“Великий народный педагог – родное слово!”
К.Д. Ушинский
В дошкольных учреждениях одним из приоритетных направлений в работе является развитие речи детей. Я представляю вам, как реализуются задачи речевого развития дошкольников в рамках Образовательной программы ДОУ, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. <Приложение 1, слайд 1>
Модель организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ по развитию речи в нашем ДОУ осуществляется по программам: в группах раннего возраста (с 1года до 3лет) образовательный процесс строится на основе комплексной “Программы воспитания и обучения в ДОУ” под редакцией М.А. Васильевой. В дошкольных группах (с 3лет до 7лет) – комплексной программы “Радуга”, авторской программы “Наш дом – Южный Урал”. <Приложение 1, слайд 2>
Реализация данного направления развития детей ведется через разнообразные виды и формы деятельности. <Приложение 1, слайд 3>
Для развития речи детей педагогический коллектив использует следующие средства. <Приложение 1, слайд 4>
Стратегия и тактика построения предметно-развивающей среды по развитию речи в нашем ДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, обеспечивает чувство психологической защищенности у ребенка. <Приложение 1, слайд 5>
В ДОУ имеются специальные помещения, предназначенные для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по развитию речи: методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, методический центр и центры познавательно-речевой активности. <Приложение 1, слайд 6>
Система управления качеством образования
МДОУ ЦРР – детский сад № 51 постоянно работает в поисковом режиме. Управление в ДОУ носит инновационный характер. Реализуется возможность участия в управлении образовательным учреждением всех участников образовательного процесса.
Вашему вниманию представлена структура управления образовательным процессом МДОУ ЦРР – д/с №51. <Приложение 2>
А также раскрыто взаимодействие специалистов МДОУ ЦРР – детский сад № 51 по вопросам речевого развития. <Приложение 3>
Педагогические кадры являются наиболее активным и существенным элементом в организационной структуре ДОУ. <Приложение 1, слайд 9>
Так, от стабильности, профессионализма педагогического коллектива детского сада напрямую зависят высокие показатели функционирования ДОУ в целом.
Цель методической работы в нашем ДОУ – изменение качества образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями. Задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
В ДОУ широко используются внешние и внутренние формы повышения квалификации. <Приложение 1, слайд 10>
Внутренние формы повышения квалификации педагогов осуществляются по трем направлениям (представлены в таблице):
1. Научно-теоретическое (доработка планов работы, образовательной программы ДОУ, систематизация разработанных рекомендаций, прочее).
2. Методическое практико-ориентированное (внедрение программ нового поколения, региональной программы “Наш дом – Южный Урал”, апробация и адаптация новых технологий, методик).
3. Диагностическое и коррекционное (проведение диагностики, отслеживание результатов педагогического поиска).
Педагогический коллектив принимает активное участие в жизни педагогического сообщества города, России, о чем свидетельствуют наши награды.
Педагоги МДОУ считают необходимым знакомить со своими творческими находками, представлять опыт работы педагогическому сообществу через печатные издания и СМИ. <Приложение 1, слайд 11>
В 2006-2007 учебном году приняли участие в фестивале педагогических идей педагоги ДОУ: директор Еремеева Е.В., заместитель директора по УВР Малахова Е.Ю. “Технология, культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста”, педагог-психолог Шиняева Н.С. - семинар-практикум для родителей “Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам, как дом” (Коммуникативная готовность к школе), воспитатели Шляхтова А.Ф. - компклесное занятие познавательно-речевого цикла “Овощи”, Завьялова В.Ю.
По рейтингу ДОУ России, принявших участие в творческом конкурсе “Карлсон прилетел”, наше учреждение заняло 1 место среди 2311 дошкольных учреждений.
Вопросы повышения квалификации педагогов, в том числе и речевому развитию, освещены в статье заместителя директора по УВР Каняшиной О.А. в журнале “Управление ДОУ”, № 4, 2007г .
ДОУ принимает активное участие в реализации городского образовательного проекта “Речевое развитие дошкольника”:
- В координационно-методический совет входит заместитель директора по УВР Каняшина О.А.
