Организация работы педагогического коллектива по развитию речи

Разделы: Классное руководство


“Великий народный педагог – родное слово!”

К.Д. Ушинский

В дошкольных учреждениях одним из приоритетных направлений в работе является развитие речи детей. Я представляю вам, как реализуются задачи речевого развития дошкольников в рамках Образовательной программы ДОУ, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. <Приложение 1, слайд 1>

Модель организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ по развитию речи в нашем ДОУ осуществляется по программам: в группах раннего возраста (с 1года до 3лет) образовательный процесс строится на основе комплексной “Программы воспитания и обучения в ДОУ” под редакцией М.А. Васильевой. В дошкольных группах (с 3лет до 7лет) – комплексной программы “Радуга”, авторской программы “Наш дом – Южный Урал”. <Приложение 1, слайд 2>

Реализация данного направления развития детей ведется через разнообразные виды и формы деятельности. <Приложение 1, слайд 3>

Для развития речи детей педагогический коллектив использует следующие средства. <Приложение 1, слайд 4>

Стратегия и тактика построения предметно-развивающей среды по развитию речи в нашем ДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, обеспечивает чувство психологической защищенности у ребенка. <Приложение 1, слайд 5>

В ДОУ имеются специальные помещения, предназначенные для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по развитию речи: методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, методический центр и центры познавательно-речевой активности. <Приложение 1, слайд 6>

Система управления качеством образования

МДОУ ЦРР – детский сад № 51 постоянно работает в поисковом режиме. Управление в ДОУ носит инновационный характер. Реализуется возможность участия в управлении образовательным учреждением всех участников образовательного процесса.

Вашему вниманию представлена структура управления образовательным процессом МДОУ ЦРР – д/с №51. <Приложение 2>

А также раскрыто взаимодействие специалистов МДОУ ЦРР – детский сад № 51 по вопросам речевого развития. <Приложение 3>

Педагогические кадры являются наиболее активным и существенным элементом в организационной структуре ДОУ. <Приложение 1, слайд 9>

Так, от стабильности, профессионализма педагогического коллектива детского сада напрямую зависят высокие показатели функционирования ДОУ в целом.

Цель методической работы в нашем ДОУ – изменение качества образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями. Задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

В ДОУ широко используются внешние и внутренние формы повышения квалификации. <Приложение 1, слайд 10>

Внутренние формы повышения квалификации педагогов осуществляются по трем направлениям (представлены в таблице):

1. Научно-теоретическое (доработка планов работы, образовательной программы ДОУ, систематизация разработанных рекомендаций, прочее).

2. Методическое практико-ориентированное (внедрение программ нового поколения, региональной программы “Наш дом – Южный Урал”, апробация и адаптация новых технологий, методик).

3. Диагностическое и коррекционное (проведение диагностики, отслеживание результатов педагогического поиска).

Педагогический коллектив принимает активное участие в жизни педагогического сообщества города, России, о чем свидетельствуют наши награды.

Педагоги МДОУ считают необходимым знакомить со своими творческими находками, представлять опыт работы педагогическому сообществу через печатные издания и СМИ. <Приложение 1, слайд 11>

В 2006-2007 учебном году приняли участие в фестивале педагогических идей педагоги ДОУ: директор Еремеева Е.В., заместитель директора по УВР Малахова Е.Ю. “Технология, культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста”, педагог-психолог Шиняева Н.С. - семинар-практикум для родителей “Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам, как дом” (Коммуникативная готовность к школе), воспитатели Шляхтова А.Ф. - компклесное занятие познавательно-речевого цикла “Овощи”, Завьялова В.Ю.

По рейтингу ДОУ России, принявших участие в творческом конкурсе “Карлсон прилетел”, наше учреждение заняло 1 место среди 2311 дошкольных учреждений.

Вопросы повышения квалификации педагогов, в том числе и речевому развитию, освещены в статье заместителя директора по УВР Каняшиной О.А. в журнале “Управление ДОУ”, № 4, 2007г .

