Литературное чтение урок в 3-м классе на тему "М.Пришвин. Моя Родина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствовать навык выразительного чтения;
  • учить выражать свои мысли, чувства, настроение;
  • вызвать у учащихся интерес к книгам М. Пришвина;
  • воспитывать правильное отношение к природе.

Оборудование: толковый словарик русского языка (Н. М. Неусыпова) комплект для всего класса, грамзапись “Наедине с природой. Голоса птиц”, карточки для тестирования (комплект для всего класса).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Театр одного актёра

Чтение детьми стихотворений С. Чёрного, С. Есенина, А. Блока.

- Какое настроение пытались передать ребята?

- Благодарю вас за то удовольствие, которое вы нам доставили своим чтением.

3. Тренировочные упражнения.

Игра “Скороговорка”

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.

Игра “Читайте быстро целыми словами” (на доске слова).

Молоко здоровье

Солнце сокровища

Пенка природа

Родина

Три ученика читают и записывают слова, которые запомнили, после того, как их закроет учитель. Побеждает тот, кто запомнит наибольшее количество слов. Побеждает тот, кто запомнит наибольшее количество слов.

- Эти слова вам встретятся в нашем произведении, и мы потренировались в их правильном прочтении.

4. Работа над новым материалом.

Учитель читает стихотворение наизусть.

Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: “Где наш гараж?”
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Всё перепуталось: всё заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала об этом нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли, точно,
Где ты живёшь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

Учитель спрашивает по очереди у детей номер их дома, название улицы, района, села, в котором они живут, в какой стране оно находится.

- На какой планете мы живём?

- Как вы понимаете смысл слова “Родина?”

- Да, Родина – это место, где человек родился и вырос.

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М. Пришвина “Моя Родина”, но прежде давайте посмотрим в толковом словаре значение слова Родина.

Родина – место рождения, страна в которой живёт человек, к населению которой он принадлежит; отечество.

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина (К. Ушинский).

Несколько слов о М. Пришвине

Родился М. М. Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельца. Жилось семье трудно – мать осталась вдовой с пятью детьми. Пришвин оканчивает университет и становится агрономом. Но к тридцати годам он твёрдо решил стать писателем. Его первая книга называлась “В краю непуганых птиц”. Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, исследовал. Он с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или за зверем, а за открытиями.

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что оно проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина” – считал писатель Константин Паустовский.

- Итак, Пришвин мастерски описывал природу и интересное происходящее в ней. Давайте послушаем его рассказ.

Чтение учителем

- О чём этот рассказ? (О нашей с вами Родине. Как её показал и воспел М. Пришвин)

- В рассказе нам встретилось такое выражение.

… кладовая солнца с великими сокровищами жизни…

Кладовая – это место где хранят запасы.

По мнению Пришвина природа и есть та кладовая, которая хранит сокровища жизни. То, что так необходимо человеку для жизни.

Чтение “цепочкой

- Какое угощение решило жизнь автора в хорошую сторону?

- Какая привычка появилась у Пришвина?

- Куда уходил автор после чаю?

- В чём заключалась его охота? (Выборочное чтение)

- С чем автор сравнивает природу? (Выборочное чтение)

- К чему автор призывает вас? (Выборочное чтение)

- Какая главная мысль этого рассказа? (Охранять природу – значит охранять Родину)

Запись на доске

- Я думаю, что эти слова Пришвина очень подходят к нашему сегодняшнему уроку. Пришвин умел слушать природу, наслаждаться ею.

- Давайте сейчас и мы с вами послушаем голоса природы. Побудем наедине с ней.

Физминутка. (Слушание грам. записи)

Пересказ рассказа от первого лица. (Я)

- Давайте изменим, лицо рассказчика и перескажем от третьего лица. (Он автор)

- Природе нужна наша помощь. Ребята расскажут, какой вред человек может нанести природе.

1 учение. Я расскажу о маленьких ранах. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек и других насекомых. Но будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвёшь три-четыре цветка. Да природе будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сломанный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё – что станет с природой?

2 ученик. Я расскажу о ранах больших. С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города, и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу приходится уничтожить леса. Вырубают деревья ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов. Зато всё больше загрязняется воздух, вода. Они необходимы для жизни растений, животных, человека. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами. Из-за того, что становится меньше, и воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные.

- Что же нужно делать, чтобы охранять природу, не нарушить природное равновесие.

- Сейчас ведётся большая работа по охране природы. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух.

- На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

- Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

- Да, охраняя природу – мы … охраняем родину.

5. Закрепление изученного. Тестирование.

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

Пересказ от лица природы

- Я природа и благодарна тем, кто бережно ко мне относится и воспевает меня. М. Пришвин с детства вставал рано. И выпив прекрасного чаю с молоком, который готовила его мать, отправлялся узнавать меня и наблюдать за мной. Вот если бы все люди поднимались для работы с солнцем. Сколько бы у них прибавилось здоровья и радости. Пришвин находил во мне такое, чего он ещё не видел, и, может быть, и никто ещё с этим не встречался. Мои молодые друзья. Вы мои хозяева. Я храню для вас великие сокровища жизни. Но эти сокровища надо охранять. Для рыб нужна чистая вода – охраняйте мои водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – охраняйте мои леса. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес. А человеку нужна Родина. И охранять меня – значит охранять Родину.

6. Итог урока.

Рефлексия.

- С каким рассказом мы познакомились сегодня?

- Чем он показался вам интересным?

- Какова его главная мысль?

7. Домашнее задание.

Чтение по ролям. Последние два предложения вместе.

- В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли – нашей Родины. Помни об этом! “Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись они же тебе сродни ...”