой птице идёт речь.
Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все. Что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, но голова черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.
- Что это за птицы? (Cиницы)
На доску вывешивается картина с изображением синицы. (Рисунок 1)
б) Рассказ учителя с демонстрацией презентации о синицах. Приложение 4
У нас живут синицы нескольких видов, но из всего синичьего племени самая известная — большая синица. Еще задолго до того, как увидишь синицу, ты услышишь ее немудреную звонкую песенку. А вот и она сама быстро перепрыгивает с ветки на ветку, перепархивает с дерева на дерево. У нее очень деловой вид. И неудивительно: у нее прекрасный аппетит, а еще надо и детишек накормить. Дважды в лето выводит синица птенцов. Вот почему ни минуты она не бывает спокойна. До двух тысяч веток успевает осмотреть большая синица за свой “рабочий день”. А за время выкармливания птенцов пара синиц может охранять фруктовый сад в сорок деревьев!
Синицы-лазоревки похожи на больших синиц, только меньше их. Вместо темно-синих перышек, имеющихся у больших синиц, у лазоревок — нежно-голубые, лазоревые. Они еще подвижнее, чем большие синицы. Выискивая насекомых, они повисают то вниз головой, то усаживаются как-то боком.
Такие же вертлявые, подвижные и синички-московки. Не думайте, что московки живут только в Москве или Московской области. Их можно встретить и очень далеко от столицы. И всюду они заняты с утра до позднего вечера, всюду делают свое доброе дело — поедают вредных насекомых.
Усатая синица Житель тростниковых зарослей юга нашей страны. Общительная птица. В одиночку они, как правило, долго не живут. Они мало боятся человека, а способность их переносить зимние морозы напрямую зависит от количества птиц, ибо ночуют они, тесно прижавшись и тем самым согревая друг друга.
Хохлатую синицу тоже легко узнать: она похожа на своих сестер, но у нее еще есть и остренький хохолок. А вот длиннохвостая синица сильно отличается от них. Издали ее можно принять за хвостатый шарик: клюв очень маленький, голова втянута, а хвост гораздо длиннее самой птички. Но в ее поведении много общего с другими синицами. А главное, она так же полезна, как и другие синицы.
Физминутка.
Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели и их все лучи согрели. Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. А потом все дружно встали, великанами мы стали.
4. Закрепление.
а) Постановка проблемы:
- У меня картинки “разлетелись” на части, их надо сложить. (Синичка хохлатая, синичка-лазоревка, большая синичка, длиннохвостая синица.)
Ученикам даются конверты с “осколочными” картинками, на которых изображены разные виды синичек. Приложение 5
б) Упражнения в точном отборе слов. На доску вывешивается картина с изображением синиц на кормушке.
- Посмотрите на картинку “Синицы на кормушке” и подберите любые слова, подходящие по смыслу: синицы, клюют, подлетела, отлетела, села, шишки, крошки хлеба... и т.д.
- Подберите слова-признаки, описывающие внешность и характер синиц: небольшая, серо-голубая, синяя грудка, труженица, вертлявая, подвижная, веселая...
в) Образуйте слова-действия от слова “лететь”: подлетела, залетела, отлетела, прилетела...
Составьте с ними предложения и подумайте, как изменяется смысл текста в зависимости от одного слова.
- Покажите на картинке то, о чем я говорю: “Синичка прилетела. Синичка отлетела. Синичка залетела”.
г) Составление повествовательного рассказа “Спасенная синичка”.
Учитель дает карточки с предложениями:
Наступила морозная зима.
Снег засыпал деревья и кусты.
Бедные синички вылетели из леса и полетели... .
В парке висели... .
Дети насыпали... .
Синички подлетели и стали... .
Склевав весь корм, они... .
На следующий день... .
5. Итог.
Заключительное слово педагога:
- Вы составили рассказ, который показал, какие заботливые дети в этом классе, как трогательно они относятся к птицам. Знают, как им помочь.
Кто готов помочь зимующим птицам ?
Список использованной литературы
- Большая советская энциклопедия (30 томов на трёх CD): Текст, иллюстрации. 2002. Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”. Разработка, дизайн 2002 ЗАО “Гластен”.
- 1000 весёлых загадок для детей. М.: ООО “издательство АСТ”, 2000. 384 с.
- Худенко Е.Д., Терехова И.А. знакомство с окружающим миром6 Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3-й класс. М.: АРКТИ, 2004. 152 с.: ил.