ДОУ принимает активное участие в реализации городского образовательного проекта “Речевое развитие дошкольника”:

  • В координационно-методический совет входит заместитель директора по УВР Каняшина О.А.
  • Педагоги ДОУ принимали участие в Городской Неделе передового опыта 2006-2007 учебного года по теме “Речевое развитие дошкольников”;
  • ДОУ приняло участие в городском конкурсе “Педагог 2007” года по теме “Речевое развитие дошкольников (дипломант конкурса -воспитатель Исакова Н.Б.);
  • Проведен интеллектуальный КВН по речевому развитию между центрами развития ребенка города № 15, 51, 55, материалы с которого отправлены в редакцию газеты “Дошкольное образование”.

Мониторинг речевого развития

В ДОУ ведется мониторинг по различным направлениям работы, в том числе речевому развитию. Результаты мониторинга служат основанием для разной степени педагогической поддержки детей (результаты работы по речевому развитию представлены в диаграммах). <Приложение 1, слайд 12>

Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития

Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и ДОУ.

ДОУ плодотворно взаимодействует с родителями воспитанников и другими членами семей. Родители принимают участие в работе педагогических советов и органов самоуправления, имеют возможность присутствовать на занятиях и принимать участие в различных мероприятиях. <Приложение 1, слайд 13>

В образовательном учреждении используются различные средства информации для родителей: тематические выставки, информационные стенды, просмотр видеофильмов.

Об эффективности взаимодействия с родителями по развитию речи можно судить по таким признакам как:

  • Положительная оценка деятельности педагогического коллектива ДОУ по данному направлению.
  • Участие детско-родительских творческих работ в международном конкурсе “Карлсон прилетел”, проводимого в рамках единого проекта, посвященного 100-летию шведской писательницы А. Линдгрен. Участие в городском конкурсе творческих работ “Мы и книга”. Участие в городском конкурсе читательских отзывов “Я иду в театр кукол”.

Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей. <Приложение 1, слайд 14>

Взаимодействие с социумом по вопросам речевого развития

ДОУ активно взаимодействует с социумом по вопросам речевого развития. Вашему вниманию представлена таблица, где отражены учреждения, с которыми мы работаем, направления речевого взаимодействия, возраст детей. <Приложение 1, слайд 15>

Взаимодействие МДОУ ЦРР – д/с №51 с социумом

Наименование учреждения Направления речевого взаимодействия Возраст детей
Детский эколого-биологический центр Речевое развитие и экологическое воспитание 4 – 7 лет
Центральная городская детская библиотека Речевое развитие

Цикл занятий “Школа Винни-Пуха”

5 – 6 лет
Кукольный театр “Золотой петушок” Просмотр спектаклей и участие в городском конкурсе по созданию “Театральной азбуки” (небольшие стихотворения) и “Советов вредного зрителя” (рассказы о правилах поведения в театре) 4 – 7 лет
МУ ДК “Строитель” Активное участие в детских концертах 4 – 7 лет
Кинотеатр “Октябрь” Просмотр детских мультфильмов и кинофильмов и составлении повествовательных рассказов об увиденном 4 – 7 лет
Театр “Наш дом” Просмотр спектаклей и составление повествовательных рассказов об увиденном 4 – 7 лет
ДОУ (МДОУ № 15, 51, 55, ) Проведение интеллектуального КВН “Умники и умницы” 5 – 7 лет
МОУ СОШ микрорайона (МОУ СОШ № 21, 25, 27, 38) Подготовка к школьному обучению, речевое развитие 5 – 7 лет
ГПМПК Озерского городского округа Диагностическое обследование, определение пути развития ребенка 2 – 7 лет

Отдельным направлением по вопросам речевого развития можно выделить и взаимодействие со школами города. Вам представлена модель преемственности образовательного процесса по развитию речи. <Приложение 1, слайд 16>

Данная работа позволяет нашим выпускникам успешно обучаться в различных школах города, о чем свидетельствуют результаты освоения программы первой ступени школьного обучения.

Отслеживание результатов обучения выпускников ДОУ

Учебный год Высокий уровень (оценки “5”) Средний уровень (оценки “4”, “3”) Низкий уровень (оценки “3”, “2”)
2003-2004 21% 76% 3%
2004-2005 19% 81% -
2005-2006 23% 77% -

Несмотря на позитивность работы по развитию речи дошкольников в нашем ДОУ путем исследования нами выявлены проблемы в работе, определены пути их решения, перспективы развития ДОУ по данному направлению.

