Цели:
- Сформировать понятие “Почва”
- Познакомить с составом почвы и населяющими её организмами
- Дать элементарное представление об образовании почвы, её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны.
Рекомендуемое место проведения урока – лужайка на берегу лесной речушки
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний о родном крае
Викторина на тему “Растительный и животный мир Уссурийской тайги”
Появляются Фома и Ерёма.
Фома: Мы ребята удалые!
Ерёма: Мы ребята озорные!
Вместе: Всех на конкурс мы зовём и подарки раздаём!
- Хлебное дерево тайги ( кедр)
- “Чёртово дерево” (аралия)
- Дерево, кора которого напоминает красивую ворсистую ткань (бархат)
- Представитель смешанных лесов, имеющий большие резные листья (дуб)
- Реликтовый цветок водяного растения (лотос)
- Корень жизни (жень-шень)
- Представитель внеярусной растительности, часто переплетает стволы рядом стоящих деревьев (лиана)
- Самый крупный рогач нашей фауны – жук с названием животного (олень)
- Крупный жук страны – уссурийский реликтовый усач (каллипогон)
- Жук, способный испускать в темноте таинственный фосфорический свет (светлячок)
- Широко распространённый в Приморских лесах паразит животного и человека ( клещ)
- Насекомые - санитары леса (муравьи)
- Место, где в зимнее время можно увидеть бодрствующих бабочек, кузнечиков, пауков (пещера)
- Дикая свинья – любимое лакомство тигра (кабан)
- Млекопитающее, похожее на маленького оленя (кабарга)
- Крупный представитель семейства кошачьих – хозяин Уссурийской тайги (тигр)
- Перелётная птица с длинными ногами (аист)
III. Введение нового материала и его первичное закрепление
Фома:
Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом -
Что вы скажете о нём?
Дети отвечают, что это почва
Ерема:
Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка
Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)
1. Инсценировка, объясняющая роль неживой и живой природы в образовании почвы
Появляется Лесовичок с корзинкой в руках
Хи-хи-хи, узнаете меня?
Старичок-лесовичок к Вам явился на урок.
Сказок я для Вас принес, скажу прямо: “целый воз”.
Вот здесь, на пенечке, я посижу
И сказку одну Вам расскажу.
(устраивается поудобней)
В некотором царстве, в тридесятом лесном государстве
Жил-был булыжник. Старый такой, невзрачный, серенький,
Угловатый какой-то, ну вроде меня.
Никто на булыжник внимания не обращал.
Разве что мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.
А уж как хотелось булыжничку знаменитым стать,
Уж как хотелось!
Но он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где - нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился? (дети вспоминают, как на костре, в Лесной школе, лопнул камень) Ну вот, такое, к сожалению, и с нашим камешком случилось. Скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…
Ой, бок заболел, и горло что-то прихватило.
А может, кто-нибудь поможет мне сказочку продолжить?
(дети продолжают сказку)
Лесовичок: “Уже лучше мне стало”
И вот, однажды поселилась среди камешкиных песчинок жизнь.
Крошечная такая, совсем невидимая.
Микробчик построил свой домик в песчинках.
Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.
И вот уже не один, а миллионы микробиков нашли свое убежище в песчиночках
Как-то раз опустился на камешек маленький такой парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, проклюнулся плодик, и появилось среди песчинок желтенькое чудо.
Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешочков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни.
А тут ребятишки приходят с учительницей.
Она и говорит: “Дети, посмотрите, это почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Он то и дает жизнь растениям. А все началось с невзрачного камешка”
Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью. Книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев. И назвал он свою книжку “Русский чернозем”
2. Сообщение Фомы и Еремы
Фома: Процесс образования почвы очень сложен и длителен. Образование почвы началось только с появления живых существ на Земле. С тех пор в течение многих миллионов лет идёт непрерывный процесс её образования. По подсчётам учёных, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной всего 5 см. Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см., в других достигает нескольких метров. Ерёма: Главный отличительный признак почвы от земли – её плодородие.
Фома:
В лесной почве обитает много маленьких существ. Прорывая сеть ходов, дождевые черви способствуют распространению в почве веществ, необходимых для питания растений и животных.
Черви, в свою очередь, служат пищей для более крупных роющих животных: например, кротов.
По растениям ползают слизни и улитки, питающиеся ими. Муравьи устраивают свои жилища – муравейники – под землей, прорывая множество туннелей. Муравьи, жуки и другие насекомые становятся добычей пауков.
Ерема:
Геологи знают: есть растения, с помощью которых можно найти скрытое глубоко под землей.
С помощью фиалки открыты месторождения цинка, анемоны - никеля.
Крапива растет там, где много азота, клевер любит полакомиться кальцием.
Вот как связаны между собой растения и горные породы, формирующие земную кору.
Питаясь клевером, корова передает человеку накопленный в ее организме кальций.
Кальций – основа костной системы человека.
IV. Творческая работа детей в группах
1. Фома читает детям письмо от дождевого червячка, (письмо сочинили учащиеся пятого класса)
Здравствуйте, друзья мои, ребятишки.
Я – червячок. Зовут меня Гришка.
Из почвы письмо свое я Вам шлю.
И в нем я вопрос Вам задаю.
Кто поселился под милой кедрушкой,
Ставшей любимой моею подружкой?
Дети вместе с Фомой и Еремой, под руководством учителя сочиняют ответ Червячку.
Кто поселился под милой кедрушкой,
Ставшей любимой твоей подружкой?
Жук-усач-каллипогон
Павлиноглазка, махаон.
Вот муравьишка ползет по стволу,
Видно, усами учуял смолу.
На веточке днем висит паучок,
А ночью здесь место находит сверчок.
С друзьями проводим мы здесь много дней.
Значит, и мы поселились под ней.
2. Моделирование учащимися “Круговорота веществ в природе”
3. Беседа: “Нарушится ли круговорот веществ, если в него вмешается человек?”
4. Игра “Устами младенца”
- Это вот такое большое, большое богатство.
- Это дороже всяких денег.
- И даже дороже золота.
- Про него великий учёный-почвовед В.В. Докучаев говорил, что это царь.
- И это даёт жизнь растениям. (перегной)
- А это сильно влияет на образование почвы в самом начале её жизни и потом на протяжении всей жизни.
- Это вообще сильно влияет на всё живое: и на растения, и на животных, и на нас с вами влияет.
- Если это плохое, то и почва плохая (климат)
- Она вот такая толстая и большая
- И она имеет название
- По ней учились и сейчас учатся некоторые люди, которые изучают почву
- Она бывает не только про почву, но и про всё на свете.(книга В.В. Докучаева “Русский чернозём)
5. Практическая работа по определению состава почвы.
Проводится ряд известных каждому учителю опытов по определению физического и химического состава почвы (исследование почвы с помощью лупы, воды, нагревания, фильтрации воды через песок, глину и гравий)
6. Исследование оврага и объяснение причины его возникновения
7. Беседа о негативных последствиях влияния хозяйственной деятельности человека на почву.
V. Итог урока