Цели:
- познакомить детей с понятием “река”, “исток”, “приток”, “устье”; познакомить с реками республики Марий Эл
- формировать умение находить реки на карте, работать с контурной картой;
- продолжить развивать умение самостоятельно работать с тестом;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
- презентация к уроку “Реки” (MS Power Point)
- физическая карта полушарий,
- физическая карта республики Марий Эл,
- творческие работы детей макеты местности,
- кроссворд.
Ход урока
Организационный момент
Край потомков Онара
Новой былью согрет,
И над Волгою старой
Молодеет рассвет,
Звонки гусли седые,
В ритмах юности страсть…
Часть великой России,
Неразрывная часть!
Проверка домашнего задания
Тест (Приложение 1) (проверка фронтальная, карточки с правильными ответами появляются на доске)
Актуализация знаний
Детям задаются вопросы по домашнему заданию, ответы на которые появляются на доске:
Атлантический, Евразия, Африка, Антарктида, Волга, Тихий
Группировка по смыслу в группы (Вода, суша)
- Лишнее слово (Волга)? Почему?
Введение в тему урока. Постановка проблемы.
- Как обозначаются на карте реки?
- Что такое река?
(У ребят на партах макеты местности из пластилина.)
- При помощи зубочистки покажите стрелочкой направление течения вашей реки. (Ответы детей могут быть разными)
- Почему у нас мнения разошлись? Почему не все указали течение реки?
- Что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Что такое река? От чего зависит течение реки?)
Работа по теме урока
- Куда течет вода из родника?
- Какой закон нам придется вспомнить? (Притяжения Земли)
Презентация “Реки”(Приложение 2)
1 слайд Река- ?
(Ученики ищут понятие в учебнике, затем понятие появляется на экране.)
Схема речной долины.
- Посмотрите сколько вопросов на нашей схеме? Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все эти вопросы?
2 слайд Горная и равнинная реки
- Перед вами две реки: горная и равнинная. Чем отличаются эти реки? Как вы думаете, почему?
3 слайд Место рождения реки - ?
Каждая река где-то рождается. Это может быть ключ, бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах. Найдите в учебнике, как называется место рождения реки?
Фото истока Волги.
Так на Волдайской возвышенности рождается великая река Волга.
4 слайд Притоки - ? (нахождение по учебнику понятия)
Рассматривание притоков реки Волги. Чтение подписей под фотографиями.
- Как вы думаете, почему Кама – правый приток, а Ока- левый?
Физкультминутка “Правый-левый берег”
(С детьми определяем исток и направление реки. Например: “Река течет от окна к стене, рукой покажите, где находится правый берег, левый берег, исток”. Затем направление реки меняется, задания повторяются.)
5 слайд Место впадения реки в другой водоем называется - ? (работа с учебником)
Фото устья Волги.
6 слайд Проверка полученных знаний
Схема речной долины. (Ответы на вопросы.)
Как называется место рождения реки? (Дети называют понятия, те появляются на схеме.)
Как называются речки и ручейки, впадающие в эту реку?
Какой берег левый или правый? Почему?
Место впадения реки в другой водоем?
7 слайд Молодцы!
Самостоятельное применение полученных знаний
Работа с контурной картой. Стр. 2 № 4
Проверка на доске.
Региональный компонент.
- Как вы думаете, какая река изображена на вашей карте, горная или равнинная? А в нашей республике какие протекают реки? Какие реки нашей республики вы знаете?
Рассказ детей о реках: (Приложение 3)
Волга
Илеть
Большая Кокшага
Малая Кокшага
- Найдите эти реки на карте.
Задание на дом (по выбору).
- Зашифровать название 1 реки республики при помощи математических выражений
- Составить кроссворд по теме “Реки республики”
- Вставить подходящие по смыслу названия рек стр. 3 №8
Итог урока. Самооценка.
Кроссворд (работа в парах) Приложение 4
(Дети отгадывают в парах кроссворд, появляется ключевое слово “Реки” и подводится итог работы по этой теме.)