На мой взгляд, школьной географии принадлежит особое место среди учебных предметов современной школы. Она не только даёт теоретические знания о природе и населении всей Земли, о географии отдельных стран, но и формирует мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе “природа-человек-общество”. Кроме этого, география обладает большим потенциалом для умственного развития учащихся и формирования положительной мотивации в учебном процессе.
Каждый современный педагог ставит перед собой следующие цели:
- На уроках географии активизировать и развивать познавательные способности учащихся, мышление, формировать общеучебные умения и навыки, развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор.
- Воспитывать самостоятельность в учебном процессе, ответственность, развивать коммуникативные навыки, формировать эмоционально-ценностное отношение к конкретным фактам и явлениям.
Для достижения поставленных целей я реализую на уроках географии принципы развивающего обучения: стараюсь не преподносить учащимся готовых знаний, а организую умственную деятельность детей направленную на получение новых знаний в процессе выполнения учебных задач. Для этого планирую и провожу на уроках разнообразные самостоятельные работы с разными источниками географической информации.
Самостоятельные работы, направленные на формирование общеучебных умений и навыков.
География как школьный предмет имеет большой потенциал для формирования учебно-интеллектуальных и учебно-информационных умений и навыков.
При работе с учащимися 6-9 классов планирую самостоятельные работы с текстом и рисунками учебника.
Например:
- С целью формирования умений извлекать из текста необходимую информацию и систематизировать знания в таблице в 6 классе при изучении темы “ Строение атмосферы” учащиеся получают задание: выбрать из текста необходимые характеристики каждого слоя атмосферы Земли и самостоятельно заполнить таблицу в тетради.
Название слоя | Толщина | Количество воздуха | Распределение температуры | Явления |
Тропосфера | ||||
Стратосфера | ||||
Верхние слои атмосферы |
- С целью формирования умения выделять главное в 7 классе при изучении темы “Географическая оболочка” учащиеся получают задание: прочитать первую часть параграфа и выделить главную черту строения географической оболочки, объединяющую её в единое целое.
- С целью формирования умений сравнивать явления и систематизировать знания в 8 классе при изучении темы “Циркуляция воздушных масс” учащиеся получают задание: найти черты сходства и отличия циклонов и антициклонов и оформить самостоятельную работу в виде таблицы. Признаки сравнения и вид таблицы выбирают самостоятельно.
- С целью формирования умения использовать типовой план для составления характеристики объекта или явления в 7 классе планирую самостоятельные работы с типовыми планами в разделе “Приложение” учебника.
Например, изучая внутренние воды материка Южная Америка, учащиеся выполняют самостоятельную работу “Описание реки Амазонки” по плану:
- В какой части материка течёт?
- Где берёт начало? Куда впадает?
- В каком направлении течёт?
- Объясните зависимость характера течения от рельефа.
- Определите источники питания реки.
- Каков режим реки и как он зависит от климата?
- Начиная с 7 класса, формирую умение слушать фрагменты лекции учителя, сообщения учащихся и вести краткие записи излагаемого материала. Например, при изучении природных зон материков в 7 классе учащиеся, прослушивая сообщения своих одноклассников (см: самостоятельные работы с дополнительными источниками информации), учатся выбирать и кратко записывать необходимую информацию о растениях и животных изучаемой природной зоны.
- С целью формирования умения записывать основные положения темы в виде конспекта в 9 классе при изучении темы “Стадии развития расселения” учащиеся получают задание: прочитать §18 и составить конспект текста. При этом объясняю правила составления конспекта: разделить страницу на две колонки, в первую колонку записывать название части текста, а во вторую её краткое содержание. В дальнейшем планирую самостоятельные работы, направленные на совершенствование данного умения. В 10 классе при изучении темы “НТР” учащиеся получают задание: составить структурно-логический конспект текста (т.е. наряду с текстовым изложением материала, включать в конспект схемы и таблицы, указывать взаимосвязи).
Систематическое проведение подобных самостоятельных работ позволяет добиться высокого уровня формирования общеучебных умений и навыков, совершенствовать их из курса в курс.
Самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника.
На уроке географии одним из главных источников информации является учебник. Наряду с традиционными видами самостоятельных работ с текстом учебника планирую и творческие работы.
Например:
- Изучая тему “Океаны Земли” учащиеся получают задание: используя текст учебника составить графический конспект “Лоция океана”. Для этого находить в тексте особенности природы и освоения океана, придумывать подходящие графические обозначения и наносить эти знаки на подготовленный контур океана в нужный район. (Приложение 1).
