Развитие коммуникативной активности учащихся начальных классов якутской школы

Разделы: Начальная школа


Образование до 10 лет призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка – формирование базовой культуры его личности (базиса личностной культуры). Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования. Объективным основанием может послужить ориентация на культурные традиции как общечеловеческие, так и национальные.

Формирование у школьников ключевых компетентностей, особенно в коммуникативной сфере - основная задача сельской школы. Фундамент этого закладывается в начальных классах.

Коммуникативная деятельность является условием труда, условием познания, условием выработки человеком системы ценностей. Результатом является мера и формы общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми.

Коммуникативная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребенка.

Существуют различные основы коммуникативной активности ученика. Например, в 1 классе:

  • формирование интереса к учению через использование метода игры, основанного на общении;
  • потребность общения (создание среды общения);

во 2 классе:

  • научить различным средствам обратной связи;
  • естественная и искусственная форма диалога;
  • развитие диалога между учениками;

в 3-4 классах:

  • формирование умений работать в коллективе на основе групповой формы обучения;
  • монолог;
  • полилог.

Основываясь на них, на уроках гуманитарных дисциплин необходимо создавать атмосферу неформального общения, которая выражается в субъект – субъектных отношениях, содействии, сомыслии, сотворчестве.

Отсюда вытекает проблема обеспечения развития коммуникативной активности учащихся на уроках гуманитарных дисциплин в условиях личностно-ориентированного взаимодействия учителя с учениками, ученика с учениками. Исходя из вышеизложенного вытекает следующая гипотеза, что развитие коммуникативной активности учащихся будет успешной, если:

  • актуализировать естественную любознательность ребенка, т.е. осмысление, совместное решение тех проблем, которые являются лично значимыми для них;
  • изменить модели образовательного процесса (манипулятивная педагогика по Г.Б. Корнетову);
  • формировать мотивы к общению, которые осуществляются через многоаспектность содержания изучаемого материала, включения учащихся именно в процесс преодоления различных ситуаций, поиск нестандартных решений тех проблем.

Основой коммуникативной активности будущего ученика является развитие любознательности. Возникает необходимость создания и использования методических приемов на уроках, построенных на актуализацию естественной любознательности ребенка, т.е. осмысление, совместное решение тех проблем, которые волнуют детей в их повседневной жизни и являются лично значимыми для них.

Для этого изменяется модель образовательного процесса. Наиболее приемлемой парадигмой базовой модели образовательного процесса по Г.Б. Корнетову является манипулятивная педагогика. Основание дал Ж.Ж. Руссо (1712-1778) в романе-трактате “Эмиль, или о воспитании”. Учитывается индивидуальность каждого конкретного ученика, внимание концентрируется на способах организации самостоятельной активности учащихся для достижения их развития.

Создается значительно более благоприятное условие для реализации активности ребенка, развитии его самостоятельности, индивидуализация воспитания и обучения. (см. таблицу 1)

Создаются специальные условия, нацеленные на актуализацию стимулирования естественной любознательности и коммуникативной активности. Этими условиями могут быть игровые формы, решение личных проблем, активные методы – ситуации.

В реальной жизни человек создает высказывание при конкретных обстоятельствах, в определенных ситуациях, они всегда кому-то адресуются. При организации учебной речевой практики школьников к соблюдению этих естественных правил нужно стремиться.

Основными шагами могут быть:

  • провокация ребенка на высказывание, чтобы достичь речевой активности;
  • использование богатства жизненной информационной среды ребенка.

Активные методы обучения – это моделирование отдельных сторон жизни, критический анализ ситуаций, моделирование типичных ситуаций. К содержанию ситуаций, используемых на уроке, можно отнести:

  • действие конкретных лиц, т.е. действие детей;
  • явления и процессы, происходящие в развитии личности;
  • источники и причины возникновения явлений.
  • Могут быть использованы разные типы ситуаций:
  • стандартные;
  • критические;
  • экстремальные.

Стандартная ситуация в определенной мере типична, часто повторяется, имеет одни и те же источники и причины.

