Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Задачи:
- Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, и деятельностью человека.
- Выявить экологические проблемы зоны Тундры.
- Учить выбирать из общего материала самое главное и приводить в систему полученные знания
- Формировать умение пользоваться учебной литературой
- Развивать познавательный интерес учащихся,
- Развивать мышление, речь, пополнять словарный запас учащихся,
- Воспитывать культуру поведения, умение работать в группе
- Воспитывать любовь к своей Родине
Оборудование:
Демонстрационное
- демонстрационная карта природных зон России,
- компьютер, интерактивная SMART доска, CD диск с изображением изучаемых объектов и видеофильма “Тундра”.
Индивидуальные:
- географический атлас, контурная карта, гербарный материал, учебник, карточки – помогайки.
Парты заранее сдвинуты для работы в группах. На предыдущих уроках учащиеся уже разделились на 4 группы: географы, зоологи, ботаники, экологи. Под руководством учителя группы сформировались так, чтобы уровень знаний детей в них оказался приблизительно одинаковым. Каждая группа располагается за своим отведенным рабочим местом, отмеченным специальной карточкой-названием.
Ход урока
(На доске висит демонстрационная карта природных зон России.)
I. Организационный момент.
- Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- С какой природной зоной мы уже знакомы?
- Для проверки ваших знаний по этой теме я предлагаю группе географов и зоологов выполнить отдельное задание: разгадать кроссворд. (Раздать кроссворд группе географов и зоологов.) Слайд 1. Приложение 1.
В это время другие 2 группы выполняют другое задание: (к доске выходят два ученика).
- 1 ребенок из группы ботаников показывает на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты,
Одновременно второй ребенок из группы экологов находит и закрашивает эту область на контурной карте в SMART-доске. Слайд 2. < Рисунок 1>.
(На SMART-доске изображение контурной карты России с заранее отмеченной границей государства. Если требуется, ребенку, работавшему на SMART-доске, задается дополнительный вопрос: Какой климат в зоне арктических пустынь?)
- Проверка кроссворда. Одна команда пишет ответы на SMART-доске, другая сравнивает с тем, что получилось у них, а все остальные слушают и проверяют. Возвращаемся к слайду 1. Приложение 1.
(Ребенок у доски читает вслух вопрос и записывает фломастером ответы на SMART-доске. В выделенной строке появляется слово тундра.)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы узнаем о новой природной зоне России, которая граничит с Арктикой.
- Кто догадался, как она называется? (Открываю плакат с названием зоны.)
- Совершенно верно – это зона Тундры. В переводе с финского языка тундра означает “бесплодная” или “враждебная”.
- Откройте свои Атласы и найдите эту природную зону.
- На каком материке расположена Тундра?
- Покажите ее на демонстрационной карте.
- Что можно сказать о ее местонахождении?
(Занимает побережье морей северного Ледовитого океана)
- Найдите Тундру на своей контурной карте и отметьте ее границы.
- Одновременно на SMART доске работает ребенок и так же отмечает границы Тундры. Возвращаемся к Слайду 2. < Рисунок 1>.
- Как вы думаете, какие там климатические условия?
- Будет ли отличаться живая и неживая природа Тундры от природы Арктики?
- Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны Тундра класс превращается в научную станцию.
IV. Самостоятельная исследовательская работа учащихся.
- По каким параметрам мы изучаем природную зону?
- Вы становитесь учеными-географами, ботаниками, зоологами и экологами. И с помощью учебной литературы и современной техники отправимся исследовать Тундру.
Для дружной работы необходимо вспомнить
правила работы в группах. (Вспоминают дети)
Работать тихо, не шуметь.
- Перед каждой группой лежит определенная задача, которая изложена в карточках – помогайках. (У каждой группы под карточкой с названием лежит карточка- помогайка с заданиями.) Возьмите и прочитайте задания.
Приложение 2.- Вам предстоит, используя учебник и атлас быстро и коротко ответить на поставленные вопросы.
- Одновременно каждая группа ученых заполняет таблицу природных зон, но только в своей области. (Начало работы с таблицей было при изучении зоны Арктических пустынь.).
- Ученые, приступайте к исследованию. Через 10 минут прошу предоставить добытые сведения.
- Итак, господа ученые, ваше время для исследования закончилось. Прежде чем представить свои работы надо отдохнуть.
V. Физминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Коллективное обсуждение изученного материала, с применением ИКТ.
- Ученые “Географы” будут рассказывать, а вы внимательно слушайте и одновременно заполняйте таблицу необходимыми сведениями в этой области.
- Дополнить информацию нам поможет компьютер.
(Несколько представителей названной группы выходят к доске и, используя карточки–помогайки, защищают свои мини-исследования, если надо, демонстрируют картинки, применяется CD диск с изображением изучаемых объектов и видеофильм “Тундра” (в данном случае – объекты неживой природы.) Тексты в презентациях читают дети выступающей группы, а при демонстрации видеороликов, если они не сопровождаются аудиозаписью, комментарии дает учитель. Эти действия относятся к работе в каждой группе.)
- Послушаем ученых “Ботаников” также заполняйте таблицу необходимыми сведениями.
И снова воспользуемся нашим помощником – компьютером (объекты растительного мира). Не забывайте дополнять таблицу.
- Следующими приглашаю “Зоологов”. Давайте послушаем и посмотрим сюжет... (объекты животного мира).
- И последними выступят “Экологи”. Взгляните на компьютер… (о деятельности человека в этой зоне). Приложение 3 .
VII. Подведение итогов урока
- Давайте подведем итог.
- У вас должна получиться заполненная таблица по зоне Тундра.
(на SMART доске заранее заполненная таблица по зоне Тундра.)
Слайд 4. < Рисунок 2>.
- Записи в ваших таблицах могут несколько отличаться от данных, ведь вы их заполняли самостоятельно, но по смыслу должны совпадать.
VIII. Сравнительный анализ.
- Используя свою таблицу, сравните природу Арктики и Тундры.
- Как растения приспособились к суровым условиям Тундры?
- Почему растения такие маленькие?
- Почему Северный олень, полярная сова и песцы не могут жить в Арктике?
- Сравните основные занятия населения в этих природных зонах.
- Исследования наших ученых в тундре закончилась. Спасибо за работу. Молодцы! Было очень приятно работать с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями!
IХ. Выставление оценок
Х. Домашнее задание.
Составьте две-три цепи питания зоны Тундра и творчески их оформить.
В уроке использованы следующие материалы:
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 4 класс. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006.
- Энциклопедия “География” – М.: “РОСМЭН”, 2003;
- Энциклопедия для детей Т. 2. Биология.- М.: “Аванта +”;