Открытый урок в 4-м классе по окружающему миру, с использованием SMART-доски. Тема: "Природная зона России – Тундра"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

Задачи:

  1. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, и деятельностью человека.
  2. Выявить экологические проблемы зоны Тундры.
  3. Учить выбирать из общего материала самое главное и приводить в систему полученные знания
  4. Формировать умение пользоваться учебной литературой
  5. Развивать познавательный интерес учащихся,
  6. Развивать мышление, речь, пополнять словарный запас учащихся,
  7. Воспитывать культуру поведения, умение работать в группе
  8. Воспитывать любовь к своей Родине

Оборудование:

Демонстрационное

  • демонстрационная карта природных зон России,
  • компьютер, интерактивная SMART доска, CD диск с изображением изучаемых объектов и видеофильма “Тундра”.

Индивидуальные:

  • географический атлас, контурная карта, гербарный материал, учебник, карточки – помогайки.

Парты заранее сдвинуты для работы в группах. На предыдущих уроках учащиеся уже разделились на 4 группы: географы, зоологи, ботаники, экологи. Под руководством учителя группы сформировались так, чтобы уровень знаний детей в них оказался приблизительно одинаковым. Каждая группа располагается за своим отведенным рабочим местом, отмеченным специальной карточкой-названием.

Ход урока

(На доске висит демонстрационная карта природных зон России.)

I. Организационный момент.

- Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- С какой природной зоной мы уже знакомы?

- Для проверки ваших знаний по этой теме я предлагаю группе географов и зоологов выполнить отдельное задание: разгадать кроссворд. (Раздать кроссворд группе географов и зоологов.) Слайд 1. Приложение 1.

В это время другие 2 группы выполняют другое задание: (к доске выходят два ученика).

- 1 ребенок из группы ботаников показывает на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты,

Одновременно второй ребенок из группы экологов находит и закрашивает эту область на контурной карте в SMART-доске. Слайд 2. < Рисунок 1>.

(На SMART-доске изображение контурной карты России с заранее отмеченной границей государства. Если требуется, ребенку, работавшему на SMART-доске, задается дополнительный вопрос: Какой климат в зоне арктических пустынь?)

- Проверка кроссворда. Одна команда пишет ответы на SMART-доске, другая сравнивает с тем, что получилось у них, а все остальные слушают и проверяют. Возвращаемся к слайду 1. Приложение 1.

(Ребенок у доски читает вслух вопрос и записывает фломастером ответы на SMART-доске. В выделенной строке появляется слово тундра.)

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы узнаем о новой природной зоне России, которая граничит с Арктикой.

- Кто догадался, как она называется? (Открываю плакат с названием зоны.)

- Совершенно верно – это зона Тундры. В переводе с финского языка тундра означает “бесплодная” или “враждебная”.

- Откройте свои Атласы и найдите эту природную зону.

- На каком материке расположена Тундра?

- Покажите ее на демонстрационной карте.

- Что можно сказать о ее местонахождении?

(Занимает побережье морей северного Ледовитого океана)

- Найдите Тундру на своей контурной карте и отметьте ее границы.

- Одновременно на SMART доске работает ребенок и так же отмечает границы Тундры. Возвращаемся к Слайду 2. < Рисунок 1>.

- Как вы думаете, какие там климатические условия?

- Будет ли отличаться живая и неживая природа Тундры от природы Арктики?

- Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны Тундра класс превращается в научную станцию.

IV. Самостоятельная исследовательская работа учащихся.

- По каким параметрам мы изучаем природную зону?

- Вы становитесь учеными-географами, ботаниками, зоологами и экологами. И с помощью учебной литературы и современной техники отправимся исследовать Тундру.

Для дружной работы необходимо вспомнить правила работы в группах. (Вспоминают дети)

  • Работать тихо, не шуметь.
  • Не говорить всем сразу.
  • Слушать говорящего, не перебивать, не спорить, а объяснять.
  • Старший группы распределяет обязанности так, чтобы каждый участвовал и помогал, чтобы группа уложилась ответом в назначенное время.

- Перед каждой группой лежит определенная задача, которая изложена в карточках – помогайках. (У каждой группы под карточкой с названием лежит карточка- помогайка с заданиями.) Возьмите и прочитайте задания.

Приложение 2.

- Вам предстоит, используя учебник и атлас быстро и коротко ответить на поставленные вопросы.

- Одновременно каждая группа ученых заполняет таблицу природных зон, но только в своей области. (Начало работы с таблицей было при изучении зоны Арктических пустынь.).

- Ученые, приступайте к исследованию. Через 10 минут прошу предоставить добытые сведения.

- Итак, господа ученые, ваше время для исследования закончилось. Прежде чем представить свои работы надо отдохнуть.

V. Физминутка.

Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

VI. Коллективное обсуждение изученного материала, с применением ИКТ.

- Ученые “Географы” будут рассказывать, а вы внимательно слушайте и одновременно заполняйте таблицу необходимыми сведениями в этой области.

- Дополнить информацию нам поможет компьютер.

(Несколько представителей названной группы выходят к доске и, используя карточки–помогайки, защищают свои мини-исследования, если надо, демонстрируют картинки, применяется CD диск с изображением изучаемых объектов и видеофильм “Тундра” (в данном случае – объекты неживой природы.) Тексты в презентациях читают дети выступающей группы, а при демонстрации видеороликов, если они не сопровождаются аудиозаписью, комментарии дает учитель. Эти действия относятся к работе в каждой группе.)

- Послушаем ученых “Ботаников” также заполняйте таблицу необходимыми сведениями.

И снова воспользуемся нашим помощником – компьютером (объекты растительного мира). Не забывайте дополнять таблицу.

- Следующими приглашаю “Зоологов”. Давайте послушаем и посмотрим сюжет... (объекты животного мира).

- И последними выступят “Экологи”. Взгляните на компьютер… (о деятельности человека в этой зоне). Приложение 3 .

VII. Подведение итогов урока

- Давайте подведем итог.

- У вас должна получиться заполненная таблица по зоне Тундра.

(на SMART доске заранее заполненная таблица по зоне Тундра.)

Слайд 4. < Рисунок 2>.

- Записи в ваших таблицах могут несколько отличаться от данных, ведь вы их заполняли самостоятельно, но по смыслу должны совпадать.

VIII. Сравнительный анализ.

- Используя свою таблицу, сравните природу Арктики и Тундры.

- Как растения приспособились к суровым условиям Тундры?

- Почему растения такие маленькие?

- Почему Северный олень, полярная сова и песцы не могут жить в Арктике?

- Сравните основные занятия населения в этих природных зонах.

- Исследования наших ученых в тундре закончилась. Спасибо за работу. Молодцы! Было очень приятно работать с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями!

IХ. Выставление оценок

Х. Домашнее задание.

Составьте две-три цепи питания зоны Тундра и творчески их оформить.

В уроке использованы следующие материалы:

  1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 4 класс. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Энциклопедия “География” – М.: “РОСМЭН”, 2003;
  3. Энциклопедия для детей Т. 2. Биология.- М.: “Аванта +”;