Урок по теме "Почва"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать понятие “Почва”
  • Познакомить с составом почвы и населяющими её организмами
  • Дать элементарное представление об образовании почвы, её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны.

Рекомендуемое место проведения урока – лужайка на берегу лесной речушки

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний о родном крае

Викторина на тему “Растительный и животный мир Уссурийской тайги”

Появляются Фома и Ерёма.

Фома: Мы ребята удалые!

Ерёма: Мы ребята озорные!

Вместе: Всех на конкурс мы зовём и подарки раздаём!

  1. Хлебное дерево тайги ( кедр)
  2. “Чёртово дерево” (аралия)
  3. Дерево, кора которого напоминает красивую ворсистую ткань (бархат)
  4. Представитель смешанных лесов, имеющий большие резные листья (дуб)
  5. Реликтовый цветок водяного растения (лотос)
  6. Корень жизни (жень-шень)
  7. Представитель внеярусной растительности, часто переплетает стволы рядом стоящих деревьев (лиана)
  8. Самый крупный рогач нашей фауны – жук с названием животного (олень)
  9. Крупный жук страны – уссурийский реликтовый усач (каллипогон)
  10. Жук, способный испускать в темноте таинственный фосфорический свет (светлячок)
  11. Широко распространённый в Приморских лесах паразит животного и человека ( клещ)
  12. Насекомые - санитары леса (муравьи)
  13. Место, где в зимнее время можно увидеть бодрствующих бабочек, кузнечиков, пауков (пещера)
  14. Дикая свинья – любимое лакомство тигра (кабан)
  15. Млекопитающее, похожее на маленького оленя (кабарга)
  16. Крупный представитель семейства кошачьих – хозяин Уссурийской тайги (тигр)
  17. Перелётная птица с длинными ногами (аист)

III. Введение нового материала и его первичное закрепление

Фома:

Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом -
Что вы скажете о нём?

Дети отвечают, что это почва

Ерема:

Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка
Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)

1. Инсценировка, объясняющая роль неживой и живой природы в образовании почвы

Появляется Лесовичок с корзинкой в руках

Хи-хи-хи, узнаете меня?
Старичок-лесовичок к Вам явился на урок.
Сказок я для Вас принес, скажу прямо: “целый воз”.
Вот здесь, на пенечке, я посижу
И сказку одну Вам расскажу.

(устраивается поудобней)

В некотором царстве, в тридесятом лесном государстве

Жил-был булыжник. Старый такой, невзрачный, серенький,

Угловатый какой-то, ну вроде меня.

Никто на булыжник внимания не обращал.

Разве что мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось булыжничку знаменитым стать,

Уж как хотелось!

Но он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где - нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился? (дети вспоминают, как на костре, в Лесной школе, лопнул камень) Ну вот, такое, к сожалению, и с нашим камешком случилось. Скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

Ой, бок заболел, и горло что-то прихватило.

А может, кто-нибудь поможет мне сказочку продолжить?

(дети продолжают сказку)

Лесовичок: “Уже лучше мне стало”

И вот, однажды поселилась среди камешкиных песчинок жизнь.

Крошечная такая, совсем невидимая.

Микробчик построил свой домик в песчинках.

Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микробиков нашли свое убежище в песчиночках

Как-то раз опустился на камешек маленький такой парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, проклюнулся плодик, и появилось среди песчинок желтенькое чудо.

Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешочков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни.

А тут ребятишки приходят с учительницей.

Она и говорит: “Дети, посмотрите, это почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Он то и дает жизнь растениям. А все началось с невзрачного камешка”

Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью. Книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев. И назвал он свою книжку “Русский чернозем”

2. Сообщение Фомы и Еремы

Фома: Процесс образования почвы очень сложен и длителен. Образование почвы началось только с появления живых существ на Земле. С тех пор в течение многих миллионов лет идёт непрерывный процесс её образования. По подсчётам учёных, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной всего 5 см. Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см., в других достигает нескольких метров. Ерёма: Главный отличительный признак почвы от земли – её плодородие.

Фома:

В лесной почве обитает много маленьких существ. Прорывая сеть ходов, дождевые черви способствуют распространению в почве веществ, необходимых для питания растений и животных.

Черви, в свою очередь, служат пищей для более крупных роющих животных: например, кротов.

По растениям ползают слизни и улитки, питающиеся ими. Муравьи устраивают свои жилища – муравейники – под землей, прорывая множество туннелей. Муравьи, жуки и другие насекомые становятся добычей пауков.

Ерема:

Геологи знают: есть растения, с помощью которых можно найти скрытое глубоко под землей.

С помощью фиалки открыты месторождения цинка, анемоны - никеля.

Крапива растет там, где много азота, клевер любит полакомиться кальцием.

Вот как связаны между собой растения и горные породы, формирующие земную кору.

Питаясь клевером, корова передает человеку накопленный в ее организме кальций.

Кальций – основа костной системы человека.

IV. Творческая работа детей в группах

1. Фома читает детям письмо от дождевого червячка, (письмо сочинили учащиеся пятого класса)

Здравствуйте, друзья мои, ребятишки.
Я – червячок. Зовут меня Гришка.
Из почвы письмо свое я Вам шлю.
И в нем я вопрос Вам задаю.
Кто поселился под милой кедрушкой,
Ставшей любимой моею подружкой?

Дети вместе с Фомой и Еремой, под руководством учителя сочиняют ответ Червячку.

Кто поселился под милой кедрушкой,
Ставшей любимой твоей подружкой?
Жук-усач-каллипогон
Павлиноглазка, махаон.
Вот муравьишка ползет по стволу,
Видно, усами учуял смолу.
На веточке днем висит паучок,
А ночью здесь место находит сверчок.
С друзьями проводим мы здесь много дней.
Значит, и мы поселились под ней.

2. Моделирование учащимися “Круговорота веществ в природе”

3. Беседа: “Нарушится ли круговорот веществ, если в него вмешается человек?”

4. Игра “Устами младенца”

  • Это вот такое большое, большое богатство.
  • Это дороже всяких денег.
  • И даже дороже золота.
  • Про него великий учёный-почвовед В.В. Докучаев говорил, что это царь.
  • И это даёт жизнь растениям. (перегной)
  • А это сильно влияет на образование почвы в самом начале её жизни и потом на протяжении всей жизни.
  • Это вообще сильно влияет на всё живое: и на растения, и на животных, и на нас с вами влияет.
  • Если это плохое, то и почва плохая (климат)
  • Она вот такая толстая и большая
  • И она имеет название
  • По ней учились и сейчас учатся некоторые люди, которые изучают почву
  • Она бывает не только про почву, но и про всё на свете.(книга В.В. Докучаева “Русский чернозём)

5. Практическая работа по определению состава почвы.

Проводится ряд известных каждому учителю опытов по определению физического и химического состава почвы (исследование почвы с помощью лупы, воды, нагревания, фильтрации воды через песок, глину и гравий)

6. Исследование оврага и объяснение причины его возникновения

7. Беседа о негативных последствиях влияния хозяйственной деятельности человека на почву.

V. Итог урока