Урок литературного чтения. Тема: "Анализ лирических произведений. Стихотворение А.С. Пушкина "Осень"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина “Осень”.
  2. Продолжение работы над формированием навыков анализа лирического текста, по поиску в тексте слов и выражений, рисующих разные чувства и настроения.
  3. Отработка у детей навыков выразительного чтения.
  4. Подготовка к творческой работе по написанию сочинений.

Оборудование урока:

  • портрет А.С. Пушкина,
  • картина И.И. Левитана “Золотая осень”,
  • таблица “Словарь настроений”.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания. “Поэтические минутки”.

Чтение по учебнику или наизусть стихотворения И.А. Бунина “Листопад”.

Обсуждение, сумел ли чтец передать чувства и настроение автора и своё.

III. Работа по теме.

Учитель: Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов (Беседа о А.С. Пушкине). Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников.

Работа по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.

Рассмотрите картину И.И. Левитана “Золотая осень”.

- Почему осень называют “золотой”?

- Такой ли изобразил её художник?

- Какие краски можно различить на картине?

- Рассмотрите воду реки. Почему она разного цвета?

- Что из увиденного художником наблюдали и вы во время осенней экскурсии?

- С какими чувствами художник писал свою картину?

- Выберите из таблицы “Словарь настроений”, слова, определяющие эти чувства.

Работа по стихотворению А.С. Пушкина “Осень”.

Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Осень”. Подумайте над тем, за что он любит осень.

Обмен впечатлениями.

Учитель: Все ли слова вам знакомы?

Объяснение значения некоторых слов, уточнение ответов, составление цепочек слов.

очи – очарование;

багрец – багровый – багряный;

сень – покров деревьев;

мгла – непрозрачный воздух.

IV. Физминутка:

Учитель: Ребята, давайте изобразим движениями позднюю осень, продолжая тему стихотворения А.С. Пушкина.

“Улетают, улетели…”
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в поле
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет,
Улетает, улетел…
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи!

Е. Благинина.

V. Продолжение работы по теме.

Затем дети читают текст вслух небольшими отрывками.

После чтения первой строки учитель обращает внимание учеников на противоречивые, стоящие рядом фразы: “унылая пора” и “очей очарованье”. (Учитель просит высказать своё мнение по поводу этого.)

Ученики: Наверное, автор хотел начать своё стихотворение с того, что осень – действительно унылое время года, с холодами и дождями, с увяданием природы. Но уже в следующей фразе Пушкин показывает своё личное отношение к этой поре и что ему осень очень нравится.

- Автор не скрывает своего восхищения, оно выражено в восклицании поэта: “Очей очарованье!”

Учитель: Давайте посмотрим дальше, так ли это?

Ребята прочитывают следующие две строки и видят, что здесь автор прямо говорит о своей любви к этому времени года:

“Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье…”

Учитель: А как вы объясните выражение: “прощальная краса” и “пышное природы увяданье”?

Ученики: Это пора золотой осени, такие картины мы видим и у художника И.И. Левитана “Золотая осень”.

- В эту пору деревья необычайно красивые, хотя эта красота – начало их увядания: листья облетают. Поэтому автор такое увядание природы называет пышным, то есть богатым.

- А я нашёл одинаковые картины у Пушкина и у Бунина. Давайте сравним:

“Лиловый, золотой, багряный” - у Бунина.

“В багрец и золото одетые леса” - у Пушкина.

- Авторы пишут похожими словами-красками о лесе, и им одинаково нравится такой осенний лес.

Учитель: А теперь прочитайте стихотворение до конца и найдите, что же нравится Пушкину в осени и почему. Попробуйте объяснить это словами и со ссылкой на текст.

Ученики: Автор говорит, что ему всё нравится в осени: “ветра шум” и “свежее дыханье” - ему легко дышится в эту пору на свежем воздухе.

- И даже то, что иногда не нравится другим, его радует: “небеса”, покрытые “мглой волнистою”, и то, что солнце посылает свои лучи всё реже “редкий солнца луч”, и “первые морозы”.

- И то, что скоро наступит зима:

“…И отдалённые седой зимы угрозы”.

Учитель: А как вы понимаете последнюю строчку?

Ученики: Словом “отдалённые” автор показывает, что зима ещё не скоро наступит, но “седой зимы угрозы” - стужа и холод, сильные морозы, снега и метели – будут обязательно.

Учитель: (обобщает ответы детей). Таким образом, мы видим, что только в первых словах Александр Сергеевич Пушкин называет осень “унылой порой”, но в дальнейшем от грусти и уныния не остаётся и следа. Даже приближение зимы у поэта изображено как-то бодро и радостно, и угрозы зимы ему не страшны.

И действительно, ребята, из всех времён года осень была для Пушкина самым любимым. И не только потому, что оно несёт с собой красоту (“пышное природы увяданье”), а и потому, что осенью ему легко дышалось и легко писалось. Именно осень была самой благодатной и плодотворной порой, когда он написал много прекрасных произведений.

VI. Соотнесение словесного и зрительного образов.

Учитель: Найдите в стихотворении А.С. Пушкина строчки, которыми можно подписать картину И.И. Левитана “Золотая осень”.

Ученики находят:

“Унылая пора! Очей очарованье”.

“В багрец и золото одетые леса…”.

“В их сенях ветра шум и свежее дыханье…”.

VII. Итог урока.

- Что вас тронуло?

- Что особенно показалось интересным?

- Нарисуйте дома картину, соответствующую стихотворению А.С. Пушкина “Осень” и выучите наизусть.