Урок русского языка по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи:

  1. Обобщить знания о корне слова.
  2. Совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.
  3. Способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
  4. Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
  5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через использование физкультминуток, упражнений на релаксацию, гимнастику для глаз и дыхательную гимнастику.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, карточки-тексты с определениями корня и заданиями, цветные круги (гимнастика для глаз), листы А4 для работы в группах.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.

Вот звонок сигнал нам дал,
Для работы час настал.
Тихо падает снежок,
Начинается урок.

2. Тема, задачи.

Итак, тема нашего урока: Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова. Приложение 1. Слайд 2.

Как вы думаете, какие знания будем обобщать и какие умения тренировать?

Познакомимся с вопросами для обсуждения, которые будут служить нам планом работы в первой части урока.

Слайд 3.

Вспоминаем, обсуждаем:

Что такое корень слова, роль корня в слове, как выделить корень в слове?

3. Работа по теме.

Что такое корень? (Первый вопрос для обсуждения)

Слово корень – многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова. Слайд 4.

На разных досках развешаны карточки-определения корня из словаря. Прочитайте.

Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.

Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)

А ещё в словаре говорится, что корень – это основная значимая часть слова.

Как по-другому можно сказать о корне слова? Вывод: это главная часть слова. Слайд 5. Упражнение для активизации всех систем организма: растирание пальцев рук и ушных раковин.

Роль корня в слове.

Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт. Вернуться на слайд 3.

Слайд 6.

Послушайте стихи.

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом. (Е.Измайлов)

Жил был корень сад. Однажды человек решил его посадить…

Это слово, слово – корень, разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.

Прочитайте слова, запишите, выделите корень.

Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.

Поняли, что означает это слово?

Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.

Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?

Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов. Вернуться на слайд 3. Физкультминутка. Упражнение для повышения устойчивости внимания: ленивые восьмёрки (стоя у парты). Нарисовать цифру 8 в горизонтальной плоскости по 3 раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

Как выделить корень в слове?

Обсуждаем третий пункт плана.

Слайд 7.

Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен?

Люди, которые происходят из одной семьи, часто похожи друг на друга. Их называют родственниками. В русском языке наблюдается такое же явление.

Как по-другому называются однокоренные слова? (Родственные)

Что значит родственные? (Имеют общую часть и сходны по значению)

Достаточно ли одного слова, чтобы выделить корень?

Определите ваши действия, чтобы правильно выделить корень.

Вывод: Подобрать родственные слова, выделить общую часть – корень.

Собираем родственников.

Слайд 8.

Мы попали в лес и повстречали сову. Что интересного знаете об этой птице?

Подберите родственные слова к слову сова.

Запишите следующие слова: сова, совиный, совушка, совята.

Какой корень в этих словах? Обозначьте его. Поставьте ударения в словах и понаблюдайте.

Что можно сказать о гласных звуках в корнях этих слов? (В слове совушка гласный ударный)

Какой вывод можем сделать?

Вывод: Корни в родственных словах пишутся одинаково.

Этот секрет корней будем использовать на следующих уроках.

Релаксация для глаз. По четырём углам доски расположены круги разного цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Ученики по команде учителя смотрят на круги, сосредотачивая взгляд на каждом.

4. Тренировочные упражнения.

Мы вспомнили и обсудили все вопросы первой части нашего урока.

Слайд 9.

Следующая часть называется “Играем, наблюдаем”, в которой вы будете выполнять тренировочные упражнения, работая в группах.

Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу.

Тексты заданий расположены на слайдах презентации.

Каждая группа выполняет задания на отдельных листах А4,вывешивает свою работу на доску. Обсуждение работ происходит у доски, проверка со слайдом.

Игра “Зоркий глаз”.

Прочитайте скороговорку, найдите и выпишите родственные слова, обозначьте корень. Слайд 9.

Повар кашу варил-варил, подваривал да недоваривал.

Игра “Третий лишний”.

В каждой группе слов найти лишнее, обосновать свой ответ. Очень важно вдумываться в смысл слов.

Слайд 10.

Гром, громкий, громадный.

Вода, водитель, подводный.

Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох ртом, медленный глубокий вдох, короткий резкий выдох, выдох толчками.

Игра “Помоги мальчику разделить слова на группы”.

Записать слова в два столбика, выделить корни.

Слайд 11.

Заморозил, холодильник, холодный, мороз, морозный, холодок.

Какие корни в этих словах? Все слова связаны с низкой температурой воздуха.

Мороз и холод считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?

Работа со стихотворением.

По классу развешаны тексты-карточки со стихотворением для групп.

Найдите карточку для своей группы.

Слайд 12.

Прочитайте стихотворение С. Погореловского “Снежная страна”.

Поплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.

Найдите все “снежные” слова. Запишите и выделите корень.

Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (Чередование снег/снеж)

5. Итог, рефлексия.

Найдите правильное определение корня. Слайд 13.

Главная часть предложения (так думает Карлсон), общая часть родственных слов (Золушка), общая часть всех слов (Буратино).

Поверка со слайдом.

Молодцы! Справились с заданием на отлично.

Продолжите фразу: “Сегодня на уроке мы научились…”

Какое настроение было сегодня на уроке?

6. Домашнее задание.

Предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе, где требуется доказать своё мнение. (Дидактический материал, упражнение 102)

Релаксация (звучит музыка).

Встаньте, поднимите голову вверх, представьте, что на вас светит яркое солнышко и посылает вам свет и тепло, вокруг искрится снежок… Улыбнитесь друг другу.

Урок окончен.