Педагогическое обоснование урока
Урок проводится с целью ознакомления учащихся с применениями явления электромагнитной индукции при работе трансформатора, записи и чтения информации с магнитных носителей и обнаружения металлических предметов.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет включить иллюстрации к материалу урока, что активизирует деятельность учащихся и формирует интерес к предмету. С помощью компьютерной анимации показывается в динамике принцип записи и чтения данных на магнитных носителях информации – процесс, который невозможно увидеть в ходе работы механизма. Наличие локальной сети позволяет на компьютере преподавателя оперативно обработать результаты тестирования класса и немедленно корректировать знания учащихся. Получение информации с электронных источников при наличии общего доступа в Internet индивидуализирует учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать физику, так и отрабатывать элементарные навыки и умения по информатике.
Урок проводиться в компьютерном классе, оснащенным мультимедийным проектором, локальной сетью и имеющий общий доступ в Internet.
Цели урока:
Образовательная: продолжить работу над формированием понятия об электромагнитном поле как виде материи и доказательства его реального существования; совершенствовать навыки решения расчетных задач.
Развивающая: продолжить работу с учащимися над формированием представлений о современной физической картине мира; по формированию умений применять полученные знания для объяснения принципов действия технических устройств; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
Воспитательная: формировать материалистическое мировоззрение и нравственные качества личности.
Оборудование и техническое оснащение урока:
- Однофазный трансформатор с принадлежностями
- Flash-презентация урока <Приложение 1 >
- тест "Электромагнитная индукция" <Приложение 2 >
- Flash-фильм "Магнитные носители информации" <Приложение3>
- Презентация "Металлодетектор" <Приложение 4 >
- Программы: Microsoft Oficce PowerPoint 2003 ; Macromedia Flash Player 8.
Ход урока:
Организация начала занятия.
Начинается демонстрация Flash-презентации урока <Приложение1>
Слайд 1. Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение изучаемой темы, формулируются тема урока и определяются его задачи.
Создание проблемной ситуации:
Слайд 2. Вопросы к слайду:
Какую опасную работу выполняет солдат? (солдат ищет мины).
Как называется эта воинская профессия? (сапер).
С помощью какого прибора сапер обнаруживает мину? (миноискатель или металлодетектор).
Какие предметы позволяет обнаружить миноискатель? (металлические)
Почему миноискатель не может обнаружить пластмассовые предметы?
На сегодняшнем уроке мы поговорим о физическом явлении, лежащем в основе работы миноискателей, познакомимся с работой широко распространенного технического устройства – трансформатора, и узнаем как работает настоящий металлодетектор.
Проверка выполнения домашнего задания.
Слайд 3. В основе работы металлоискателей
лежит явление возникновения тока в контуре,
находящимся в переменном магнитном поле. Перед
тем, как рассматривать новый материал, выполните,
пожалуйста, тест “Явление электромагнитной
индукции” <Приложение 2>.
(Анализ выполнения теста, коррекция знаний
учащихся в вопросах, вызвавших наибольшее
затруднение.)
Подготовка к усвоению нового материала.
Слайд 4. Используя Яндекс, найдите
1. Определение слова "Трансформатор электрический" в Большой советской энциклопедии;
2. Схему трансформатора;
3. Кто изобрел трансформатор (однофазный и трехфазный)?
Учитель контролирует ход поиска и рекомендует сохранить результаты, так как они используются далее в уроке.
Изучение нового материала.
Слайд 5. Рассмотрим устройство и принципиальное действие трансформатора.
Демонстрация. Устройство и действие однофазного трансформатора
- загорание лампочки во вторичной катушке (объяснение данного опыта)
- принцип работы сварочного аппарата (почему витки во вторичной катушке понижающего трансформатора толще?)
Слайд 6 – 10. Визуализируем принцип работы трансформатора.
(Слайды позволяют повторить устройство трансформатора, принцип работы, условное обозначение и величины, характеризующие трансформатор)
Первичное закрепление нового материала
Слайд 11 – 12. Опорный конспект.
(На основание обобщенного плана изучения технического устройства составляется опорный конспект урока и записывается в тетрадь, что позволяет третий раз повторить учебный материал)
Слайд 13 – 14. Задача и образец решения
(Задача формулируется на основе фотографии сетевого адаптера, что позволяет показать применение трансформатора в быту и вычислительной технике. Ход решение задачи выстраивается в фронтальной беседе с учащимися и этапы иллюстрируются при последовательной прорисовки слайда. Решение задачи записывается в тетрадь.)
Техническое использование явления электромагнитной индукции
Слайд 15. При изучении по информатике темы “Носители информации” мы говорили о дисках и дискетах. Запись и чтение информации с магнитного носителя основано на применении явления ЭМ индукции.
Flash-фильм "Магнитные носители информации" <Приложение3>
(Учитель комментирует кадры фильма, заостряя внимание на узловых моментах)
Слайд 16. В начале урока мы видели металлодетектор – прибор для обнаружения металлических предметов. Ваш товарищ собрал металлодетектор и сейчас он расскажет о своей работе.
Презентация "Металлодетектор" <Приложение4>
(Учащийся презентует свою исследовательскую работу)
Подведение итогов урока.
Слайд 17. Задание: Используя ресурсы Internet, найдите фотографии и характеристики трансформаторов. Результаты поиска используйте для подготовки домашнего задания.
Домашнее задание
:Слайд 18. § 35, дополнительное задание: составить задачу на расчет характеристик трансформатора.