Организация работы по развитию связной речи и творчества с использованием межпредметных интегративных связей в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


В современных условиях обучение детей родному языку должно отвечать целям создания гуманистической школы, способной удовлетворить интересы и потребности ребенка, сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности детей, удовлетворить их стремление мыслить и действовать самостоятельно.

Одна из важных задач школы – обучение школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, т.к. “основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала долгая, кропотливая работа учащихся и учителей (М.Р.Львов).

Авторы программы обучения по системе Л.В.Занкова, по которой я работаю, придают большое значение развитию речи детей, т.к. “понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешного обучения всем учебным предметам”. Программа предусматривает, что учащиеся со своими наблюдениями, выступлениями, комментариями включаются в урок, становятся вместе с учителем как бы соавторы общего сценария урока. Уже в 1 классе у младших школьников должно сформироваться умение толково, с убедительными объяснениями давать ответы на поставленные вопросы. Кроме того, на втором году обучения учитель подходит к задаче формирования умения связно, полно, в ряде случаев образно строить описания, давать характеристики объектов, явлений без наводящих вопросов. Для этого дети должны овладеть следующими умениями, обеспечивающими речевую деятельность:

  • умение ориентироваться в ситуации общения;

  • умение отбирать материал для высказывания;

  • умение планировать содержание выступления;

  • умение реализовывать намеченный план;

  • умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения.

Формирование каждого из названных умений требует определенных упражнений, условий их выполнения, теоретических сведений и т.д.

Основная работа по развитию речи младших школьников проводится, как правило, на уроках чтения и русского языка. Но, чтобы сохранить уровень речевой культуры учащихся, а тем более поднять этот уровень, необходимо проводить работу по развитию связной речи на уроках по всем учебным дисциплинам.

Исходя из перечисленных выше положений, появилась идея организации работы по развитию связной речи на основе интегративных связей учебных предметов: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изо и др. Многопредметность преподавания в начальной школе дает возможность для разработки и внедрения принципа межпредметных связей.

Основная цель такой работы состоит в том, чтобы максимально используя возможности всех учебных дисциплин, изучаемых в начальной школе, а также с помощью внедрения межпредметных связей, сформировать у младших школьников умение свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения; способствовать развитию мышления школьников, их образной, эмоциональной речи.

Начинаю систематическую работу над речью с первых уроков обучения грамоте.

В качестве связующего звена работы по развитию связной речи выступают постепенно формируемые речевые умения, а также речеведческие сведения и знания по языку: речь, устная речь и ее свойства (громкость, темп . . .), письменная речь, опорные слова, текст, план, текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание и т.д. Эти сведения чаще всего дети получают на уроках обучения грамоте (чтения, русского языка) и формируют соответствующие речевые умения, выполняя творческие работы и задания.

На уроках окружающего мира наряду с основными целями, соответствующими теме урока, ставится цель по развитию связной речи. Основная тема урока обеспечивает содержательную сторону речевых умений – знания о предмете высказывания, а знания, полученные на уроке обучения грамоте (операционные знания), помогают младшим школьникам построить связное высказывание на данную тему.

На уроках изо и труда дети выражают свое видение мира в художественно-творческой деятельности, тем самым развивая сенсорный опыт, и учатся выражать свои чувства словом, используя речеведческие знания, полученные на других уроках. Уроки изо и труда помогают “разговорить” самых молчаливых детей.

Группировка учебного материала по курсу чтения, окружающего мира, изо, музыки способствует систематизации знаний, усвоенных детьми в разное время, позволяет пробуждать у учащихся эмоциональную отзывчивость и на этой основе развивать речь, а также нравственно обогащать личность ребенка.

При составлении планирования главной задачей ставлю развитие речи детей. Опираясь на требования программы по системе Л.В.Занкова и программу “Речь и культура общения” Т.А.Ладыженской, выделяю основные речеведческие понятия и умения для каждого года обучения. Чтобы обеспечить регулярность в работе по развитию речи составляю понедельное планирование занятий.(Слайд 1) Структурная целостность достижения тематическим объединением учебного материала в большинстве случаев темой урока окружающего мира, которая изучается на этой неделе. Объясняется это следующим: развитие речи идет в этом случае в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы. Природа предоставляет большие возможности для речевого развития. Еще И.Г.Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому “ум поднимается от смутных чувственных восприятий к понятиям”, а осознание этих понятий идет вместе с искусством речи.

