Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Реки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с понятием “река”, “исток”, “приток”, “устье”; познакомить с реками республики Марий Эл
  • формировать умение находить реки на карте, работать с контурной картой;
  • продолжить развивать умение самостоятельно работать с тестом;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • презентация к уроку “Реки” (MS Power Point)
  • физическая карта полушарий,
  • физическая карта республики Марий Эл,
  • творческие работы детей макеты местности,
  • кроссворд.

Ход урока

Организационный момент

Край потомков Онара
Новой былью согрет,
И над Волгою старой
Молодеет рассвет,
Звонки гусли седые,
В ритмах юности страсть…
Часть великой России,
Неразрывная часть!

Проверка домашнего задания

Тест (Приложение 1) (проверка фронтальная, карточки с правильными ответами появляются на доске)

Актуализация знаний

Детям задаются вопросы по домашнему заданию, ответы на которые появляются на доске:

Атлантический, Евразия, Африка, Антарктида, Волга, Тихий

Группировка по смыслу в группы (Вода, суша)

- Лишнее слово (Волга)? Почему?

Введение в тему урока. Постановка проблемы.

- Как обозначаются на карте реки?

- Что такое река?

(У ребят на партах макеты местности из пластилина.)

- При помощи зубочистки покажите стрелочкой направление течения вашей реки. (Ответы детей могут быть разными)

- Почему у нас мнения разошлись? Почему не все указали течение реки?

- Что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Что такое река? От чего зависит течение реки?)

Работа по теме урока

- Куда течет вода из родника?

- Какой закон нам придется вспомнить? (Притяжения Земли)

Презентация “Реки”(Приложение 2)

1 слайд Река- ?

(Ученики ищут понятие в учебнике, затем понятие появляется на экране.)

Схема речной долины.

- Посмотрите сколько вопросов на нашей схеме? Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все эти вопросы?

2 слайд Горная и равнинная реки

- Перед вами две реки: горная и равнинная. Чем отличаются эти реки? Как вы думаете, почему?

3 слайд Место рождения реки - ?

Каждая река где-то рождается. Это может быть ключ, бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах. Найдите в учебнике, как называется место рождения реки?

Фото истока Волги.

Так на Волдайской возвышенности рождается великая река Волга.

4 слайд Притоки - ? (нахождение по учебнику понятия)

Рассматривание притоков реки Волги. Чтение подписей под фотографиями.

- Как вы думаете, почему Кама – правый приток, а Ока- левый?

Физкультминутка “Правый-левый берег”

(С детьми определяем исток и направление реки. Например: “Река течет от окна к стене, рукой покажите, где находится правый берег, левый берег, исток”. Затем направление реки меняется, задания повторяются.)

5 слайд Место впадения реки в другой водоем называется - ? (работа с учебником)

Фото устья Волги.

6 слайд Проверка полученных знаний

Схема речной долины. (Ответы на вопросы.)

Как называется место рождения реки? (Дети называют понятия, те появляются на схеме.)

Как называются речки и ручейки, впадающие в эту реку?

Какой берег левый или правый? Почему?

Место впадения реки в другой водоем?

7 слайд Молодцы!

Самостоятельное применение полученных знаний

Работа с контурной картой. Стр. 2 № 4

Проверка на доске.

Региональный компонент.

- Как вы думаете, какая река изображена на вашей карте, горная или равнинная? А в нашей республике какие протекают реки? Какие реки нашей республики вы знаете?

Рассказ детей о реках: (Приложение 3)

Волга
Илеть
Большая Кокшага
Малая Кокшага

- Найдите эти реки на карте.

Задание на дом (по выбору).

  1. Зашифровать название 1 реки республики при помощи математических выражений
  2. Составить кроссворд по теме “Реки республики”
  3. Вставить подходящие по смыслу названия рек стр. 3 №8

Итог урока. Самооценка.

Кроссворд (работа в парах) Приложение 4

(Дети отгадывают в парах кроссворд, появляется ключевое слово “Реки” и подводится итог работы по этой теме.)