Цели урока:
- дать понятие о наречии как о самостоятельной части речи;
- учить определять грамматическое значение и морфологические признаки наречий;
- формировать умение “видеть” наречие в тексте, сопоставлять с другими частями речи;
- развивать логическое мышление учеников;
- расширять их кругозор.
Оборудование:
- карточки для работы в группах,
- учебник,
- мультимедийный проектор.
Ход урока
I. В начале урока рекомендую провести небольшой лексико-орфографический диктант. Однако подбор слов не случаен: слова изучались в теме “Имя числительное”, сложны не только в написании, учащиеся часто нарушают орфоэпические нормы. Диктант оформляется в виде кроссворда. Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора. Слова записываются в тетрадях. Работа должна проходить быстро (разумеется, с необходимыми паузами в случае ошибок в написании).
- Назвать одним словом: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье (неделя),
- Промежуток времени в десять дней, третья часть месяца (декада),
- Часть города, ограниченная пересекающимися улицами (квартал),
- Одна шестидесятая минуты (секунда),
- В науке мне, в грамматике, и слава, и почет;
Я друг и математике: всему я знаю счет (числительное) - 1000 граммов (килограмм)
- 100 килограммов (центнер)
II. Дальнейшая работа строится по технологии критического мышления.
Урок выстраиваю с учетом трех стадий: вызова, осмысления и рефлексии.
На стадии вызова
1)Загадываю учащимся загадку:
Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.
Название этой части речи можно прочитать по вертикали под цифрой 1. (наречие)
Запись на доске и в тетради темы урока: Наречие. Понятие о наречии.
1) Учащимся предлагается самим сформулировать цели урока (очень важно управлять беседой, подвести к собственным формулировкам целей)
2) Логические цепочки
Учащиеся работают в группе по 4 человека. Каждая группа получает таблицу, в которой пропущены отдельные значения. Они выписаны на отдельном листе, предлагается восстановить записи. На работу дается 3-4 минуты. Затем по одному человеку от группы выходят к доске и вписывают значения в таблицу. Учитель обращает пристальное внимание на последнюю строку таблицы и предлагает ознакомиться с параграфом 116 учебника, чтобы проверить: верны их предположения или нет.
Часть речи | Общее грамматическое значение | Морфологические признаки | Синтаксическая роль | Примеры |
Имя существительное | Род, число, падеж, склонение | Подлежащее, дополнение | ||
Действие | Вид, наклонение, время, лицо, число, спряжение | Побежали, бушует | ||
Имя прилагательное | Признак предмета | Определение, сказуемое | ||
Наречие | Не изменяется | Справа, громко, долго, всегда |
Глагол
Признак действия, признак признака
Городской, зимний
Предмет
Род, число, падеж
Обстоятельство
Сказуемое
Солнце, растение
- В тетрадь заносится часть таблицы по теме урока.
- Прошу учащихся, используя материал таблицы, рассказать о наречии как о части речи.
III. На стадии осмысления
1) Предлагаю учащимся выписать наречия со словами, к которым они относятся, определить части речи.
На доске записаны предложения:
- Сегодня выпал первый снег.
- Ветви деревьев совсем оголились.
- Дует очень холодный ветер.
- Зима в этом году удивительно теплая.
Учащиеся выписывают в тетради словосочетания: сегодня выпал, совсем оголились, очень холодный, удивительно теплая. Определяют части речи. В ходе беседы делаем вывод: если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия, если наречие присоединяется к прилагательному, то оно обозначает признак признака.
2) Приступаем к работе с текстом упражнения № 481 учебника.
Используется прием работы с текстом технологии развития критического мышления.
Учащимся предлагается ознакомиться с первыми двумя абзацами текста. Потом книги закрываются, а учитель просит учащихся предположить, о чем дальше пойдет речь в тексте, и обосновать свои предположения.
На работу отводится не более 5 минут. Затем выслушиваются мнения учащихся о том, какая связь существует между глаголом и наречием. После этого учитель читает третий абзац текста, делается вывод о роли наречий.
3) Для закрепления прочитанного выполняется упражнение №482.
Разбирая выделенные части сложных предложений по членам, учащиеся делают вывод о том, каким членом предложения являются наречия в выделенных фрагментах.
IV. Выслушав ответы ребят, переходим к третьей стадии – рефлексии.
Основная задача- актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях.
1) Из предложенного текста учащиеся должны выписать только наречия.
В лесу стояла необычная тишина. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они постепенно превращались в чистые капли воды. День угасал торжественно, светло и тихо.
Наконец пошел густой снег. Он стремительно таял в черной воде озера, щекотал лицо, уверенно покрывал все вокруг.
2) Контроль осуществляется в парах по ключу, представленному на доске.
Критерии оценивания:
- Нет ошибок-“5”
- 1-2 ошибки-“4”
- 3-4 ошибки-“3”
- 5 и более ошибок-“2”
Оценки выставляются карандашом на полях.
V. Домашнее задание:
- Параграф 116.
- Упр.487
VI. Завершая работу, предлагаю учащимся в художественной форме оценить изученное понятие. Работают в группах по 4 человека.
Синквейн.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка—это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:
Название (обычно существительное)_________________
Описание (два прилагательных)_____________________
Действие_________________________________________
Чувство (фраза)____________________________________________
Повторение сути______________________