Затем связываю основную тему недели с учебным материалом других предметов: изо, труда, музыки . . . На этих уроках дети включаются в художественную деятельность, которая служит средством развития сенсорного опыта, воображения, эстетического чувства детей. Таким образом, включаясь в различные виды деятельности, ребенок находит значимую для себя деятельность, которая вызывает внутренний отклик, накапливаются впечатления, опыт. При достаточном их богатстве становится возможным и желанным для ребенка выразить свое личное переживание в создаваемых им образах, в слове. Например, задача первой недели декабря по развитию речи в 1 классе – тренировать учащихся в связном описании времен года. Тема недели по окружающему миру “Жизнь в зимнем лесу”. Проводим экскурсию после снегопада, где дети фиксируют внимание на своих ощущениях – неповторяющиеся цвета и узоры, скрип снега и многое другое. Здесь каждый ученик ощущает себя частью природы, а окружающий мир воспринимается как живой, близкий и родной. На уроке изо (тема “Выразительные возможности графических материалов”) дети изображают зимний лес по памяти и впечатлениям (работа линией). На уроке музыки дети совершают музыкальное путешествие в сказочный лес. Здесь они слушают песню “Зима” (муз. П.Чайковского, сл. А.Плещеева), “Танец снежинок” (муз. А.Филиппенко). Свои чувства учащиеся выражают импровизируя под музыку “Танец снежинок”, в мелодизации стихотворения И.Сурикова “Зима”. В результате такой подготовительной работы на уроке обучения грамоте дети составят рассказ описательного характера о зимнем лесе, используя картинный план.

Важным общеречевым умением, которое надо выработать уже в 1 классе, считаю умение планировать свое высказывание. Учитель часто обращается к детям с просьбой что-то объяснить или доказать. Здесь у первоклассников возникают трудности объективного характера. До школы ребенок выступает в роли “почемучки”, а в школе ему приходится самому устанавливать причинно-следственные связи между фактами, давать объяснения явлений, рассуждать, чему его никто не учил. Программа предполагает провести знакомство с текстом-рассуждением только в 4 классе, хотя уже в 1 классе с помощью игровых ситуаций, используя специальную наглядность, составляю опорные таблицы, которые познакомят малышей со структурой текста-рассуждения. Сначала наблюдаем за построением ответа на вопрос “Почему?”. Когда дети осознают принцип построения высказывания такого типа, составляем обобщенную схему. (Слайд 2)

Эту схему дополняем и уточняем в дальнейшей работе. Отличительные особенности текста-рассуждения закрепляем на уроках окружающего мира т.к. вопросы, задаваемые учителем по ходу изучения материала, побуждают детей переосмысливать знания, находить новые связи, объединять их в более широкие системы знаний. Вопросы требуют размышления, побуждают детей обосновывать свои высказывания. Создаются коллизии, которые разрешаются в ходе размышлений. На основе накопленных знаний дети уточняют понятия, учатся делать выводы и обобщения. Поэтому на уроке необходимо ставить две цели – природоведческую и речевую.

Например, на одном из уроков дети выделяют существенные признаки зверей и птиц. На этом уроке ставлю две основные цели: познакомиться с признаками, свойственными зверям, и признаками, свойственными птицам; на основе природоведческого материала познакомиться со структурой текста-рассуждения.

При изучении нового материала возникает проблемная ситуация: к какой группе животных отнести летучую мышь? В ходе рассуждений создаем текст.

Летучая мышь – это зверь или птица?

Летучую мышь нередко можно встретить в наших краях. Много странного и непонятного в строении тела и образе жизни этого животного. Издавна летучая мышь вызывает страх у многих людей. Так что это за животное: зверь или птица?

Во-первых, летучая мышь имеет четыре ноги, а у птиц только две.

Во-вторых, у летучей мыши есть уши и зубы, а у птиц их нет.

В-третьих, ее тело покрыто темно-бурым мехом, а у птиц тело покрыто перьями.

В-четвертых, крылья отличаются от крыльев птиц. Это кожистая складка, натянутая между передними и задними лапами.

Значит, летучая мышь – зверь, но зверь необычный – летающий.

Такой текст, размноженный на компьютере, лежит на каждой парте. Его прочитают ученики. Доказываем, что в ходе рассуждений мы создали текст. определяем тему, выясняем, что отсутствует последовательность действий, что отвечали на вопрос “Почему летучая мышь – зверь, а не птица?”. сообщаю, что такой тип текста называется рассуждением, и мы часто будем устно составлять подобные тексты на наших уроках. При анализе выясняем структуру этого текста, появляется схема текста-рассуждения. (Слайд 2)

Составление схемы, отражающей строение текста, помогает запомнить чужое высказывание, воспроизвести текст.

Потренироваться в составлении текста-рассуждения дети могут, выполняя задания учебника, такие как: “Почему лягушки зимой не могут быть активны?”, “Можно ли подсолнечник называть деревом?”, и др. Это умение необходимо детям и на других уроках, т.к. знание соответствующих закономерностей построения текста-рассуждения облегчает процесс создания высказываний, их восприятия, делает этот процесс подконтрольным, а потому более осознанным.

