Информационные технологии на уроках ознакомления с окружающим миром

Разделы: Начальная школа


Цель урока: рассмотреть виды синиц и расширить кругозор учащихся.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Повторение изученного.
  3. Изучение нового материала.
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Контроль и самопроверка знаний.
  6. Подведение итогов урока.

Задачи:

Образовательные: формирование умения программировать устное высказывание; развитие понимания смысла слов.

Коррекционно-развивающие: коррекция памяти на основе упражнений в опосредованном запоминании.

Воспитательные воспитание эмоциональной адекватности поведения.

Оборудование: карточки с изображением разных птиц, компьютеры, конверты с разрезными картинками птиц, карточки с предложениями, картина с изображением птиц у кормушки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Упражнение в запоминании

Учитель: Посмотрите и запомните птиц, изображенных на картинках: дятел, снегирь, сорока, воробей, ласточка.

Картинки пронумерованы: № 1, 2, 3, 4, 5, (приложение 1).

Затем учитель просит назвать птиц, изображенных на картинках; назвать цифры, которыми были пронумерованы картинки; назвать картинку под № 4, под № 3 и т.д. Кто правильно называет, тот садится на своё место.

В случае неправильного ответа картинки демонстрируются еще раз.

- Назовите лишнюю птицу. Почему? (Ласточка, она не зимующая птица)

Картины с изображением птиц в конце работы вывешиваются на доске.

2. Повторение изученного ранее.

а) Лексические упражнения (устная работа всем классом).

- Подберите слова-действия к нашим героям: летать, прилетать, отлетать, подлетать, клевать, чирикать, скакать...

- Найдите пару словам: соедини стрелочками на доске. Выполняет отдельный ученик (самостоятельно).

Синица — труженица;

Дятел - доктор;

Снегирь - красногрудый;

Воробей - серый.

б) Детей разделить на 2 группы:

1 группа. Выполнение теста о птицах на компьютере. (Индивидуально каждый учащийся). Приложение 2

2 группа. Разгадайте кроссворд о птицах. Приложение 3. Учащиеся разгадывают на компьютере кроссворды вместе с учителем.

3. Изучение нового материала.

а) Вводная беседа “Синицы”.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми видами птиц. Догадайтесь о какой птице идёт речь.

Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все. Что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, но голова черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.

- Что это за птицы? (Cиницы)

На доску вывешивается картина с изображением синицы. (Рисунок 1)

б) Рассказ учителя с демонстрацией презентации о синицах. Приложение 4

У нас живут синицы нескольких видов, но из всего синичьего племени самая известная — большая синица. Еще задолго до того, как увидишь синицу, ты услышишь ее немудреную звонкую песенку. А вот и она сама быстро перепрыгивает с ветки на ветку, перепархивает с дерева на дерево. У нее очень деловой вид. И неудивительно: у нее прекрасный аппетит, а еще надо и детишек накормить. Дважды в лето выводит синица птенцов. Вот почему ни минуты она не бывает спокойна. До двух тысяч веток успевает осмотреть большая синица за свой “рабочий день”. А за время выкармливания птенцов пара синиц может охранять фруктовый сад в сорок деревьев!

Синицы-лазоревки похожи на больших синиц, только меньше их. Вместо темно-синих перышек, имеющихся у больших синиц, у лазоревок — нежно-голубые, лазоревые. Они еще подвижнее, чем большие синицы. Выискивая насекомых, они повисают то вниз головой, то усаживаются как-то боком.

Такие же вертлявые, подвижные и синички-московки. Не думайте, что московки живут только в Москве или Московской области. Их можно встретить и очень далеко от столицы. И всюду они заняты с утра до позднего вечера, всюду делают свое доброе дело — поедают вредных насекомых.

Усатая синица Житель тростниковых зарослей юга нашей страны. Общительная птица. В одиночку они, как правило, долго не живут. Они мало боятся человека, а способность их переносить зимние морозы напрямую зависит от количества птиц, ибо ночуют они, тесно прижавшись и тем самым согревая друг друга.

Хохлатую синицу тоже легко узнать: она похожа на своих сестер, но у нее еще есть и остренький хохолок. А вот длиннохвостая синица сильно отличается от них. Издали ее можно принять за хвостатый шарик: клюв очень маленький, голова втянута, а хвост гораздо длиннее самой птички. Но в ее поведении много общего с другими синицами. А главное, она так же полезна, как и другие синицы.

Физминутка.

Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели и их все лучи согрели. Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. А потом все дружно встали, великанами мы стали.

4. Закрепление.

а) Постановка проблемы:

- У меня картинки “разлетелись” на части, их надо сложить. (Синичка хохлатая, синичка-лазоревка, большая синичка, длиннохвостая синица.)

Ученикам даются конверты с “осколочными” картинками, на которых изображены разные виды синичек. Приложение 5

б) Упражнения в точном отборе слов. На доску вывешивается картина с изображением синиц на кормушке.

- Посмотрите на картинку “Синицы на кормушке” и подберите любые слова, подходящие по смыслу: синицы, клюют, подлетела, отлетела, села, шишки, крошки хлеба... и т.д.

- Подберите слова-признаки, описывающие внешность и характер синиц: небольшая, серо-голубая, синяя грудка, труженица, вертлявая, подвижная, веселая...

в) Образуйте слова-действия от слова “лететь”: подлетела, залетела, отлетела, прилетела...

Составьте с ними предложения и подумайте, как изменяется смысл текста в зависимости от одного слова.

- Покажите на картинке то, о чем я говорю: “Синичка прилетела. Синичка отлетела. Синичка залетела”.

г) Составление повествовательного рассказа “Спасенная синичка”.

Учитель дает карточки с предложениями:

Наступила морозная зима.

Снег засыпал деревья и кусты.

Бедные синички вылетели из леса и полетели... .

В парке висели... .

Дети насыпали... .

Синички подлетели и стали... .

Склевав весь корм, они... .

На следующий день... .

5. Итог.

Заключительное слово педагога:

- Вы составили рассказ, который показал, какие заботливые дети в этом классе, как трогательно они относятся к птицам. Знают, как им помочь.

Кто готов помочь зимующим птицам ?

Список использованной литературы

  1. Большая советская энциклопедия (30 томов на трёх CD): Текст, иллюстрации. 2002. Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”. Разработка, дизайн 2002 ЗАО “Гластен”.
  2. 1000 весёлых загадок для детей. М.: ООО “издательство АСТ”, 2000. 384 с.
  3. Худенко Е.Д., Терехова И.А. знакомство с окружающим миром6 Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3-й класс. М.: АРКТИ, 2004. 152 с.: ил.