1. Проблемы в здоровье детей. <Приложение 1, слайд 18>

ДОУ посещают дети в основном со 2 группой здоровья - 75%, наблюдаются дети 3 группы здоровья (21%), которые изначально имеют отклонения от нормы, патологии. И только у 4% детей здоровье в норме (1 группа).

В анамнезе 60% детей выявлен ППЦНС, гипертензионный синдром, в стадии компенсации, что в определенных случаях (стресса, возрастных кризисов, т. д.) может привести к формированию речевых патологий.

Перспективы (пути решения): систематическое наблюдение за детьми, взаимодействие педагога-психолога, учителя-логопеда со специалистами городской детской поликлиники, ГПМПК, плановые обследования специалистами данных детей по направлению ДОУ, при необходимости их пролечивание.

Взаимодействие с ДОУ коррекционного типа, службой ГПМПК. <Приложение 1, слайд 19>

В ДОУ ежегодно выявляются дети с отклонениями в речевом развитии. В течение ряда лет согласно Положению в ДОУ организована ППМС служба, проводятся ППМС консилиумы по выявлению детей, нуждающихся в коррекционных занятиях.

Учебный год Списочный состав Рассмотрено на ППМС консилиуме Направлено на ГПМПК Отказ родителей от посещения ГПМПК Выпущено в коррекционные учреждения города
2004-2005 300 58 57 4 5
2005-2005 300 45 38 5 6
2006-2007 300 31 26 3 10

Как видно из представленных выше данных, лишь небольшая часть детей – от 1,6% до 3% попадает в ДОУ компенсирующего вида. Но большая часть детей, нуждающихся в коррекционной помощи специалистов, по объективным причинам остается в нашем детском саду.

В детском саду работает 2 логопункта, которые принимают до 40 детей ежегодно, что составляет 42% от общего числа нуждающихся в коррекционной помощи (всего 94 ребенка имеют патологию в речи). Коррекционную работу с детьми проводят педагоги-психологи (2 специалиста) (не менее 45 детей проходит через групповую коррекционную работу, не менее 30 детей – через индивидуальную работу).

Перспективы (пути решения): на наш взгляд, одним из путей решения выявленной проблемы является открытие на базе нашего детского сада двух коррекционных групп, введение дополнительных единиц учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Сегодня в детском учреждении работают 4 педагога, имеющих специальное коррекционное психолого-педагогическое, логопедическое образование.

3. Взаимодействие с родителями воспитанников: <Приложение 1, слайд 20>

Последние исследования запросов родителей выявили необходимость оказания планомерной помощи по речевому развитию родителям детей раннего и младшего возраста – 90% респондентов. Кроме этого вопросы речевого развития требуют рассмотрения в рамках подготовки ребенка к школе. Об этом свидетельствуют запросы родителей детей старшего дошкольного возраста.

Перспективы (пути решения): в 2007-2008 учебном году согласно годовому плану работы в ДОУ проводится семинар-практикум для родителей детей возраста 1,5-4 лет.

Для родителей детей старшего дошкольного возраста на базе детского учреждения проводится семинар-практикум “Скоро в школу мы пойдем – будет школа нам, как дом”, одним из вопросов рассматривается коммуникативная готовность ребенка к школе.

Формирование предметно-развивающей среды.

В настоящее время существует несколько подходов к формированию предметно-развивающей среды, ее наполняемости, в том числе и речевых центров. В ДОУ имеется концепция построения развивающей среды В.А. Петровского, требования к среде Т.Н. Дороновой, внедряемых программ “Радуга”, “Наш дом – Южный Урал”. Кроме этого в методической литературе предлагается целый ряд методических, дидактических материалов по развитию речи, которые можно использовать при работе с детьми.

Перспективы (пути решения): Поэтому мы видим необходимость в создании внутренних стандартов по формированию предметно-развивающей среды по развитию речи. В 2007-2008 учебном году в ДОУ создана временная творческая группа по формированию данного документа.

Таким образом, вам представлена успешность работы по речевому развитию детей в нашем ДОУ, проблемы, выявленные в ходе исследования, а также перспективы и пути их реализации.