- Педагоги ДОУ принимали участие в Городской Неделе передового опыта 2006-2007 учебного года по теме “Речевое развитие дошкольников”;
- ДОУ приняло участие в городском конкурсе “Педагог 2007” года по теме “Речевое развитие дошкольников (дипломант конкурса -воспитатель Исакова Н.Б.);
- Проведен интеллектуальный КВН по речевому развитию между центрами развития ребенка города № 15, 51, 55, материалы с которого отправлены в редакцию газеты “Дошкольное образование”.
Мониторинг речевого развития
В ДОУ ведется мониторинг по различным направлениям работы, в том числе речевому развитию. Результаты мониторинга служат основанием для разной степени педагогической поддержки детей (результаты работы по речевому развитию представлены в диаграммах). <Приложение 1, слайд 12>
Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития
Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и ДОУ.
ДОУ плодотворно взаимодействует с родителями воспитанников и другими членами семей. Родители принимают участие в работе педагогических советов и органов самоуправления, имеют возможность присутствовать на занятиях и принимать участие в различных мероприятиях. <Приложение 1, слайд 13>
В образовательном учреждении используются различные средства информации для родителей: тематические выставки, информационные стенды, просмотр видеофильмов.
Об эффективности взаимодействия с родителями по развитию речи можно судить по таким признакам как:
- Положительная оценка деятельности педагогического коллектива ДОУ по данному направлению.
- Участие детско-родительских творческих работ в международном конкурсе “Карлсон прилетел”, проводимого в рамках единого проекта, посвященного 100-летию шведской писательницы А. Линдгрен. Участие в городском конкурсе творческих работ “Мы и книга”. Участие в городском конкурсе читательских отзывов “Я иду в театр кукол”.
Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей. <Приложение 1, слайд 14>
Взаимодействие с социумом по вопросам речевого развития
ДОУ активно взаимодействует с социумом по вопросам речевого развития. Вашему вниманию представлена таблица, где отражены учреждения, с которыми мы работаем, направления речевого взаимодействия, возраст детей. <Приложение 1, слайд 15>
Взаимодействие МДОУ ЦРР – д/с №51 с социумом
Наименование учреждения | Направления речевого взаимодействия | Возраст детей |
Детский эколого-биологический центр | Речевое развитие и экологическое воспитание | 4 – 7 лет |
Центральная городская детская библиотека | Речевое развитие Цикл занятий “Школа Винни-Пуха” |
5 – 6 лет |
Кукольный театр “Золотой петушок” | Просмотр спектаклей и участие в городском конкурсе по созданию “Театральной азбуки” (небольшие стихотворения) и “Советов вредного зрителя” (рассказы о правилах поведения в театре) | 4 – 7 лет |
МУ ДК “Строитель” | Активное участие в детских концертах | 4 – 7 лет |
Кинотеатр “Октябрь” | Просмотр детских мультфильмов и кинофильмов и составлении повествовательных рассказов об увиденном | 4 – 7 лет |
Театр “Наш дом” | Просмотр спектаклей и составление повествовательных рассказов об увиденном | 4 – 7 лет |
ДОУ (МДОУ № 15, 51, 55, ) | Проведение интеллектуального КВН “Умники и умницы” | 5 – 7 лет |
МОУ СОШ микрорайона (МОУ СОШ № 21, 25, 27, 38) | Подготовка к школьному обучению, речевое развитие | 5 – 7 лет |
ГПМПК Озерского городского округа | Диагностическое обследование, определение пути развития ребенка | 2 – 7 лет |
Отдельным направлением по вопросам речевого развития можно выделить и взаимодействие со школами города. Вам представлена модель преемственности образовательного процесса по развитию речи. <Приложение 1, слайд 16>
Данная работа позволяет нашим выпускникам успешно обучаться в различных школах города, о чем свидетельствуют результаты освоения программы первой ступени школьного обучения.
Отслеживание результатов обучения выпускников ДОУ
Учебный год | Высокий уровень (оценки “5”) | Средний уровень (оценки “4”, “3”) | Низкий уровень (оценки “3”, “2”) |
2003-2004 | 21% | 76% | 3% |
2004-2005 | 19% | 81% | - |
2005-2006 | 23% | 77% | - |
Несмотря на позитивность работы по развитию речи дошкольников в нашем ДОУ путем исследования нами выявлены проблемы в работе, определены пути их решения, перспективы развития ДОУ по данному направлению.
