Цели:
- совершенствовать навык выразительного чтения;
- учить выражать свои мысли, чувства, настроение;
- вызвать у учащихся интерес к книгам М. Пришвина;
- воспитывать правильное отношение к природе.
Оборудование: толковый словарик русского языка (Н. М. Неусыпова) комплект для всего класса, грамзапись “Наедине с природой. Голоса птиц”, карточки для тестирования (комплект для всего класса).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Театр одного актёра
Чтение детьми стихотворений С. Чёрного, С. Есенина, А. Блока.
- Какое настроение пытались передать ребята?
- Благодарю вас за то удовольствие, которое вы нам доставили своим чтением.
3. Тренировочные упражнения.
Игра “Скороговорка”
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.
Игра “Читайте быстро целыми словами” (на доске слова).
Молоко здоровье
Солнце сокровища
Пенка природа
Родина
Три ученика читают и записывают слова, которые запомнили, после того, как их закроет учитель. Побеждает тот, кто запомнит наибольшее количество слов. Побеждает тот, кто запомнит наибольшее количество слов.
- Эти слова вам встретятся в нашем произведении, и мы потренировались в их правильном прочтении.
4. Работа над новым материалом.
Учитель читает стихотворение наизусть.
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: “Где наш гараж?”
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Всё перепуталось: всё заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала об этом нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли, точно,
Где ты живёшь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Учитель спрашивает по очереди у детей номер их дома, название улицы, района, села, в котором они живут, в какой стране оно находится.
- На какой планете мы живём?
- Как вы понимаете смысл слова “Родина?”
- Да, Родина – это место, где человек родился и вырос.
- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М. Пришвина “Моя Родина”, но прежде давайте посмотрим в толковом словаре значение слова Родина.
Родина – место рождения, страна в которой живёт человек, к населению которой он принадлежит; отечество.
Одна у человека родная мать – одна у него и Родина (К. Ушинский).
Несколько слов о М. Пришвине
Родился М. М. Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельца. Жилось семье трудно – мать осталась вдовой с пятью детьми. Пришвин оканчивает университет и становится агрономом. Но к тридцати годам он твёрдо решил стать писателем. Его первая книга называлась “В краю непуганых птиц”. Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, исследовал. Он с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или за зверем, а за открытиями.
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что оно проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина” – считал писатель Константин Паустовский.
- Итак, Пришвин мастерски описывал природу и интересное происходящее в ней. Давайте послушаем его рассказ.
Чтение учителем
- О чём этот рассказ? (О нашей с вами Родине. Как её показал и воспел М. Пришвин)
- В рассказе нам встретилось такое выражение.
… кладовая солнца с великими сокровищами жизни…
Кладовая – это место где хранят запасы.
По мнению Пришвина природа и есть та кладовая, которая хранит сокровища жизни. То, что так необходимо человеку для жизни.
Чтение “цепочкой”
- Какое угощение решило жизнь автора в хорошую сторону?
- Какая привычка появилась у Пришвина?
- Куда уходил автор после чаю?
- В чём заключалась его охота? (Выборочное чтение)
- С чем автор сравнивает природу? (Выборочное чтение)
- К чему автор призывает вас? (Выборочное чтение)
- Какая главная мысль этого рассказа? (Охранять природу – значит охранять Родину)
Запись на доске
- Я думаю, что эти слова Пришвина очень подходят к нашему сегодняшнему уроку. Пришвин умел слушать природу, наслаждаться ею.
- Давайте сейчас и мы с вами послушаем голоса природы. Побудем наедине с ней.
Физминутка. (Слушание грам. записи)
Пересказ рассказа от первого лица. (Я)
- Давайте изменим, лицо рассказчика и перескажем от третьего лица. (Он автор)
- Природе нужна наша помощь. Ребята расскажут, какой вред человек может нанести природе.
1 учение. Я расскажу о маленьких ранах. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек и других насекомых. Но будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвёшь три-четыре цветка. Да природе будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сломанный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё – что станет с природой?
2 ученик. Я расскажу о ранах больших. С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города, и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу приходится уничтожить леса. Вырубают деревья ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов. Зато всё больше загрязняется воздух, вода. Они необходимы для жизни растений, животных, человека. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами. Из-за того, что становится меньше, и воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные.
- Что же нужно делать, чтобы охранять природу, не нарушить природное равновесие.
- Сейчас ведётся большая работа по охране природы. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух.
- На месте вырубленных лесов люди сажают новые.
- Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.
- Да, охраняя природу – мы … охраняем родину.
5. Закрепление изученного. Тестирование.
Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.
1. Мать угостила меня …
а) чаем;
б) кофе с молоком;
в) чаем с молоком.
2. Потом и в городе …
а) я вставал на заре;
б) я вставал с первыми петухами;
в) я вставал рано.
3. После чаю …
а) я уходил на охоту;
б) я уходил на работу;
в) я уходил спать.
4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …
а) с драгоценными камнями;
б) с великими сокровищами жизни;
в) с большим богатством.
Пересказ от лица природы
- Я природа и благодарна тем, кто бережно ко мне относится и воспевает меня. М. Пришвин с детства вставал рано. И выпив прекрасного чаю с молоком, который готовила его мать, отправлялся узнавать меня и наблюдать за мной. Вот если бы все люди поднимались для работы с солнцем. Сколько бы у них прибавилось здоровья и радости. Пришвин находил во мне такое, чего он ещё не видел, и, может быть, и никто ещё с этим не встречался. Мои молодые друзья. Вы мои хозяева. Я храню для вас великие сокровища жизни. Но эти сокровища надо охранять. Для рыб нужна чистая вода – охраняйте мои водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – охраняйте мои леса. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес. А человеку нужна Родина. И охранять меня – значит охранять Родину.
6. Итог урока.
Рефлексия.
- С каким рассказом мы познакомились сегодня?
- Чем он показался вам интересным?
- Какова его главная мысль?
7. Домашнее задание.
Чтение по ролям. Последние два предложения вместе.
- В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли – нашей Родины. Помни об этом! “Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись они же тебе сродни ...”