В последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Ее решение продиктовано потребностями современного общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Как показывает жизнь, не устарела, а еще более обострилась проблема патриотического воспитания молодежи. Воспитание любви к своей Родине начинается с любви к своей “малой родине” – своему родному краю. Достигается это путем формирования у школьников знаний об особенностях природы, хозяйства, населения края; с другой стороны – путем воспитания ответственности за состояние окружающей среды и необходимости разумного хозяйствования на ее территории. Отсюда очевидна роль краеведения в становлении будущего гражданина.
Проблема формирования у школьников в области краеведения глубоких и прочных знаний не решена. Это проявляется в том, что дети: не достаточно умеют понимать и оценивать природные явления, закономерности характерные для конкретной местности; не имеют навыков общения с природой, и поэтому не умеют проводить наблюдения и вести исследовательские работы; учащиеся не в полной мере владеют умением оценивать экономические вопросы, конкретные для данной местности, которые позволили бы выбору форм и способов трудовой деятельности, так как краеведческий компонент вводится, как информационный материал, входящий в различные темы по разным предметам. Также актуальность программы вытекает из того, что в современной науке и практике нет единой программы и ее методического обеспечения по изучению родного края.
Между тем в настоящее время в предложенных программах отсутствует историческая основа зарождения и использования территории родного края, которая могла бы объяснить особенности современного экономического развития. А так же общим недостатком программ является и то, что понятие природной зоны не раскрывает многообразия флоры и фауны родного края.
В федеральном законе “Об утверждении Федеральной программы развития образования” от 10.04. 2000 года, говорится об усилении воспитательной функции направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, окружающей природе.
В приказе комитета образования Новгородской области от 17.10.96 года “Об утверждении и использовании регионального компонента ГОС”, говорится об организации работы по дополнению и обогащению содержательной части регионального компонента каждым учителем предметником.
В концепции регионального компонента
государственного образовательного стандарта
“Новгородский край”, выделяется ряд проблем
связанных с краеведческим образованием. Еще в 1761
году Ломоносов М.В. дает первое понятие
краеведение, в котором говорится об описательном
понимании природы своей губернии и указывает на
то, что уже в самом слове заложен его перевод –
ведаю край. Новиков и Студицкий писали, что
краеведение – это изучение географии с
ближайшего для ученика места.
Строев К.Ф говорил, что краеведение – это
комплекс научных дисциплин, различных по
содержанию, методам исследования, но ведущих в
совокупности к познанию своего края.
В. Бианке провозглашал, что краеведение есть в
сущности “жизневедение” – приобретение знаний
из окружающей тебя жизни и передача их людям.
На основе выше сказанного и учебного плана МОУ СОШ № 8 Великого Новгорода, был введен курс “Краеведения” для апробации программы “Краеведения” в рамках регионального компонента “Новгородский край”.
Программа учитывает периоды развития ребенка, условия формирования сильной личности, способной взять на себя ответственность за последствия своей деятельности, дети фантазируют, пишут сказки, создают модели, делают “открытия”, удовлетворяют свои познавательные и творческие интересы, активно применяют полученные знания для достижения цели.
Программа позволяет предать процессу обучения характер поиска и исследования, что позволяет выводить ребенка за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности. Система практических работ, содействует активному усвоению знаний и формированию умений и навыков. Наличие творческих заданий позволяет развивать умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать, а также активно взаимодействовать в группах и в социуме.
Программа предназначена для организации обучения учащихся основной школы (5-9 класс). Программа рассчитана на 170 часов (1час в неделю) предусматривает поэтапную систематизацию и обобщение материала, построена с учетом процессов самоопределения школьников, с возрастающем чувством ответственности и их профессиональной ориентацией.
В качестве показателя эффективности выбранного подхода к решению проблемы могут служить следующие показатели:
- наличие положительной мотивации и личностной установки школьников на осознанное овладение краеведческих знаний и умений;
- возрастающие потребности в практической и исследовательской деятельности;
- способность самостоятельно приобретать и синтезировать знания из окружающей природы:
- овладение навыками общения с живой природой и соблюдение правил природоохранного поведения в природе.
Изучение практики и результатов внедрения учебного пособия по краеведению подтвердило эффективность выбранного пути.
Для более успешного усвоения программы авторами составлены рабочие тетради для учащихся и поурочный раздаточный дидактический материал. В рабочих тетрадях содержатся тесты, кроссворды, задания различного характера ко всем частям программы.