Важнейшими задачами начальной школы являются следующие: знакомство с особенностями текста, в том числе – текста повествовательного характера; формирование на основе полученных знаний умения создавать текст – повествование; освоение детьми различных жанров сочинений. При этом наиболее интересным для самих детей является текст в жанре сказки.
Изучение методической литературы, учебных программ, методических пособий показало, что это обстоятельство в работе школы не учитывается. Между тем, изучая художественный мир сказки, дети знакомятся с истоками литературного творчества, своеобразной азбукой литературного искусства. Это способствует приобщению детей к культуре нашего народа, воспитания любви к живому, образному, точному слову, а так же формированию умения составлять текст повествовательного характера.
В практике современной начальной школы и сегодня обнаруживаются серьезные недостатки: учащиеся не умеют построить текст, не знают особенностей различных типов текстов. При обучении созданию высказываний (устных или письменных) в практике обычно не учитывается ряд обстоятельств. Так, как правило, учитель не заботится о том, чтобы у ребенка возникла потребность вступить в общение. Ученик создает высказывание, потому что таково задание учителя; собственно коммуникативного мотива у ученика нет. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) – обычно он “просто” пишет сочинение или “просто” отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике “просто” высказываний не создают. Таким образом, обнаруживается проблема: как преодолеть недостатки современной начальной школы в вопросе обучения детей созданию повествовательного текста в жанре сказки?
В настоящее время в школах России действуют две программы для четырехлетней начальной школы: традиционная (классическая) и развивающая.
В начальный курс русского языка включен материал, во-первых, способствующий формированию прочных речевых и орфографических умений и навыков младших школьников и, во-вторых, органически связанный с содержанием систематического курса русского языка в средней школе.
Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.
В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7 – 10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.
В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данной единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.
Однако в программных установках имеются противоречия. С одной стороны, признается значение изучения темы “Текст”. С другой стороны, практическое знакомство с понятием “текст” вводится только в IV классе. Тем самым, нарушается логическая последовательность работы с текстом.
Сопоставительный анализ программ и учебников по русскому языку Т.Г. Рамзаевой; Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой; А.В. Поляковой и Н.В. Нечаевой; “Детской риторики” Т.А. Ладыженской и др. программы показал, что дидактический материал учебников располагает определенными возможностями для формирования правильной речевой деятельности учащихся. Однако этих возможностей явно недостаточно.
Анализ программ и учеников приводит к следующим выводам:
1. Творчески работающий учитель должен отыскивать дополнительные резервы повышения эффективности формирования умений создания текста в жанре сказки.
2. При разработке содержания необходимо использовать наиболее ценные, продуктивные идеи различных программ. В качестве базовых будут использованы программы Т.А. Ладыженской “Детская риторика” и программа кружка “Сочини сказку” (автор Л.Е. Тумина).
Именно эти программы, по нашему мнению, в большей мере способствуют формированию текстовых умений и создают благоприятные условия для освоения жанра сказки.
С целью выявления эффективности традиционного подхода, к решению задач формирования текстовых умений нами была также поставлена дополнительная задача: выявление умения создавать сказку.
Для решения этой задачи была избрана форма письменного сочинения. Объясним наш выбор. Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.
Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют и “технические” задачи: орфографические и каллиграфические, делят текст на абзацы, соблюдают красную строку, поля и другие требования оформления текста.
В связи с этим мы разработали специальную программу: “Обучение детей составлению и написанию повествовательного текста в жанре сказки”. В программе названы основные понятия из области теории текста и понятия, отражающие специфику жанра сказки. В программе представлены умения, которые следует формировать в рамках каждого понятия. В программе также указаны уроки, посвященные формированию соответствующих понятий и умений.
Приведем комментарий к данной программе. В данной программе не включены понятия сказка и волшебная сказка, т.к. учащиеся хорошо знакомы с данными понятиями из курса литературного чтения. Так же следует заметить: включены понятия: заголовок к тексту, опорные слова, последовательность изложения событий, языковые средства, редактирование.
В соответствии с данной программой были разработаны конкретные уроки. Конспекты этих уроков указаны в Приложении 1.
Работы детей оцениваются по следующим критериям:
1 критерий – умение создавать текст;
2 критерий – умение озаглавливать текст (выделять тему и основную мысль текста);
3 критерий – умение создавать текст типа повествование;
4 критерий – соблюдение последовательности изложения событий;
5 критерий – соблюдение структуры текста;
6 критерий – соблюдение жанровых особенностей сказки:
а) наличие начала соответствующего сказке;
б) наличие конца соответствующего сказке;
в) наличие чудес, волшебства, событий невозможных в реальной жизни.
Для проведения проверки умений учащихся создавать повествовательный текст в жанре сказки рекомендуем использовать таблицу:
№ п/п | Ф.И. испытуемых. Критерии |
Умение создавать текст |
Умение озаглавливать текст. Тема. Основная мысль |
Умение создавать текст типа повествование |
Соблюдение последовательности изложения событий |
Соблюдение структуры текста |
Жанровые особенности сказки |
|
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
Итого: | чел. – % | чел. – % | чел. – % | чел. – % | чел. – % | чел. – % | чел. – % |
Также мы сочли необходимым разработать систему исправления и предупреждения ошибок речи (на основе их классификации).
Система работы складывается из следующих элементов:
1) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;
2) классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15–20 – минутных фрагментах уроков анализа проведенных сочинений, с целью подготовки учащихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определенного типа;
3) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;
4) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допускаемыми учениками;
5) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
6) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем, указания на то, как данная грамматическая тема может послужить основой для предупреждения ошибок;
7) специальное обучение школьников самопроверке и самостоятельному совершенствованию (“редактированию”) собственного сочинения.
Система исправления и предупреждения речевых ошибок неотделима от всей речевой работы с учащимися.
Предлагаемое обучение способствует развитию умения у детей создавать текст – повествование в жанре сказки. Следовательно, для того, чтобы повысить уровень эффективности при обучении детей по созданию текста – повествования в жанре сказки, учитель может смело использовать предлагаемую методику.