Интегрированный урок (физика + информатика) в 11-м классе "Использование явления электромагнитной индукции"

Разделы: Физика, Информатика


Педагогическое обоснование урока

Урок проводится с целью ознакомления учащихся с применениями явления электромагнитной индукции при работе трансформатора, записи и чтения информации с магнитных носителей и обнаружения металлических предметов.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет включить иллюстрации к материалу урока, что активизирует деятельность учащихся и формирует интерес к предмету. С помощью компьютерной анимации показывается в динамике принцип записи и чтения данных на магнитных носителях информации – процесс, который невозможно увидеть в ходе работы механизма. Наличие локальной сети позволяет на компьютере преподавателя оперативно обработать результаты тестирования класса и немедленно корректировать знания учащихся. Получение информации с электронных источников при наличии общего доступа в Internet индивидуализирует учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать физику, так и отрабатывать элементарные навыки и умения по информатике.

Урок проводиться в компьютерном классе, оснащенным мультимедийным проектором, локальной сетью и имеющий общий доступ в Internet.

Цели урока:

Образовательная: продолжить работу над формированием понятия об электромагнитном поле как виде материи и доказательства его реального существования; совершенствовать навыки решения расчетных задач.

Развивающая: продолжить работу с учащимися над формированием представлений о современной физической картине мира; по формированию умений применять полученные знания для объяснения принципов действия технических устройств; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.

Воспитательная: формировать материалистическое мировоззрение и нравственные качества личности.

Оборудование и техническое оснащение урока:

  • Однофазный трансформатор с принадлежностями
  • Flash-презентация урока <Приложение 1 >
  • тест "Электромагнитная индукция" <Приложение 2 >
  • Flash-фильм "Магнитные носители информации" <Приложение3>
  • Презентация "Металлодетектор" <Приложение 4 >
  • Программы: Microsoft Oficce PowerPoint 2003 ; Macromedia Flash Player 8.

Ход урока:

Организация начала занятия.

Начинается демонстрация Flash-презентации урока <Приложение1>

Слайд 1. Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение изучаемой темы, формулируются тема урока и определяются его задачи.

Создание проблемной ситуации:

Слайд 2. Вопросы к слайду:

Какую опасную работу выполняет солдат? (солдат ищет мины).

Как называется эта воинская профессия? (сапер).

С помощью какого прибора сапер обнаруживает мину? (миноискатель или металлодетектор).

Какие предметы позволяет обнаружить миноискатель? (металлические)

Почему миноискатель не может обнаружить пластмассовые предметы?

На сегодняшнем уроке мы поговорим о физическом явлении, лежащем в основе работы миноискателей, познакомимся с работой широко распространенного технического устройства – трансформатора, и узнаем как работает настоящий металлодетектор.

Проверка выполнения домашнего задания.

Слайд 3. В основе работы металлоискателей лежит явление возникновения тока в контуре, находящимся в переменном магнитном поле. Перед тем, как рассматривать новый материал, выполните, пожалуйста, тест “Явление электромагнитной индукции” <Приложение 2>.
(Анализ выполнения теста, коррекция знаний учащихся в вопросах, вызвавших наибольшее затруднение.)

Подготовка к усвоению нового материала.

Слайд 4. Используя Яндекс, найдите

1. Определение слова "Трансформатор электрический" в Большой советской энциклопедии;

2. Схему трансформатора;

3. Кто изобрел трансформатор (однофазный и трехфазный)?

Учитель контролирует ход поиска и рекомендует сохранить результаты, так как они используются далее в уроке.

Изучение нового материала.

Слайд 5. Рассмотрим устройство и принципиальное действие трансформатора.

Демонстрация. Устройство и действие однофазного трансформатора

- загорание лампочки во вторичной катушке (объяснение данного опыта)

- принцип работы сварочного аппарата (почему витки во вторичной катушке понижающего трансформатора толще?)

Слайд 6 – 10. Визуализируем принцип работы трансформатора.

(Слайды позволяют повторить устройство трансформатора, принцип работы, условное обозначение и величины, характеризующие трансформатор)

Первичное закрепление нового материала

Слайд 11 – 12. Опорный конспект.

(На основание обобщенного плана изучения технического устройства составляется опорный конспект урока и записывается в тетрадь, что позволяет третий раз повторить учебный материал)

Слайд 13 – 14. Задача и образец решения

(Задача формулируется на основе фотографии сетевого адаптера, что позволяет показать применение трансформатора в быту и вычислительной технике. Ход решение задачи выстраивается в фронтальной беседе с учащимися и этапы иллюстрируются при последовательной прорисовки слайда. Решение задачи записывается в тетрадь.)

Техническое использование явления электромагнитной индукции

Слайд 15. При изучении по информатике темы “Носители информации” мы говорили о дисках и дискетах. Запись и чтение информации с магнитного носителя основано на применении явления ЭМ индукции.

Flash-фильм "Магнитные носители информации" <Приложение3>

(Учитель комментирует кадры фильма, заостряя внимание на узловых моментах)

Слайд 16. В начале урока мы видели металлодетектор – прибор для обнаружения металлических предметов. Ваш товарищ собрал металлодетектор и сейчас он расскажет о своей работе.

Презентация "Металлодетектор" <Приложение4>

(Учащийся презентует свою исследовательскую работу)

Подведение итогов урока.

Слайд 17. Задание: Используя ресурсы Internet, найдите фотографии и характеристики трансформаторов. Результаты поиска используйте для подготовки домашнего задания.

Домашнее задание:

Слайд 18. § 35, дополнительное задание: составить задачу на расчет характеристик трансформатора.