Русский народный фольклор – источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что некоторые думают, нужно ли детям, родившимся в XXI столетии, возвращаться в "преданье старины глубокой", давно исчезнувшей из жизни взрослого человека?
К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам народного фольклора.
Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.
Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества, традиций русского народа
Задачи:
- Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
- Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.
- Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.
Фольклорный праздник “Золотой венок”
Под русскую народную песню дети в русских народных костюмах свободно заходят в зал, в руках колосья.
1 ребенок:
Говорило ядреное жито:
Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати.
2 ребенок:
Надо житу стояти
В поле копнами,
В гумне стогами
В клети коробами,
Все:
А на стол пирогами!
Расходятся на свои места.
Ведущая: В давние времена на Руси много песен и обрядов было связано с праздником урожая. Время, посвященное жатве, было связано с праздником урожая. Это время было для крестьян нелегким. Но и здесь, на жатве, вокруг золотых “коп” ( так назывались снопы, связанные по нескольку штук вместе) не умолкали песни, посвященные молодому хлебу. Хлеб поспел! В августе крестьянам три заботы: и косить. И пахать, и сеять.
3 ребенок:
Кто пахать не ленился,
У того хлеб уродился.
4 ребенок: Пашем да сеем. Хвастать не умеем.
Песня о хлебе (поют мальчики)
5 ребенок:
Некогда лежать, когда пора жать.
А урожай соберем, хоровод заведем.
Танец: “Колоски”
Девочка: Рожь поспела – берись за дело!
Мальчик:
Эй, вы, жницы молодые, серпы золотые!
Приходите по утру раненько.
Вы сожните жито, ядреное жито.
Песня: “Урожайная – хороводная” (девочки)
Ведущая: Что там за певицы песни распевают?
Мальчик: Это наши жницы нивку дожинают.
Ведущая:
Жнеи молодые, серпы золотые!
Велико ли поле сжали?
Много ли снопов нажали?
Жницы:
Поле сжали небольшое,
А снопов нажали много.
Ведущая берет заранее приготовленный веночек из колосков и подходит к жницам.
Она выбирает лучшую жницу и надевает ей на голову веночек.
Ведущая:
Ай, да наша жница, жница молодница!
Вот тебе веночек золотых колосьев…
Дети садятся на места. В это время за снопом прячется Козел.
1 жница: (подходит к снопу)
Нивка,нивка,отдай мою силку!
Я тебя жала, силку потеряла! (Обнимает стог)
2 жница: Яровая нивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку.
В это время крадется Козел.
Ведущая:
Жницы! Убегайте поживей,
За копною прячется божество полей.
Девочки с криком-визгом убегают. Козел пытается их поймать.
Ребенок:
Где козел ходит –
Там жито родит, (ходит по кругу)
Где козел хвостом -
Там жито кустом. (вертит хвостом)
Ребенок:
Где козел ногою -
Там жито копною, (топает ногой)
Где козел рогом -
Там жито стогом. (вертит головой)
Игра : “Заскочил козлик в огород”
Ведущая: Кто про труд пословицы знает, пусть говорит – не зевает!
Ребенок: Кто пахать не ленился, у того хлеб и уродился.
Ребенок: Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест.
Ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.
Ведущая: А лентяев и бездельников народ не любит, высмеивают их.
Под русскую народную мелодию в зал входит мальчик Тит с большой ложкой, ложится под стог.
Тит: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.
Выходят двое детей.
1 ребенок:
Не колода лодырь, а пень!
И лежит целый день!
2 ребенок: Не жнет, не косит, а обедать просит!
1 ребенок: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
2 ребенок: Тит, иди кашу есть!
Тит: А где моя большая ложка? (вскакивает)
Оба ребенка: Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Игра: “Щенок Митрошка”
Ведущая: Закончилась жатва, убран хлеб на полях. И началось веселье.
Ребенок: Кончил дело – гуляй смело!
Ребенок: Делу время , а потехе час!
Дети встают в две колонны лицом друг другу
1 группа: С праздником! (кланяются)
2 группа: С праздником! (кланяются)
Вместе: С сенокосом! Жатвою!
Ведущая: У Петровских у ворот вьется, вьется хоровод!
Хоровод : “Как у наших у ворот” (р.н.п.)
Выходит ребенок и произносит считалочку.
Ребенок:
Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой,
Кто коня того поймает,
В “каравай” с нами сыграет.
Все: Раз, два, три!
Ребенок: “Караваем” будешь ты!
Игра: “Каравай”
Ведущая: А какой же праздник на Руси был без пышного каравая да сладких пирогов?
Выносит каравай, дети встают.
Дети:
Свети, свети месяц нашему караваю!
Проглянь, проглянь солнце нашему караваю!
Ребенок: Хлеб на стол – и стол-престол.
Ребенок: Хлеб ногами топтать – народу голодать.
Ребенок: Хозяйку потешь – пирога поешь.
Ведущая подносит каравай гостям.
Ведущая: Кушайте, гости дорогие, поправляйтесь, здоровья набирайтесь.
(Обращается к детям).
Да и мы домой пойдем,
Дома-то, дома
Напечено пирогов,
Наварено каши, столы накрыты.
Дети под русскую народную песню уходят из зала.