Технологическая карта урока <Приложение 1 >.
1 ЭТАП. Подготовительный.
За неделю до урока даются вопросы и уравнения из сборника, которые нужно прорешать в течение недели, а на вопросы уметь отвечать.
№1.1 Вопросы теории:
- Назовите простейшие тригонометрические уравнения и их решения.
- Частные случаи простейших тригонометрических уравнений и их решение.
- Что называется arcsin, arccos, arctg?
- Формулы: arcsin(-), arcos(-), arctg(-).
- Какие вы знаете методы решения тригонометрических уравнений?
- Какие тригонометрические уравнения называются однородными и как они решаются?
№1.2 Задачи из сборника заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) 11 класс.
1 Раздел. | 2 Раздел. | |||||
1) Вариант 2 №3 | 6-7 з. | 3) 4.13 | 8 з. | 6) 5.2 | 9-10 з. | 8) 6.30 |
2) Вариант 86 №3 | 4) 4.33 | 7) 5.13 | 9) 6.56 | |||
5) 4.36 | 10) 6.78 | |||||
11) 6.82 | ||||||
12) 6.84 |
№2.1 3-4 ученика- “эксперта”, которые занимаются на “5” и “4”, отвечают на вопросы устно учителю и показывают своё решение задач из сборника (в неурочное время). Результаты оценки ЗУН заносятся в зачётную книжку учащегося (тетрадь, разрезанная пополам), получая при необходимости консультацию по решению или его оформлению.
Затем, за каждым “экспертом” закрепляется 2-3 ученика из класса. “Эксперты” выступают в роли учителя спрашивая, проверяя и оценивая ответы и решения учащихся, занося все результаты оценки в зачётную книжку ученика, <Рисунок 1>. Работа групп проходит под наблюдением учителя. После чего, все учащиеся анализ своей деятельности фиксируют в виде графика по данной теме <Рисунок 2>. Учитель, используя информацию с зачётных книжек, составляет в виде таблицы анализ выполнения заданий учащимися класса <Рисунок 3>.
2 ЭТАП. Урок-консультация. 1ч.
Тема: Решение тригонометрических уравнений, методы и способы.
“Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”.
Р. Декарт.
Цели урока:
1) Побудить учащихся:
- к совершенствованию знаний, умений и навыков;
- к развитию математического и критического мышления.
2) Устранить пробелы в знаниях учащихся, предотвратить возможные ошибки на экзаменах.
Задачи урока:
- повторение ведущих теоретических положений и алгоритмов;
- анализ ошибок и коррекция знаний, умений и навыков учащихся;
- проверка практических ЗУН учащихся;
- побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности;
- научит соотносить своё решение с общим решением.
Ход урока
1) Организационный момент.
2) Актуализация знаний учащихся.
№1. Разминка “Эстафета” (спроецирована на доске).
Учащиеся самостоятельно начинают решать с №1, его ответ является номером следующего задания, которое нужно решить и т.д. Кто первый решил, поднимает руку и говорит ответ. Если ответ верный называет цепочку решения, а если нет, то класс продолжает решать. Кто первый правильно назовёт ответ и цепочку решения, тот получает отметку “5”.
Вычислите 2+.
Найдите наименьшее значение функции y=+4.
Назовите наибольшее значение выражения 2+3.
Решите уравнение =.
y(х)=tg3х+1. Укажите номер, под которым записана её производная.
, , , , .
Цепочка:1.
Ответ: решений нет.
№2.
На второй доске записаны решения некоторых задач с ошибкой, которую часто допускают учащиеся. Проверь себя, не делаешь ли ты такие ошибки. Найди ошибку и объясни.
1. arccos(-0,5)=-.
2. cos4x=0,5
4x=
X=.
3. sinx = -
x=
x=, .
4. 2
2tgx +1=1.
3) Закрепление.
1. На доске изображена таблица < Рисунок 3>.
Кратко обсудить какими способами, приёмами решали уравнения домашнего задания.
Из данных таблицы видно, что учащиеся затруднялись, большинство, решать уравнения 4.36, 6.82 и 6.84.
№4.36
sinx+cosx=0, x
1 способ (введение вспомогательного аргумента) | 2 способ. |
sinx+cosx=0 | sinx+cosx=0 /:cosx, х |
cossinx+sincosx=0 | tgx+1=0 |
sin(x+)=0 | tgx=- |
x=-+, k | x=-n, n |
1 способ, алгебраический. х | 2 способ, подбора. |
n=0 | |
n=1 | |
n=2 | |
k=2 | n=3 |
k=3. | n=4. |
Ответ: 1
И к доске выходят решать эти уравнения те ученики, кто решил или решал дома, поясняя своё решение. Учащиеся задают вопросы, высказывают замечания, предложения, т.е. идёт деловое общение. При этом рассматриваются различные способы и методы решения.
Учитель помогает делать выводы, обобщения.
В математике нет “царских дорог”. К каждому уравнению, и каждой задаче надо подходить творчески и помнить, что правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение.
2. Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам.
Карточки состоят из одного тригонометрического уравнения, взятого из сборника.
Карточки синего цвета - базовый уровень, правильное решение которой гарантирует отметку “3”.
Раздел1: тригонометрические уравнения из вариантов 48,56,58,61,64,71,74.
Карточки зелёного цвета – продвинутый уровень, правильное решение которой гарантирует отметку “4”.
Раздел 2: 4.14, 4.15, 4.16, 4.17, 4.19, 4.20, 4.21, 4.22, 4.23, 4.24, 4.25, 4.26.
Карточки красного цвета - творческий уровень (задания повышенной сложности).
Раздел2: 6.33, 6.46, 6,57, 6.71, 6.74, 6.76, 6.77.
Учащиеся сами выбирают тот уровень, который им по силам.
4) Подведение итогов урока.
5) Домашнее задание.
Учащиеся сдают не только выпускные экзамены, но некоторые и вступительные по математике. Вот некоторые варианты.
Московский физико-технический институт.
Sin3x+cos2x=cos4x-3/sinx/
Ответ:
n, n;
Российский государственный университет нефти и газа.
Найдите в градусах наименьший положительный корень уравнения
Ответ:.
Московский университет пищевых производств.
Найти в градусах наибольший отрицательный корень уравнения
sin(8x+)+sin2x=0
Ответ:-.
Сибирский государственный университет путей сообщений
Ответ:2 n;
-arccos- (2k+1),k.
Новосибирская академия водного транспорта
sin(-x)=cos3x+4sinx
Ответ: :n, n;
Ответ:+2,m.