- В конце изучения темы “Австралия” в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить “Памятку для туриста, отправляющегося в Австралию”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых отразить интересные и опасные стороны природы Австралии, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия. (Приложение 2).
- При изучении темы “Южная Америка” с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.
- С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания географической номенклатуры иногда даю задание: используя текст учебника составить кроссворд на заданную тему. (Приложение 3).
Подобные творческие работы способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают интерес у учащихся.
Самостоятельные работы, направленные на развитие логического мышления.
Установление причинно-следственных связей – это одна из методических задач школьного предмета географии. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание планированию и проведению самостоятельных работ направленных на развитие логического мышления.
В результате анализа методической литературы и личного опыта у меня сложился поэтапный подход к решению данной задачи.
1 этап:
Необходимо разобрать значения слов “причина” и “следствие” и на конкретном содержании урока привести примеры. Например: в 6 классе при изучении темы “Горные породы” мы с учащимися выясняем, что если магма медленно остывает на большой глубине в земной коре (причина), то образуются крупнокристаллические магматические горные породы (следствие). А если магма изливается на поверхность и остывает быстро (причина), то образуются мелкокристаллические магматические горные породы (следствие).
2 этап:
Планирую самостоятельные работы для отработки приёма нахождения причин и следствий в содержании изучаемой темы. Содержание школьной географии позволяет осуществлять данный вид деятельности на многих уроках. Важно научить учащихся графически изображать причинно-следственные связи:
Причина —> следствие
Данный вид деятельности можно осуществлять при организации работы с текстом учебника, рисунками учебника, при прослушивании рассказа учителя.
Задание может звучать таким образом: проанализируйте текст (рисунок, рассказ учителя), найдите в нём объяснение причин процессов (явлений), выделите причины и следствия. Этот вид работ целесообразно проводить на этапе закрепления материала.
3 этап:
На этом этапе планирую самостоятельные работы с заданиями на построение логических цепочек из готовых звеньев. Как исходные данные даются названия явлений или процессов и из них при помощи стрелок нужно построить логическую цепочку. Например:
Угол падения солнечных лучей —> распределение солнечного тепла по поверхности Земли —> атмосферное давление —> количество осадков
Подобные задания можно с успехом планировать на этапе закрепления знаний. При построении логических цепочек учащиеся прослеживают не только единичные причинно-следственные связи, но и общие взаимосвязи в природе, учатся логически рассуждать.
4 этап:
Самостоятельные работы с заданиями на построение логических цепочек с первым и последним звеном. Ученику формулируется начало цепочки и последнее звено и предлагается с помощью логичного рассуждения достроить недостающие звенья цепочки. Например:
Наступила ночь —>…………………………………………….—> Бриз дует с берега на море
Подобные задания повышенной сложности, их целесообразно предлагать сильным ученикам с последующим обсуждением в классе. Это позволяет осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к обучению.
Самостоятельные работы с дополнительными источниками информации.
Содержание школьной географии позволяет привлекать в качестве дополнительных источников информации справочную литературу, научно-популярную литературу, периодическую печать, Интернет. С целью формирования умений работать с данными источниками информации я провожу следующие самостоятельные работы:
- На уроках в 7 классе при изучении природных зон материков учащиеся получают задание: подготовить краткое сообщение (объём 1 страница) о любом растении или животном изучаемой природной зоны. Сообщение должно содержать описание внешнего вида организма, особенности среды обитания и какие-либо интересные факты. Также желательна иллюстрация. Подобные задания формируют умение отбирать нужную информацию, выбирать главное и оформлять в виде письменной работы.
- На уроках в 7 классе при изучении страноведческих тем учащиеся получают задание: используя разные источники информации составить “Визитную карточку страны”. Она должна быть выполнена на одном листе формата А4 и включать в себя очень краткую информацию о стране (флаг, герб, площадь, количество населения, ассоциативные символы страны и т.д.). Подобные самостоятельные работы формируют умение отбирать источники дополнительной информации, выбирать главное, красочно оформлять работу.
- На уроках в 10 классе при изучении темы “НТР” учащиеся получают задание: найти в периодической печати статьи о современных достижениях НТР, сделать вырезку и написать краткую аннотацию к статье. В аннотации высказать собственное мнение о значении данного открытия. Подобные работы формируют умение работать с источниками в периодической печати, умение писать аннотацию, высказывать собственное мнение.
Регулярное включение в структуру урока разнообразных самостоятельных работ с разными источниками информации позволяет развивать мышление учащихся, повышает интерес к школьному предмету географии, подталкивает учащихся к самообразованию. На мой взгляд, современный урок географии немыслим без самостоятельной работы учащихся по добыванию и систематизации новых знаний.