Критическая ситуация не типична для ребенка, неожиданна, требует немедленного и радикального вмешательства или решения проблемы.

Экстремальная ситуация – уникальная, не имеющая аналогов. Приводит к радикальному пересмотру соответствующих процессов, взглядов, отношений и объектов.

В учебном процессе ведущее место должен занимать разбор стандартных ситуаций. Используемые ситуации разделяют по дидактическим функциям на четыре типа:

  • ситуации-иллюстрации;
  • ситуации-упражнения;
  • ситуации-оценки;
  • ситуации-проблемы.

Ситуация-иллюстрация применяется для того, чтобы на конкретном примере показать действие теоретических закономерностей, принципов, механизмов тех или иных событий, явлений на основе материалов из собственного опыта или взятого из реальной жизни.

Ситуация-оценка используется для формирования опыта применения каких-то знаний для выработки своих позиций, отношения к тому или иному факту, событию, действию. Задача детей – оценить источники, механизмы, последствия ситуации.

Ситуация-упражнение призвана сформировать или расширить опыт в решении конкретных проблем. Здесь предлагается конкретная ситуация и ставится вопрос: как бы вы поступили?

Ситуации-упражнения используются, когда есть необходимость в том, чтобы дети самостоятельно разобрались в данном вопросе, приняли решение и аргументировали.

Ситуации-проблемы представляют наибольший интерес. Учитель предлагает необходимые данные по ситуации, затем каждый ученик анализирует положение дел и определяет оптимальные пути решения проблемы.

Работа в плане оптимизации функции общения проводится с первых дней поступления детей в школу. В течение всего годичного этапа работы изучается динамика социального статуса каждого ребенка с помощью метода социометрии и изменения эмоционального состояния на основе цветового теста Люшера. В конце начальной школы полученные социальные навыки детей должны проявляться в творческой совместной деятельности, в обыденной, повседневной жизни детей.

Как можно построить работу по оптимизации навыков общения?

Основные задачи работы по оптимизации навыков общения:

Обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных, ситуациях, побуждение к поиску и осмыслению информации об окружающих их людях, выработку умения слушать окружающих и проявлять интерес к ним, иными словами, отделять проблему от личности.

Необходимо научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания, выработать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудачного общения.

Обучение детей приемам саморегуляции своего состояния, что позволило бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость.

Первоначально детям прививаются базовые социальные навыки: умение выслушивать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы, тактично критиковать и похвалить другого.

Обучение умению слушать друг друга осуществляется с помощью следующих приемов.

1. Учитель спрашивает по очереди о том, что каждому подарили на прошлый день рождения, или о том, как каждый провел лето. Дети обычно очень охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга. После опроса учитель спрашивает: “А кто запомнил, что подарили Саше?”. Ответ правильно вспомнившего – поощряется. При этом подчеркивается, что внимательно выслушан будет тот, кто умеет слушать сам. Такое упражнение проводится с разными темами два раза в месяц.

2. Дальше проводится работа по обучению детей выражению дружеских чувств, симпатий, сочувствия окружающим. Сначала учитель с детьми обсуждают, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться и дружить, чем со злым и обидчивым. Далее учитель демонстрирует детям признаки выражения дружеских чувств: улыбка, спокойная речь, открытая поза, контакт глаз, а также неречевые признаки поощрения высказываний, иллюстрируя свои объяснения собственным показом, демонстрацией признаков симпатии самими детьми в ходе разыгрывания коротких сценок, показом иллюстраций из книг.

Далее проходит апробация полученных навыков: каждому ребенку предлагается по очереди зайти в класс, поздороваться сначала со взрослыми, а потом со сверстниками. Все дети коллективно обсуждают каждое приветствие и оценивают его с позиции дружественности и доброжелательности.

3. Большое значение для развития общения имеет умение поддерживать общую беседу, участвовать в коллективном обсуждении темы. Учитель сначала сам дает тему для обсуждения (например, что нам надо делать, чтобы учиться было интересно?) и предлагает правила участия в нем: внимательно выслушивать каждого, не перебивая; обсуждать все возникшие идеи по очереди; не говорить слишком долго и быстро; четко и ясно выражать свою точку зрения, договаривая до конца.