С 1 класса знакомлю детей и с текстом-описанием. Используя идею взаимосвязи наблюдений, музыки, декоративно-прикладного искусства и развития речи, провожу комплексные занятия.

Комплексные занятия провожу по следующему условному плану:

I этап -

Наблюдения.

II этап -

Прослушивание музыки, импровизация.

III этап -

Творческая работа:

декоративно-прикладное искусство (тематическое рисование, иллюстрирование, аппликация и т.д.);

составление устного сочинения.

IV этап -

Корректировка высказывания. Оценка.

Комплексные занятия помогают сосредоточить внимание детей на содержании изучаемого вопроса, что в свою очередь способствует развитию наблюдательности учащихся и подводит их к осознанию средств музыкальной, художественной выразительности. Реальный жизненный опыт, связанный с искусством, непосредственные впечатления об окружающем является питательной средой для развития творчества детей.

Поэтому уже с середины сентября начинаем с первоклассниками вести наблюдения за изменением погоды, а также за тем, что происходит в природе. Кроме того, дети наблюдают за домашними зверями, птицами, бабочками, аквариумными рыбками и т.д. – за тем, что близко детям. Затем слушаем близкую по теме музыку. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. Даже у самых пассивных детей музыка пробуждает стремление запечатлеть услышанное, и рука тянется к карандашу, бумаге, краскам. Ребенок хочет выразить свой внутренний духовный мир. Наиболее распространенным видом прикладного искусства учащихся является тематическое рисование и иллюстрирование. Тематическое рисование развивает образное мышление, память, помогает выделить наиболее характерное в явлениях, замеченных в природе и изображенных средствами музыки. Например, после осенней экскурсии в парк слушаем “Осеннюю песню” П.Чайковского. перед прослушиванием читаю стихотворение К.Ибряевой и Р.Папковой:

Тихо, тихо сядем рядом -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой . . .
Это – музыка торопит
И ведет нас за собой.

После прослушанной музыки определяем ее характер, настроение, сравниваем с явлениями, происходящими в природе. Читаем стихотворение А.С.Пушкина “Унылая пора, очей очарованье . . .”. Делаем вывод, что природу изображают композиторы звуками, поэты – словом, художники – красками. Предлагаю детям сделать рисунок на тему “Пейзаж родной природы. Осень”. Предварительная беседа с учащимися о том чувстве, которое вызывало у них явление, изображенное в музыке, о впечатлении, которое осталось у детей, помогает составить сюжет на заданную тему и выразить его в красках. По окончании работы организуем коллективный просмотр рисунков. После этого детям несложно будет рассказать о явлениях, происходящих в природе, по схематическому плану, составленному на доске, передать словами свое настроение.

Игра “Четыре дорожки” помогает мне закрепить умение учащихся связно описывать времена года. Оборудование: 4 сюжетных картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень; предметные картинки, соответствующие временам года; 4 цветные полоски – белая, голубая, зеленая, желтая, соответствуют фону сюжетных картинок. Читаю рассказ и предлагаю ученикам выбрать себе любую “дорожку” (цветную полоску) и “отправиться в путешествие”.(Слайд 3)

- Догадайтесь, в какое время года приведет вас дорожка.

Учащимся дается задание: “пойти по своей дорожке”, быть очень внимательными, все замечать и запоминать.

Ученики отбирают картинки, подходящие к их временам года, расставить их в последовательности рассказа и, следуя по своей “дорожке”, опираясь на ряд предметных картинок, дают описание определенного времени года.

Осень.

Предметные картинки: небо, солнце, тучи, ветер, дождь, трава, деревья, кусты, астры, ноготки, георгины, грибы, клюква.

Осень в разгаре. Небо хмурое, серое, облачное. Солнышко редко показывается. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Деревья и кусты сбрасывают листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква.

Зима.

Предметные картинки: небо, солнце, ветер, снег, сугробы, медведь, белка, заяц, волк.

Незаметно подкралась зима. Небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь. Белка и заяц сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет в лесу в поисках добычи.

Весна.

Предметные картинки: небо, солнце, ветер, снег, ручейки, почки, грачи, скворцы, жаворонки.

Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.

Используя предметные картинки, дети рассказывают о своем времени года. Анализируем один из текстов. Доказываем, что это текст, определяем тему, сколько нужно картинок для иллюстрации этого текста, делаем вывод, что это текст-описание, знакомимся со структурой текста-описания; составляем план описания времен года.

Эта игра полезна еще и потому, что дети на практическом уровне приобретают опыт описания картины.

