Цели:
- Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина “Осень”.
- Продолжение работы над формированием навыков анализа лирического текста, по поиску в тексте слов и выражений, рисующих разные чувства и настроения.
- Отработка у детей навыков выразительного чтения.
- Подготовка к творческой работе по написанию сочинений.
Оборудование урока:
- портрет А.С. Пушкина,
- картина И.И. Левитана “Золотая осень”,
- таблица “Словарь настроений”.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания. “Поэтические минутки”.
Чтение по учебнику или наизусть стихотворения И.А. Бунина “Листопад”.
Обсуждение, сумел ли чтец передать чувства и настроение автора и своё.
III. Работа по теме.
Учитель: Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов (Беседа о А.С. Пушкине). Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников.
Работа по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.
Рассмотрите картину И.И. Левитана “Золотая осень”.
- Почему осень называют “золотой”?
- Такой ли изобразил её художник?
- Какие краски можно различить на картине?
- Рассмотрите воду реки. Почему она разного цвета?
- Что из увиденного художником наблюдали и вы во время осенней экскурсии?
- С какими чувствами художник писал свою картину?
- Выберите из таблицы “Словарь настроений”, слова, определяющие эти чувства.
Работа по стихотворению А.С. Пушкина “Осень”.
Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Осень”. Подумайте над тем, за что он любит осень.
Обмен впечатлениями.
Учитель: Все ли слова вам знакомы?
Объяснение значения некоторых слов, уточнение ответов, составление цепочек слов.
очи – очарование;
багрец – багровый – багряный;
сень – покров деревьев;
мгла – непрозрачный воздух.
IV. Физминутка:
Учитель: Ребята, давайте изобразим движениями позднюю осень, продолжая тему стихотворения А.С. Пушкина.
“Улетают, улетели…”
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в поле
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет,
Улетает, улетел…
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи!
Е. Благинина.
V. Продолжение работы по теме.
Затем дети читают текст вслух небольшими отрывками.
После чтения первой строки учитель обращает внимание учеников на противоречивые, стоящие рядом фразы: “унылая пора” и “очей очарованье”. (Учитель просит высказать своё мнение по поводу этого.)
Ученики: Наверное, автор хотел начать своё стихотворение с того, что осень – действительно унылое время года, с холодами и дождями, с увяданием природы. Но уже в следующей фразе Пушкин показывает своё личное отношение к этой поре и что ему осень очень нравится.
- Автор не скрывает своего восхищения, оно выражено в восклицании поэта: “Очей очарованье!”
Учитель: Давайте посмотрим дальше, так ли это?
Ребята прочитывают следующие две строки и видят, что здесь автор прямо говорит о своей любви к этому времени года:
“Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье…”
Учитель: А как вы объясните выражение: “прощальная краса” и “пышное природы увяданье”?
Ученики: Это пора золотой осени, такие картины мы видим и у художника И.И. Левитана “Золотая осень”.
- В эту пору деревья необычайно красивые, хотя эта красота – начало их увядания: листья облетают. Поэтому автор такое увядание природы называет пышным, то есть богатым.
- А я нашёл одинаковые картины у Пушкина и у Бунина. Давайте сравним:
“Лиловый, золотой, багряный” - у Бунина.
“В багрец и золото одетые леса” - у Пушкина.
- Авторы пишут похожими словами-красками о лесе, и им одинаково нравится такой осенний лес.
Учитель: А теперь прочитайте стихотворение до конца и найдите, что же нравится Пушкину в осени и почему. Попробуйте объяснить это словами и со ссылкой на текст.
Ученики: Автор говорит, что ему всё нравится в осени: “ветра шум” и “свежее дыханье” - ему легко дышится в эту пору на свежем воздухе.
- И даже то, что иногда не нравится другим, его радует: “небеса”, покрытые “мглой волнистою”, и то, что солнце посылает свои лучи всё реже “редкий солнца луч”, и “первые морозы”.
- И то, что скоро наступит зима:
“…И отдалённые седой зимы угрозы”.
Учитель: А как вы понимаете последнюю строчку?
Ученики: Словом “отдалённые” автор показывает, что зима ещё не скоро наступит, но “седой зимы угрозы” - стужа и холод, сильные морозы, снега и метели – будут обязательно.
Учитель: (обобщает ответы детей). Таким образом, мы видим, что только в первых словах Александр Сергеевич Пушкин называет осень “унылой порой”, но в дальнейшем от грусти и уныния не остаётся и следа. Даже приближение зимы у поэта изображено как-то бодро и радостно, и угрозы зимы ему не страшны.
И действительно, ребята, из всех времён года осень была для Пушкина самым любимым. И не только потому, что оно несёт с собой красоту (“пышное природы увяданье”), а и потому, что осенью ему легко дышалось и легко писалось. Именно осень была самой благодатной и плодотворной порой, когда он написал много прекрасных произведений.
VI. Соотнесение словесного и зрительного образов.
Учитель: Найдите в стихотворении А.С. Пушкина строчки, которыми можно подписать картину И.И. Левитана “Золотая осень”.
Ученики находят:
“Унылая пора! Очей очарованье”.
“В багрец и золото одетые леса…”.
“В их сенях ветра шум и свежее дыханье…”.
VII. Итог урока.
- Что вас тронуло?
- Что особенно показалось интересным?
- Нарисуйте дома картину, соответствующую стихотворению А.С. Пушкина “Осень” и выучите наизусть.