1. | Тема | Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этническую тему (урок первый: работа над содержанием). |
2. | Тип урока | Комбинированный. |
3. | Оборудование | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы. |
4. | Цели | Специальные: 1. Познавательные:
2. Практические:
Общепредметные: 1. Познавательные:
2. Практические:
|
5. | Умения и навыки | Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез). |
6. | Межпредметные связи | Литература, музыка, изобразительное искусство. |
7. | Логика урока | От восприятия к осмыслению и пониманию, запоминанию, обобщению и систематизации. |
Ход урока
1. Организационный момент:
- формирование групп;
- выбор (ответственного) руководителя группы;
- рабочая тетрадь.
2. Целеполагание.
- Что такое сочинение?
Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.
- Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?
Что, о чем писать? (содержание)
Как писать? (форма)
3. Работа над содержанием.
- Определимся в первую очередь с содержанием.
Частично тема уже задана.
а) Проведём словарную работу.
(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)
- Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)
- ответы учеников
- на доску помещаем определение из словаря Ожегова.
- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)
- Как вы понимаете значение слова «нравственность»?
- вот какое толкование дает словарь (на доску)
б) Подбор синонимов.
- Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)
- Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы)
в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)
- Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.
- А что это за понятие, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (художественный пересказ от 3-его лица – заранее подготовленный ученик).
г) Беседа по содержанию.
- Какую проблему поднимает Д. Гранин?
- По какому поводу собирается он «бить тревогу»?
- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожиться? (милосердие)
- Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)
- Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)
д) Подбор антонимов.
- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
Тетрадь: Милосердие. Антонимы-равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,
Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
-Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)
4. Планирование дальнейшей деятельности.
- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
- Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
- Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами)
- Нужно ли милосердие в наше время?
- В чем оно проявляется? Примеры.
- В чем причины людского равнодушия и невнимания?
- Можно ли воспитать милосердие в себе?
5. Работа в группах.
- Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.
Задание группам: (в конвертах-тексты, фотографии, репродукции картин), (Приложение 1).
(самостоятельная работа сопровождается музыкой)
1 гр. – Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.
- Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?
- Как можем их использовать в своем сочинении?
2 гр. – Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.
- Мать Тереза.
- Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина).
- Движения сестер милосердия.
- Красный Крест.
- Доктор Л. Рошаль.
3 гр. – Прочитайте материал о баронессе Юлии Петровне Вревской. Кратко расскажите о ней.
Выразительно прочитайте стихотворение в прозе, посвященное ей.
Вспомните стихотворение И. С. Тургенева «Два богача». Как сможем его
Использовать в работе?
4 гр. – Прочитайте сочинение ваших ровесников по теме нашего урока.
- Как они решили поставленную задачу?
- Что вам понравилось в этих работах?
Прочитайте продолжение статьи Д. Гранина «О милосердии».
-Какой совет он дает читателю?
5 гр. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
6 гр. – Прочитайте цитаты.
Обдумайте их. Обьясните значение.
- Как сможем использовать в работе?
6. Отчет групп о проделанной работе.
(тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).
7. Рефлексия.
1-2-3-…предложения.
- Ответы на вопросы (на листочках- гипотезах)
(опрос по цепочке)
8. Оценивание.
- Учитель – оценки тем, кто помогал
-Группе – капитан команды
(с кратким комментированием)
9. Домашнее задание (памятка).
- разбор и ответы на вопросы учащихся
10. Итог урока.
- Стихотворение Э. Асадова Падает снег.
Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека - обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
Флажка
Выбросила тоска.Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.Случись катастрофа, пожар, беда –
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?А если в глазах у него тоска-
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб падали людям весть?!И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!