Цели:
- сформировать знания о географических координатах;
- сформировать умение определять географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам;
- способствовать развитию мышления и способностей учащихся;
- способствовать воспитанию активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Средства обучения: глобус, физическая карта полушарий, карточки с названием темы урока и основными понятиями урока, атласы, рабочая тетрадь к учебнику по естествознанию “Земля и люди” (Бурский О.В., Смоктунович Т.Л.).
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы познакомились с параллелями и меридианами.
- Что такое параллели? (Условные линии, огибающие земной шар параллельно экватору.)
- Одинаковы ли параллели по длине? (Нет. Их длина уменьшается от экватора к полюсам.)
- Назовите и покажите на глобусе и карте самую длинную параллель.
- Назовите материки, которые располагаются как в северном, так и в южном полушарии. Поясните ответ. (Африка, Южная Америка, т.к. они пересекаются экватором.)
- Что такое меридианы? (Условные линии, которые пересекают земной шар от полюса до полюса.)
- Все ли меридианы одинаковы по длине?
- Назовите океаны, которые располагаются как в западном, так и в восточном полушарии. Поясните ответ. (Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, т.к. их пересекает Гринвичский, либо 180-й меридианы.)
- Что называют градусной сеткой? (Линии меридианов и параллелей, разделённые на градусы)
- Через какое количество градусов на карте проведены параллели? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели?
- Назовите ближайшую к полюсу параллель.
- Сколько градусов имеет параллель ближняя к экватору.
- Через какое количество градусов на карте проведены меридианы? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов меридианов?
- Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку? (Она помогает ориентироваться, т.е. определять своё положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта, чтобы можно было точно определить, где находится тот или иной объект.)
- Как можно узнать точное месторасположение объекта на карте, используя градусную сеть? (Надо указать параллель и меридиан, на котором этот объект находится.)
II. Создание проблемной ситуации (с затруднением).
Покажите на карте место приземления космического аппарата, если из сообщения удалось услышать, что он приземлился на 20-й параллели и 50 меридиане. (Дети ищут место приземления аппарата на карте, показывают его.)
III. Формулирование учебной проблемы (в форме вопроса).
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
- Вы смогли точно показать место приземления? (Нет.)
- А почему? В чём затруднение? (1. Нет точных данных, к северу или к югу от экватора располагается эта параллель. 2. Неизвестно к западу или востоку от 0 меридиана располагается меридиан, на который приземлился аппарат.)
- Вы как сначала думали определять положение на карте объекта? (Достаточно знать, на какое число градусов от экватора и нулевого меридиана удалена точка.)
- А как на самом деле? Что мы ещё не знаем? (Как уточнить параллель и меридиан.)
IV. Совместное открытие знаний.
- Как, по-вашему, это можно сделать? (Уточнить к северу или к югу от экватора находится параллель.)
Расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах показывает географическая широта, (учитель вывешивает карточку с названием понятия на доску, а учащиеся записывают определение понятия “географическая широта” в тетрадь).
Если точка располагается к северу от экватора, то её широта северная, а если к югу, то южная (учитель прикрепляет таблички с.ш. и ю.ш.). Географическая широта места приземления 20° с.ш.
Расстояние от нулевого меридиана до заданной точки показывает географическая долгота. (Учитель вывешивает карточку с названием понятия на доску, а учащиеся записывают определение понятия “географическая долгота” в тетрадь.)
Если точка располагается к востоку от Гринвича, то её долгота восточная, а если к западу, то западная (учитель прикрепляет таблички в.д. и з.д.).
Географическая долгота места приземления аппарата 50° в.д.
- Покажите на карте место приземления космического аппарата. (Ученик показывает на настенной карте географическое положение объекта.)
- Где находится эта точка? (На Аравийском полуострове.)
- Так как можно на карте точно указать расположение объекта? (Для этого надо определить географическую долготу и широту точки.)
Широту и долготу объекта называют географическими координатами.
Так какая сегодня тема урока? (Географические координаты.)
(Учитель помещает на доске карточки с названием темы)
V. Первичное закрепление.
1. Определите координаты г. Санкт-Петербурга. (Дети проговаривают алгоритм определения координат, а учитель записывает его на доске.
1. Найти параллель, на которой находится объект (60° с.ш.), т.к. лежит к северу от экватора.
2. Найти меридиан, на котором находится город (30° в.д.), т.к. лежит к востоку от нулевого меридиана.)
2. Определите координаты самой северной точки о. Шри-Ланка.
3. Определите координаты города Мехико.
4. Определите координаты г. Буэнос-Айрес. Чем это задание отличается от предыдущего.
Как его будете выполнять? (Этот город лежит между двумя параллелями и между двумя меридианами. Дети предлагают алгоритм решения этой задачи.
1. Определить между какими параллелями расположен город. (30 и 40, число градусов меридиана между ближайшей от экватора параллелью и данной точкой равно 5, следовательно 30° + 5° = 35° ю.ш.).
2. Определить между какими меридианами расположен город. (50 и 60, 50° + 7° = 57° з.д.)
5. Выполните задание № 59 в рабочей тетради с печатной основой, с.62.
- Что такое географическая широта? Как её определить?
- Что такое географическая долгота? Как её определить?
- По физической карте мира определите объекты по их географическим координатам:
а) В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке 18° ю.ш., 26° в.д. (Водопад Виктория.)
б) Этот остров имеет несколько названий – Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27° ю.ш., 109° з.д. (О. Пасхи.)
в) Африканцы называют эту гору “Горой божества холода”. Определите её, если координаты горы 3° ю.ш., 38° в.д. (Вулкан Килиманджаро.)
VI. Подведение итога.
Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
Людям каких профессий это умение особенно необходимо?
VII. Домашнее задание.
§ 14 (стр. 177–179), вопросы 1–4 стр. 181, составить задачи на определение географических координат и на нахождение объектов по координатам.