1. Проблемы в здоровье детей. <Приложение 1, слайд 18>
ДОУ посещают дети в основном со 2 группой здоровья - 75%, наблюдаются дети 3 группы здоровья (21%), которые изначально имеют отклонения от нормы, патологии. И только у 4% детей здоровье в норме (1 группа).
В анамнезе 60% детей выявлен ППЦНС, гипертензионный синдром, в стадии компенсации, что в определенных случаях (стресса, возрастных кризисов, т. д.) может привести к формированию речевых патологий.
Перспективы (пути решения): систематическое наблюдение за детьми, взаимодействие педагога-психолога, учителя-логопеда со специалистами городской детской поликлиники, ГПМПК, плановые обследования специалистами данных детей по направлению ДОУ, при необходимости их пролечивание.
Взаимодействие с ДОУ коррекционного типа, службой ГПМПК. <Приложение 1, слайд 19>
В ДОУ ежегодно выявляются дети с отклонениями в речевом развитии. В течение ряда лет согласно Положению в ДОУ организована ППМС служба, проводятся ППМС консилиумы по выявлению детей, нуждающихся в коррекционных занятиях.
Учебный год | Списочный состав | Рассмотрено на ППМС консилиуме | Направлено на ГПМПК | Отказ родителей от посещения ГПМПК | Выпущено в коррекционные учреждения города |
2004-2005 | 300 | 58 | 57 | 4 | 5 |
2005-2005 | 300 | 45 | 38 | 5 | 6 |
2006-2007 | 300 | 31 | 26 | 3 | 10 |
Как видно из представленных выше данных, лишь небольшая часть детей – от 1,6% до 3% попадает в ДОУ компенсирующего вида. Но большая часть детей, нуждающихся в коррекционной помощи специалистов, по объективным причинам остается в нашем детском саду.
В детском саду работает 2 логопункта, которые принимают до 40 детей ежегодно, что составляет 42% от общего числа нуждающихся в коррекционной помощи (всего 94 ребенка имеют патологию в речи). Коррекционную работу с детьми проводят педагоги-психологи (2 специалиста) (не менее 45 детей проходит через групповую коррекционную работу, не менее 30 детей – через индивидуальную работу).
Перспективы (пути решения): на наш взгляд, одним из путей решения выявленной проблемы является открытие на базе нашего детского сада двух коррекционных групп, введение дополнительных единиц учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Сегодня в детском учреждении работают 4 педагога, имеющих специальное коррекционное психолого-педагогическое, логопедическое образование.
3. Взаимодействие с родителями воспитанников: <Приложение 1, слайд 20>
Последние исследования запросов родителей выявили необходимость оказания планомерной помощи по речевому развитию родителям детей раннего и младшего возраста – 90% респондентов. Кроме этого вопросы речевого развития требуют рассмотрения в рамках подготовки ребенка к школе. Об этом свидетельствуют запросы родителей детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы (пути решения): в 2007-2008 учебном году согласно годовому плану работы в ДОУ проводится семинар-практикум для родителей детей возраста 1,5-4 лет.
Для родителей детей старшего дошкольного возраста на базе детского учреждения проводится семинар-практикум “Скоро в школу мы пойдем – будет школа нам, как дом”, одним из вопросов рассматривается коммуникативная готовность ребенка к школе.
Формирование предметно-развивающей среды.
В настоящее время существует несколько подходов к формированию предметно-развивающей среды, ее наполняемости, в том числе и речевых центров. В ДОУ имеется концепция построения развивающей среды В.А. Петровского, требования к среде Т.Н. Дороновой, внедряемых программ “Радуга”, “Наш дом – Южный Урал”. Кроме этого в методической литературе предлагается целый ряд методических, дидактических материалов по развитию речи, которые можно использовать при работе с детьми.
Перспективы (пути решения): Поэтому мы видим необходимость в создании внутренних стандартов по формированию предметно-развивающей среды по развитию речи. В 2007-2008 учебном году в ДОУ создана временная творческая группа по формированию данного документа.
Таким образом, вам представлена успешность работы по речевому развитию детей в нашем ДОУ, проблемы, выявленные в ходе исследования, а также перспективы и пути их реализации.