В 1 классе учу детей не только описывать явления природы, но и животных, растения, отдельные предметы. Вот как мы готовились описывать домашних птиц. На уроке изо дети знакомятся с Мастером Изображения, который учит детей умению видеть. “Очень часто, – говорит он, – мы проходим мимо чудесных вещей, мимо деревьев, кустов, птиц и как редко останавливаем не них внимание! Художник умеет вглядываться в жизнь и замечает то, что не видят другие. Это очень важное умение, от него зависит наше умение рисовать”. Дети вместе с Матером Изображения рассматривают на слайдах разных животных. Задача урока – научиться рассматривать. На уроке использую сюиту К.Сен-Санса “Карнавал животных”. Дети определяют, кто из зверей мог передвигаться под такую музыку. В конце урока ученики получают задание понаблюдать с помощью взрослых за домашними птицами. Каждый ребенок получает отпечатанный на ксероксе план наблюдений.

Понаблюдай за домашними птицами. Ответь на вопросы:

1). Чем покрыто тело домашних птиц?
2). Есть ли у домашних птиц крылья и сколько их?
3). Сколько ног у домашних птиц?
4). Какие ноги: длинные или короткие?
5). Какая шея: длинная или короткая?
6). Какой формы клюв: острый сжатый с боков или широкий и тупой?
7). Есть ли на голове у домашних птиц уши?
8). Есть ли на голове у птиц какие-нибудь украшения: гребень, яркие кожистые выросты, хохлы из перьев и т.п.?
9). Можно ли отличить самца от самки? Как?

Дети, которые не могут наблюдать за птицами, рассматривают иллюстрации в книгах и журналах.

Через 2-3 дня подводим итоги наблюдений. Читаем рассказ Н.Сладкова “петушок”. Составляем о петушке рассказ по вопросам.

(Петух – домашняя птица. Тело его покрыто перьями. Петухи бывают разного цвета: белые, коричневые, пестрые. На голове у этих птиц красный гребень, а под носом красная бородка. Глаза широко расставлены, поэтому петух хорошо видит. Ушей не видно – они скрыты под перьями, но слух у петухов хороший. Нос острый, сжатый с боков. Хвост пышный.

У петуха короткие ноги. На них есть небольшие выросты – шпоры. Птица может летать, но делает это неохотно).

На уроке труда слушаем фрагменты из оперы Н.Римского-Корсакова “Золотой петушок”, затем дети делают коллективную аппликацию петушка из очистков карандаша.

Не следующий день на уроке обучения грамоте вывешиваю на доску коллективную работу детей и провожу поэтическую минутку, дети читают стихи:

Про пестрых птиц
Поет
Петух.
Про перья пышные,
Про пух,
Про пастбище,
Про пастуха
И про себя -
Про петуха.

Дети делают вывод, что стихотворение очень подходит к нашему петушку. Спрашиваю, нравится ли ученикам петушок и предлагаю составить такой рассказ о нашем петушке, чтобы было понятно, что он нам нравится. Дети с желанием выполняли аппликацию и поэтому и сейчас каждому из них хочется составить рассказ о петушке, показать все его достоинства. Поэтому сложное задание описания птицы дети делают с удовольствием, многие из них и дома расскажут о нашем петушке родителям.

Петух – красивая птица!

Петушок – красивая птица. На голове у него красный гребешок, под носом красная бородка. Перышки у Пети пестрые, яркие, переливаются на солнышке. Хвост большой, пышный, с узорами. На ногах сапоги со шпорами одеты.

Нарядная птица петух.

А в конце урока мы запишем предложение: “Петушок – красивая птица!” сделаем вывод, что составили два разных текста о петушке: на уроке естествознания составили текст, главной мыслью которого было “Петух – домашняя птица”, а на уроке обучения грамоте составили текст, главной мыслью которого было “Петушок – нарядная птица”, т.е. описания могут быть разными в зависимости от главной мысли, знакомимся со структурой текста-описания.

Дети много раз будут тренироваться в описании животных, им нравится наблюдать, ухаживать за питомцами, поэтому и рассказы получаются интересные. Школьники становятся внимательнее и с удовольствием рассказывают и слушают о своих наблюдениях на разных уроках. Природа сближает детей, им хочется общаться друг с другом.

Т.о. использование межпредметных связей предоставляют учителю богатые возможности для ознакомления детей уже в 1 классе с такими важными понятиями как текст, его структура, признаки, повествование, описание, рассуждение. Упражнения проводимые в системе, расширяют кругозор детей, развивают логическое мышление, творческие способности детей, создают потребность в общении, а также помогают учащимся усвоить признаки текста, приемы анализа текстов, постепенно готовят их к составлению связного высказывания на определенную тему.

Литература.

  1. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. – В кн. В защиту живого слова. – М.: Просвещение, 1966.
  2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975.
  3. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1975.
  4. Ладыженская Т.А. и др. Речевые секреты.- М.: Просвещение, 1992.
  5. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 класс.- М.: Просвещение, 1991.
  6. Ефимова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1991.
  7. Программа для начальных классов по системе Л.В.Занкова.- М.:Федеральный научно- методический центр им. Л.В.Занкова, 2002

Презентация