"Фольклорный праздник", "Золотой венок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Русский народный фольклор – источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что некоторые думают, нужно ли детям, родившимся в XXI столетии, возвращаться в "преданье старины глубокой", давно исчезнувшей из жизни взрослого человека?

К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам народного фольклора.

Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества, традиций русского народа

Задачи:

  1. Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
  2. Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.
  3. Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.

Фольклорный праздник “Золотой венок”

Под русскую народную песню дети в русских народных костюмах свободно заходят в зал, в руках колосья.

1 ребенок:

Говорило ядреное жито:
Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати.

2 ребенок:

Надо житу стояти
В поле копнами,
В гумне стогами
В клети коробами,

Все:

А на стол пирогами!

Расходятся на свои места.

Ведущая: В давние времена на Руси много песен и обрядов было связано с праздником урожая. Время, посвященное жатве, было связано с праздником урожая. Это время было для крестьян нелегким. Но и здесь, на жатве, вокруг золотых “коп” ( так назывались снопы, связанные по нескольку штук вместе) не умолкали песни, посвященные молодому хлебу. Хлеб поспел! В августе крестьянам три заботы: и косить. И пахать, и сеять.

3 ребенок:

Кто пахать не ленился,
У того хлеб уродился.

4 ребенок: Пашем да сеем. Хвастать не умеем.

Песня о хлебе (поют мальчики)

5 ребенок:

Некогда лежать, когда пора жать.
А урожай соберем, хоровод заведем.

Танец: “Колоски”

Девочка: Рожь поспела – берись за дело!

Мальчик:

Эй, вы, жницы молодые, серпы золотые!
Приходите по утру раненько.
Вы сожните жито, ядреное жито.

Песня: “Урожайная – хороводная” (девочки)

Ведущая: Что там за певицы песни распевают?

Мальчик: Это наши жницы нивку дожинают.

Ведущая:

Жнеи молодые, серпы золотые!
Велико ли поле сжали?
Много ли снопов нажали?

Жницы:

Поле сжали небольшое,
А снопов нажали много.

Ведущая берет заранее приготовленный веночек из колосков и подходит к жницам.

Она выбирает лучшую жницу и надевает ей на голову веночек.

Ведущая:

Ай, да наша жница, жница молодница!
Вот тебе веночек золотых колосьев…

Дети садятся на места. В это время за снопом прячется Козел.

1 жница: (подходит к снопу)

Нивка,нивка,отдай мою силку!
Я тебя жала, силку потеряла! (Обнимает стог)

2 жница: Яровая нивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку.

В это время крадется Козел.

Ведущая:

Жницы! Убегайте поживей,
За копною прячется божество полей.

Девочки с криком-визгом убегают. Козел пытается их поймать.

Ребенок:

Где козел ходит –
Там жито родит, (ходит по кругу)
Где козел хвостом -
Там жито кустом. (вертит хвостом)

Ребенок:

Где козел ногою -
Там жито копною, (топает ногой)
Где козел рогом -
Там жито стогом. (вертит головой)

Игра : “Заскочил козлик в огород”

Ведущая: Кто про труд пословицы знает, пусть говорит – не зевает!

Ребенок: Кто пахать не ленился, у того хлеб и уродился.

Ребенок: Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест.

Ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.

Ведущая: А лентяев и бездельников народ не любит, высмеивают их.

Под русскую народную мелодию в зал входит мальчик Тит с большой ложкой, ложится под стог.

Тит: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.

Выходят двое детей.

1 ребенок:

Не колода лодырь, а пень!
И лежит целый день!

2 ребенок: Не жнет, не косит, а обедать просит!

1 ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

2 ребенок: Тит, иди кашу есть!

Тит: А где моя большая ложка? (вскакивает)

Оба ребенка: Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Игра: “Щенок Митрошка”

Ведущая: Закончилась жатва, убран хлеб на полях. И началось веселье.

Ребенок: Кончил дело – гуляй смело!

Ребенок: Делу время , а потехе час!

Дети встают в две колонны лицом друг другу

1 группа: С праздником! (кланяются)

2 группа: С праздником! (кланяются)

Вместе: С сенокосом! Жатвою!

Ведущая: У Петровских у ворот вьется, вьется хоровод!

Хоровод : “Как у наших у ворот” (р.н.п.)

Выходит ребенок и произносит считалочку.

Ребенок:

Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой,
Кто коня того поймает,
В “каравай” с нами сыграет.

Все: Раз, два, три!

Ребенок: “Караваем” будешь ты!

Игра: “Каравай”

Ведущая: А какой же праздник на Руси был без пышного каравая да сладких пирогов?

Выносит каравай, дети встают.

Дети:

Свети, свети месяц нашему караваю!
Проглянь, проглянь солнце нашему караваю!

Ребенок: Хлеб на стол – и стол-престол.

Ребенок: Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Ребенок: Хозяйку потешь – пирога поешь.

Ведущая подносит каравай гостям.

Ведущая: Кушайте, гости дорогие, поправляйтесь, здоровья набирайтесь.

(Обращается к детям).

Да и мы домой пойдем,
Дома-то, дома
Напечено пирогов,
Наварено каши, столы накрыты.

Дети под русскую народную песню уходят из зала.