Обсуждение продолжается до тех пор, пока все не придут к общему мнению. Учитель побуждает к активности самих робких и застенчивых детей.

4. Развитие навыков общения невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг другу. Для этого можно использовать разнообразные методические средства. Например, устраивать конкурс на лучший рисунок, где сами дети должны убедительно похвалить рисунки друг друга, найти в них яркие отличительные особенности и доказать, что рисунок товарища заслуживает первого места.

5. Прием “Художники” направлен на развитие умения собирать и обобщать положительную информацию о своих друзьях. Предлагается создать словесный портрет каждого: описать его внешность, привычки, вкусы и особенности личности. Однако, перед обсуждением, учитель объясняет детям, почему важно видеть хорошее в людях и высказываться доброжелательно, приводит примеры того, к чему приводят резкая критика и обидные высказывания в адрес другого. Можно провести много методических упражнений подобных этому. Например, обсуждение темы “Что значит любить своих близких и заботиться о них”, “С кем ты дружишь, за что ты любишь своего друга”.

В ходе таких упражнений дети осмысливают свое внимание к окружающим, учатся ценить общение с ними. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в классе: дети привыкают встречать друг друга радостной улыбкой, каждого весело приветствуют.

Следующей стадией в развитии навыков общения является освоение моделей социального поведения в конфликтной, стрессовой или просто сложной ситуации. Вместе с детьми нужно последовательно осваивать различные модели анализа поведения в ситуации общения, анализ реакций в стрессовой ситуации (уверенная, неуверенная, агрессивная), приставок в ходе общения (сверху, внизу, на равных) и коммуникационных позиций (я хороший – ты хороший, я хороший – ты плохой, я плохой – ты хороший, я плохой – ты плохой). Например, детям предлагается оценить следующие ситуации: вы хотите поговорить вдвоем с другом, но появляется третий и вступает в разговор, как поступите вы? Дети оценивают с трех позиций: с позиции Ребенка, с позиции Взрослого, с позиции Командира.

Усвоение моделей поведения в социальных ситуациях, активное их использование представляет собой важный этап в развитии ребенка. Он начинает осознавать сам способ выполнения действия, а не только его результат. В исследованиях А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия убедительно доказано, что переход от действия, направленного на результат, к действию, регулируемому представлениями о способе действия, означает коренной рубеж развития ребенка.

После того, как все модели анализа поведения будут разобраны и усвоены, начинается испытывание социальных навыков детей в очень сложных и неожиданных ситуациях общения. Очень важно, чтобы полученные знания активно использовались в повседневной жизни. Например, упражнение “Новый учитель”. Дети должны почувствовать себя в роли учителя и решить ряд сложных проблем: что сделать с опоздавшим, с ябедой, как разобраться с драчунами во время перемены, как объяснить новую тему доступно.

В обсуждении принимают участие все, найденные решения коллективно оцениваются с трех позиций моделей поведения.

Социально-ориентированную активность ребенка развивают упражнения “Мама заболела”, “Очередь в магазине”, “Друг потерялся”, где дети учатся действовать в сложных, непредвиденных обстоятельствах в интересах других людей.

Эффективной формой развития навыков общения, логики социального поведения, прогноза поведения людей в ситуации общения является разбор пьес, кинофильмов. Дети обсуждают поступки и характеры героев с позиций общечеловеческих качеств как доброта, отзывчивость, смелость, трусость, жадность.

Прогноз социального поведения развивается вопросами о том, как бы обернулось действие сказки, если бы герой поступил иначе. Постепенно перед детьми раскрывается логика социальных событий, заключающаяся в том, что к счастливому концу действия ведут только добрые поступки героев.

Работа по развитию навыков общения должна быть последовательной. Каждое упражнение должно приобретать значение именно как компонент системной работы с детьми, которая охватывает самые разнообразные сферы детской жизни.

Литература.

  1. Щипицина Л.М., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми. СПб., 2000
  2. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. М., 2000
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2000
  4. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1996